Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

27 марта / Среда
начало в 20:00, длительность 2 часа
Билеты от 1400₽

И. С. Бах «Страсти по Иоанну». Памяти жертв трагедии 22 марта 2024

Концерт перенесен с 24 марта, билеты действительны. 

«СТРАСТИ ПО ИОАННУ»
(первая редакция, 1724)

Все кантаты Баха с Романом Насоновым
Сезон седьмой. «300 лет спустя». 
Концерт седьмой

Солистка новосибирской государственной филармонии 
Яна МАМОНОВА — сопрано
Приглашенный солист Мариинского театра
Артём КРУТЬКО — альт
Михаил НОР — тенор (Евангелист)
Владимир КРАСОВ — бас (Иисус)

Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижёрОлег РОМАНЕНКО

В преддверии западноевропейской Пасхи цикл «Все кантаты Баха» продолжается исполнением первой редакции «Страстей по Иоанну» — шедевра, впервые прозвучавшего в лейпцигской церкви Св. Николая 300 лет назад, 7 апреля 1724 года. 

«Страсти по Иоанну» — самая драгоценная жемчужина в ожерелье кантат, созданных Бахом в первый год работы в Лейпциге.  И хотя сочинение оказалось в тени более монументальных «Страстей по Матфею», его особый характер высокого ценили многие музыканты. Шуман считал эти «Страсти» «гораздо более смелыми, более сильными, более поэтичными, чем те, что из Евангелия от Матфея». В том, насколько точны и правдивы его слова, мы сами можем убедиться.

Уникальность «Страстей по Иоанну» заключается уже в том, что они сопровождали Баха с первого года службы в Лейпциге до предпоследнего года его жизни: известны пять версий, связанных с исполнениями в 1724, 1725, 1728, 1739 и 1749 годах.  Уже одно это показывает, насколько партитура была дорога сердцу композитора. Вероятно, причины этой привязанности были не только музыкальными и практическими. Текст Евангелия от Иоанна существенно отличается от трех синоптических Евангелий; его особенно ценил Мартин Лютер (фигура, архиважная для Баха), утверждавший, что «Евангелие от Иоанна уникально по красоте и <…> является главным Евангелием, намного превосходящим три других». Баховское прочтение Страстей Христовых — и с точки зрения текста, и с точки зрения музыки — вызвало серьезные нарекания ортодоксального лютеранского сообщества Лейпцига. Церковные власти неоднократное требовали переделок «Страстей по Иоанну», и менявшуюся партитуру можно считать богословской дискуссией, историей поиска компромиссов и отстаивания Бахом своих взглядов. 

Музыкально «Страсти по Иоанну» стали кульминацией предшествующих лет, в них Бах стремился кристаллизовать все лучшее, что ему удалось найти и проверить на практике в кантатах. Он сам признался, что его музыка была несравненно сложнее, чем всё то, что звучало тогда в Лейпциге. Отличалась она и по характеру: в ней был задействован колоссальный арсенал мощных выразительных средств, в том числе оперных, который позволили отразить широкую гамму человеческих эмоций: от вины, раскаяния, ненависти, страха до прощения и всепоглощающей любви. В результате последние события жизни Христа буквально оживают на глазах слушателей. 

Бах двадцать лет ждал такого шанса: в масштабной форме показать, как современная музыка может служить для укрепления веры. «Страсти по Иоанну» стали, на тот момент, его самым крупным сочинением — сорок частей и более ста минут звучания, превосходивших любые литургические потребности того времени. Но именно исполнение баховского шедевра в 1724 году положило начало городской традиции ежегодных исполнений Страстей в Страстную пятницу, которой в Лейпциге прежде не существовало. 

Седьмой сезон уникального цикла «Все кантаты Баха» посвящен юбилейной дате — ровно 300 лет назад Иоганн Себастьян занял пост кантора церкви Святого Фомы в Лейпциге, преобразив музыкальный ландшафт города и, в конечном счете, всю будущую историю музыки. В сезоне 2023/24 будут звучать кантаты, созданные в первый год работы Баха в новой должности. Постигать смысл баховских шедевров слушателям помогают комментарии крупнейшего знатока старинной духовной музыки, доцента Московской консерватории Романа Насонова.  

