Возрастные ограничения: Балкон 12+, партер 6+
Все кантаты Баха с Романом Насоновым
Сезон седьмой. «300 лет спустя»
Концерт девятый
Мила ФРАЁНОВА — сопрано
Михаил НОР — тенор
Богдан ПЕТРЕНКО — бас
Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде
Даниэль САЛЬВАДОР — орган
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО
Последний концерт седьмого сезона цикла «Все кантаты Баха с Романом Насоновым» — важная веха для проекта: число исполненных кантат достигнет 100, а значит — пройдено полпути, исполнена половина из двух сотен церковных кантат Баха!
Беспрецедентный по масштабу и духовно-просветительскому значению цикл стартовал в московском Евангелическо-лютеранском соборе Свв. Петра и Павла в 2017-м, в год празднования 500-летия Реформации. Его авторами и идеологами выступили дирижер Олег Романенко и известный музыковед, доцент Московской консерватории Роман Насонов. Ансамбль Collegium Musicum предпринимает редкий даже для западной практики эксперимент — его цель исполнить все духовные кантаты Баха на исторических инструментах в одном пространстве, в рамках одного цикла концертов с комментариями, которые помогают понять механизмы веры и творчества композитора, а также значение этой музыки для современного мира.
Седьмой сезон «300 лет спустя» посвящен первому году служения Баха в качестве кантора церкви Св. Фомы в Лейпциге. 30 июня прозвучат кантаты BWV 37 «Wer da gläubet und getauft wird» («Кто будет веровать и креститься») и BWV 194 «Höchsterwünschtes Freudenfest» («Се — долгожданный, радостнейший праздник»), написанные на Вознесение и Троицын день, два больших праздника, завершающих первый год композитора в новой должности.
Роман Насонов:
Семь сезонов. Сто исполненных кантат. Надеюсь, что своими трудами мы заложили прочную традицию исполнения церковной музыки Баха в России. Великий композитор писал кантаты не по отдельности, а годовыми циклами. Любимые филармонической публикой Пассионы — их часть. Ни Бах, ни его современники не мыслили Страсти вне окружения кантат, а кантаты — в отрыве от проповеди пастора, изложения веры в лютеранских песнях и риторики церковного органа. Придуманная нами форма духовного концерта — нигде такой больше нет — возрождает эту цельность смыслов сегодня. Впечатляет прогресс музыкантов: ансамбля Collegium Musicum под управлением Олега Романенко, превосходного хора, преданных Баху певцов. Низкий поклон слушателям: без вас ничего бы не состоялось.
Олег Романенко:
Кантаты Баха для меня — не просто великая музыка непревзойденного гения и даже не возможность погружаться в красоту и тонкости HIP, но прежде всего проповедь Евангелия. В кантатах я черпаю духовные силы, они ободряют и укрепляют, обличают и наставляют, помогают пройти тяжелые моменты жизни, дают надежду. Начав цикл в 2017 году, я не понимал, когда смогу завершить его и смогу ли вообще, так как это колоссальная нагрузка, в том числе финансовая. Но с помощью Божьей за семь сезонов мы добрались до «экватора», и 30 июня сыграем сотую из сохранившихся двухсот духовных кантат Баха.
В программе:
Кантата BWV 37 Wer da gläubet und getauft wird («Кто будет веровать и креститься»)
Кантата BWV 194 Höchsterwünschtes Freudenfest («Се – долгожданный, радостнейший праздник»)