Хоральные обработки из Собрания Кирнбергера и Ноймайстера
Играет заслуженный артист России
Александр Фисейский — орган
Авторский цикл «Господь — твердыня наша»
Хоральное наследие И. С. Баха
(К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера)
Концерт второй
Выдающийся российский органист Александр Фисейский посвятил новый цикл в Евангелическо-лютеранском соборе свв. Петра и Павла важной для лютеран дате — 500-летию первой публикации Нового Завета в переводе Лютера. Поэтому в программах будет звучать органная музыка, непосредственно связанная со словом. В пяти концертах Фисейский исполнит все хоральные обработки Баха, а сопровождать их будут шедевры мировой живописи, иллюстрирующие и дополняющие содержание каждого хорала.
Во второй программе цикла прозвучат хоральные обработки из двух собраний, сложившихся без участия Баха. За каждым из них стоит детективная история, до сих пор оставляющая ученым множество вопросов, и интереснейшие образцы органных пьес, созданных на основе лютеранских хоралов.
В 1893 году в 40-м томе полного собрания сочинений И. С. Баха были опубликованы 24 хоральные прелюдии BWV 690–713a, обозначенных «из собрания Кирнбергера». Иоганн Кирнбергер недолгое время был учеником Баха. Он почитал своего наставника как «величайшего из всех композиторов», собирал баховские рукописи и готовил к публикации коллекцию хоральных обработок, увидевшую свет лишь после смерти Кирнбергера. Самой интересной частью этого издания являются семь хоралов на Адвент и Рождество, возможно, задуманные как самостоятельный цикл.
Хоральные обработки из Собрания Ноймайстера считаются наиболее ранними композиторскими опытами Баха. Их рукописи обнаружены в 1984 году в США в библиотеке Йельского университета. Они были атрибутированы и опубликованы в 1985 году американским музыковедом немецкого происхождения Кристофом Вольфом и названы по имени Иоганна Готфрида Ноймайстера (1756–1840) – прежнего обладателя рукописей.
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральные обработки из Собрания Кирнбергера:
Lob sei dem allmächt’gen Gott, BWV 704
Gottes Sohn ist kommen, BWV 703
Vom Himmel hoch da komm’ ich her, BWV 700
Vom Himmel hoch da komm’ ich her, BWV 701
Jesu, meine Freude, BWV 713
Christ lag in Todesbanden, BWV 695
Wer nur den lieben Gott läßt walten, BWV 690
Christum wir sollen loben schon, BWV 696
Herr Jesu Christ, dich zu uns wend’, BWV 709
Liebster Jesu, wir sind hier, BWV 706
Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’, BWV 711
Хоральные обработки из Собрания Ноймайстера:
Ach Gott, tu dich erbarmen, BWV 1109
O Herre Gott, dein göttlich Wort, BWV 1110
Nun lasset uns den Leib begrab’n, BWV 1111
Christus, der ist mein Leben, BWV 1112
Ich hab’ mein Sach’ Gott heimgestelt, BWV 1113
Herr Jesu Christ, du höchstes Gut, BWV 1114
Herzlich lieb hab’ ich dich, o Herr, BWV 1115
Was Gott tut, das ist wohlgetan, BWV 1116
Хоральная обработка Jesus, meine Zuversicht, BWV 728 из «Клавирной тетради Анны Магдалены Бах» (1722)
Партита на тему хорала Sei gegrüßet, Jesu gütig, BWV 768