В программе: 
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

«Страсти по Иоанну», первая редакция
BWV 245

Исполнители

Артем Крутько

Приглашенный солист Мариинского театра

Учился академическому вокалу в Челябинской государственной академии культуры и искусств у профессора Людмилы Боровик.
В 2011 стажировался в Лионской опере у Жан-Поля Фушекура. 

В 2013–2015 служил солистом Театра и оркестра Гейдельберга.
В 2015–2019 – солист Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова. Выступал в Боннской опере, Дворцовом театре Шветцингена, Баденском государственном театре в Карлсруэ, Королевской опере Версаля, Михайловском театре, Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и на других площадках.
Давал концерты во многих городах России, а также в Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах и Беларуси.

В Мариинском театре дебютировал в 2008 на премьере оперы Александра Смелкова «Братья Карамазовы».
Участвовал в мировой премьере оперы Александра Раскатова «Затмение» (2018) и премьере спектакля «Снегурочка» (2020).

Исполнял сольные альтовые кантаты Вивальди, Баха, альтовые партии в оратории Генделя «Мессия», в Stabat Mater Перголези, Реквиеме Моцарта, партию тенора в «Кофейной кантате» Баха.

Участвовал в Генделевском фестивале в Карлсруэ, Международном Глюковском оперном фестивале в Нюрнберге, Оперном фестивале в Савонлинне, Международном оперном фестивале имени Ф.И. Шаляпина, Международном музыкальном Гаврилинском фестивале, екатеринбургском Bach-fest’e, фестивалях «Звезды белых ночей», «Новые горизонты», «Ирина Архипова представляет…» и других.

Звания и награды:

  • Лауреат Государственной премии Челябинской области (2008)
  • Премия «Золотая лира» (Челябинск, 2009)
  • Лауреат XXI Международного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки (Челябинск, 2005, III премия)
  • Номинация на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» (Оберон, «Сон в летнюю ночь», 2011)

Яна Мамонова

Лауреат международных и всероссийских конкурсов.
Солистка новосибирской государственной филармонии, доцент Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки.

Стажировалась на мастер-классах Эммы Керкби, Эвелин Табб, Кристофера Прегардьена, Айры Сиффа в Европе.
В разные годы сотрудничала с ансамблями «Маркелловы голоса», Insula Magica, MusicAterna , Musica Poetica (Нидерланды), Bach choir and orchestra (Нидерланды).

Активно сотрудничает с европейскими музыкальными коллективами и фестивалями, такими как «Звезды Белых ночей Петербурга» ( Санкт-Петербург), Schleswig-Holstein music Festival (Германия), Innsbrucker Festwochen Alt Musik Festival (Австрия), Himmel und Hein (Австрия).
Театральным дебютом на сцене Новосибирского театра оперы и Балета в 2004 стала «Свадебка» (Les Noces) И. Стравинского по приглашению Теодора Курентзиса и продолжилась с Бобом Вилсоном (США) в международной постановке «Страстей по Иоанну» И.С. Баха в оперных театрах Киля (Германия) и Вильнюса (Литва).

Репертуар певицы включает практически все стили вокальной музыки от ораторий и кантат Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена до музыки романтического и позднеромантического периода, классическая русская музыка Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Медтнера, Гречанинова и т.д., в том числе камерная музыка ХХ века – О. Мессиан, Б. Бриттен, Э. Денисов, С. Губайдулина, Б. Тищенко, Л. Десятников, А. Локшин.
 

Звания и награды:

  • Почетная грамота Губернатора и Министерства Культуры Новосибирской области за вклад в развитие музыкального искусства

Владимир Красов

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дирижирование академическим хором», художественныйруководитель и дирижер Хора студентов Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова. 

Окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Б. Куликова). Занимался изучением стилей исполнения музыки различных эпох, старинных танцев, а также аутентичной манеры звукоизвлечения. Лауреат всероссийских и международных конкурсов, автор научных статей и учебно-методических пособий по вопросам современного хорового искусства.
Выступает с концертами на крупных европейских и мировых площадках, сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, среди которых В. Спиваков, Ю. Башмет, М. Плетнев, А. Рудин, А. Левин, В. Халилов, А. Соловьёв, Ф. Сарделли, С. Монтанари, Х. Риллинг, Т. Курентзис, П. Филипс, Ф. Берниус и др.

