Возрастные ограничения: Балкон 12+, партер 6+
Авторский цикл «Господь — твердыня наша»
Хоральное наследие И. С. Баха
(К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера)
Концерт четвертый
Выдающийся российский органист Александр Фисейский посвятил новый цикл в Евангелическо-лютеранском соборе свв. Петра и Павла важной для лютеран дате — 500-летию первой публикации Нового Завета в переводе Лютера. Поэтому в программах будет звучать органная музыка, непосредственно связанная со словом. В пяти концертах Фисейский исполнит все хоральные обработки Баха, а сопровождать их будут шедевры мировой живописи, иллюстрирующие и дополняющие содержание каждого хорала.
В февральском концертее Александр Фисейский исполнит одно из самых грандиозных сочинений, созданных когда-либо для органа, — «Органную мессу» Иоганна Себастьяна Баха. Так принято называть Третью часть его «Клавирных упражнений». Она была создана в период творческого расцвета композитора, Бах придавал ей особое значение: это первое органное сочинение, опубликованное при жизни композитора.
«Органная месса» написана к 200-летию посещения Лейпцига Мартином Лютером и торжественной службы в церкви св. Фомы 25 мая 1539 года на праздник св. Троицы. Она содержит обработки хоральных песнопений протестантского богослужения. Своей структурой «Органная месса» напоминает Катехизис Лютера, состоящий из двух частей: в Большом катехизисе излагаются догматы веры, а Малый катехизис обращен к детям и простому люду. Соответственно и каждый хоральный напев в баховском цикле (за исключением Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’) представлен в двух версиях: пространной — где автор использует все ресурсы органа, включая педальную клавиатуру, и небольшой — мануальной. Именно благодаря особенностям структуры, Третью часть Клавирных упражнений называют «Органной мессой».
Исследователь творчества немецкого мастера Ф. Шпитта справедливо заметил, что по завершении Третьей части Клавирных упражнений «Бах счел, что труд его жизни в области органных хоралов в основном завершен. С той поры и до своей смерти он собирал свои старые работы и перерабатывал их, новой же музыки написал немного». Лишь один этот факт многое говорит о том, какое значение Третья часть Клавирных упражнений играла в творчестве Иоганна Себастьяна Баха.
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Третья часть Клавирных упражнений — «Органная месса»
Прелюдия ми-бемоль мажор, BWV 552/1
Хоральные обработки, BWV 669-689:
Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit
Christe, aller Welt Trost
Kyrie, Gott heiliger Geist
Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit
Christe, aller Welt Trost
Kyrie, Gott heiliger Geist
Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’
Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’
Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’
Dies sind die heil’gen zehn Gebot’
Dies sind die heil’gen zehn Gebot’
Wir glauben all’ an einen Gott
Wir glauben all’ an einen Gott
Vater unser im Himmelreich
Vater unser im Himmelreich
Christ, unser Herr, zum Jordan kam
Christ, unser Herr, zum Jordan kam
Aus tiefer Not schrei’ ich zu dir
Aus tiefer Not schrei’ ich zu dir
Jesus Christus, unser Heiland
Jesus Christus, unser Heiland
Фуга ми-бемоль мажор, BWV 552/2