С 2010 — солист Вокального ансамбля INTRADA под руководством Е. Антоненко. 
Как вокалист В 2013 г. стажировался в Большом театре России, с 2014 работал в Государственной академической симфонической капелле России под руководством В. Полянского. Сотрудничает с Международной Академией старинной музыки Opera Omniaпринимал участие в мировой премьере оперы С. Ланди
«La morte d’Orfeo» (2013) под руководством Эндрю Лоурэнс-Кинга.

Важное место в репертуаре Красова занимает современная музыка; он участвовал в исполнении оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский» (музыка Д. Курляндского, Б. Филановского, А. Сюмака, С. Невского, А. Сысоева, В. Раннева, 2014-2019), кантаты А. Сысоева «SOS» (2017), оперы А. Белоусова «Книга Серафима» (2020).
Участвовал в премьере оратории Б. Филановского «Пропевень о проросли мировой» на фестивале «Другое пространство» с ГАСО России имени Е.Ф. Светланова под управлением В. Юровского (2018).
В 2020 г. принимал участие в Х Международной академии молодых композиторов в г. Чайковский. 

Михаил Нор

Родился в 1994 году в семье музыкантов. Петь начал с раннего детства в церковном хоре, в 14 лет стал регентом, сольное и хоровое пение в церкви сопровождает всю его жизнь.
В настоящее время — студент Московской консерватории («Кафедра сольного пения»).
В 2014 солировал в концерте известного дирижёра Майкла Шасбергера (США) в рамках I Международного хорового конгресса.
В 2015-2017 — хормейстер хора МГУ. Приглашённый солист хора Московской консерватории и хора МГУ.
С 2016 года — артист вокального ансамбля «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко.
Участвовал в Международном фестивале «Musikfest Erzgebirge» (2016), Дрезденском музыкальном фестивале (2017).
Активно выступает в концертах камерной музыки, исполняя сочинения разных эпох, от старинной музыки до современной. Сотрудничает с Ансамблем Collegium Musicum под руководством Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации).

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского (2008).

Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Теодора Курентзиса. Работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers.

В 2007 создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD.

В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И.С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения.

В сезоне 2020/21 выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А.В. Свешникова. 

В настоящее время Олег Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Российский музыковед, ученик Ю.Н. Холопова и М.А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории.
Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета.
Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru).
Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра.
Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Даниэль Сальвадор

Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика).
Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и другие. Играл в составе ансамблей старинной музыки Ensamble de la Abadesa и Ars Combinatoria, сотрудничал с фолк-
группой Santarén-Folk.
Принимал участие в мастер-классах известных европейских органистов и педагогов, в числе которых Монтсеррат Торрент, Пьер Фараго и Луиджи Тальявини.
В 2010-2012 входил в совет Мадридской Королевской Консерватории. С 2012 – органист Архиепископства Мадрида.
Музыкальный руководитель Международного цикла органных концертов Посольства Ватикана в Испании.
Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид).Постоянный участник проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым» в Евангелическо-Лютеранском Кафедральном соборе святых Петра и Павла в Mоскве (с ансамблем Collegium Musicum), в рамках которого исполняет также все хоральные прелюдии для органа И.С. Баха. Среди важных событий последних лет – исполнение всех органных концертов Генделя и Вивальди, всех церковных сонат Моцарта и всех органных сочинений Лигети.

Звания и награды:

  • Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании.
  • Лауреат Международного конкурса JM International
  • Лауреат международного конкурса Jeunesses Musicales

 

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
25 апреля / 20:00
Эксклюзивная программа Даниэля САЛЬВАДОРА: шедевры и раритеты — музыка, созданную для великолепных соборов Сарагосы, Валенсии, Севильи, Сеговии, Мадрида и Эскориала.
27 апреля / 21:00
Золотые страницы классической музыки в авторских обработках и презентация композиций с двух новых альбомов — Bach Games и «Карнавал животных на Сахалине»!
28 апреля / 20:00
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра!
2 мая / 20:00
Дебют петербургского органиста Сергея БУСЛОВА соборе Свв. Петра и Павла обещает слушателям по-настоящему яркие впечатления и свежие интерпретации органной классики.
5 мая / 19:00
Бах и шедевры европейской романтической эпохи — в программе выдающегося органиста Александра ФИСЕЙСКОГО.
Ближайшие концерты
25 апреля / 20:00 – 21:30
Эксклюзивная программа Даниэля САЛЬВАДОРА: шедевры и раритеты — музыка, созданную для великолепных соборов Сарагосы, Валенсии, Севильи, Сеговии, Мадрида и Эскориала.
Билеты от 800₽
27 апреля / 21:00 – 22:30
Золотые страницы классической музыки в авторских обработках и презентация композиций с двух новых альбомов — Bach Games и «Карнавал животных на Сахалине»!
28 апреля / 20:00 – 21:30
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра!
2 мая / 20:00 – 21:30
Дебют петербургского органиста Сергея БУСЛОВА соборе Свв. Петра и Павла обещает слушателям по-настоящему яркие впечатления и свежие интерпретации органной классики.
Билеты от 600₽
5 мая / 19:00 – 20:30
Бах и шедевры европейской романтической эпохи — в программе выдающегося органиста Александра ФИСЕЙСКОГО.
Билеты от 800₽
9 мая / 20:00 – 21:30
Лауреаты международных конкурсов Фёдор СТРОГАНОВ — орган Иван ДЫМА — саксофон В программе: И. С. Бах, А. Корелли, К. В. Глюк, А. Пьяццолла, Ф. Строганов, И. Дыма и др.
Билеты от 800₽
11 мая / 18:00 – 19:30
лауреаты международных конкурсов Константин КАЗНАЧЕЕВ – скрипка, Иван ЦАРЕВ – орган, Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
Билеты от 1400₽
12 мая / 19:00 – 20:30
Аркадий ШИЛКЛОПЕР — валторна, альпийский рог, флюгельгорн, кулохорн Марианна ВЫСОЦКАЯ — орган В программе: В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Л. Вьерн, Г. Миллер, А. Шилклопер и др.
Билеты от 800₽
19 мая / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Александр ЛЕМЕШЕВ — стеклянная арфа Олеся КРАВЧЕНКО – орган
Билеты от 800₽
23 мая / 20:00 – 21:30
Титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
Билеты от 600₽
25 мая / 21:00 – 22:15
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер — Олег РОМАНЕНКО Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
26 мая / 20:00 – 21:30
Ансамбль Collegium Musicum, Олег РОМАНЕНКО, Роман НАСОНОВ. В программе: кантаты BWV 104, BWV 12, BWV 86
Билеты от 600₽
30 мая / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Мария МОХОВА — орган
Билеты от 800₽
2 июня / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Алексей КОРНИЛЬЕВ — труба Михаил ГАЙДУК — труба Наталья УЖВИ — орган В концерте принимает участие лауреат международных конкурсов Дарья ГАЙДУК — сопрано В программе: И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, И. Пахельбель, А. Вивальди и др.
Билеты от 800₽
9 июня / 19:00 – 20:30
Юлия ИКОННИКОВА — орган, Полина ШУЛЬГИНА — скрипка, Мария ПЕТУНИНА — виолончель
Билеты от 800₽
13 июня / 20:00 – 21:30
Вокальный дуэт «Ave Maria»: Мария АРИЯ — сопрано Наталия ДУБРОВСКАЯ — сопрано, перкуссия Лауреаты международных конкурсов Мария МОИСЕЕВА — орган
Билеты от 800₽
16 июня / 20:00 – 21:30
Александр ФИСЕЙСКИЙ – орган
Билеты от 800₽
23 июня / 20:00 – 21:45
Ансамбль Collegium Musicum, Олег РОМАНЕНКО, Роман НАСОНОВ. В программе: кантаты BWV 37, BWV 194
Билеты от 600₽
4 июля / 20:00 – 21:30
Титулярный органист Папской базилики Св. Михаил в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
Билеты от 800₽
11 июля / 20:00 – 21:30
Играет Юлия ГЛАЗКОВА— орган 
Билеты от 800₽
Работает на Cornerstone