Возрастные ограничения: Балкон 12+, партер 6+
Все кантаты Баха с Романом Насоновым
Сезон шестой «Кантаты и хоралы II»
Концерт шестой
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. В февральском концерте будут исполнены три кантаты, в которых использовал гимн Кристиана Кеймана Meinen Jesum laß ich nicht (1658).
Кейман, крупный педагог и литератор, в 1651 году получил почетный императорский титул поэта-лауреата. Его знаменитая духовная песня написана на смерть курфюрста Саксонии Иоганна Георга I, скончавшегося 8 октября 1656 года. На смертном одре в беседе со своим духовником он неоднократно произнес фразу Meinen Jesum laß ich nicht («Я не оставлю моего Иисуса»), ставшую первой строкой и главной темой сочинения Кеймана. Первые буквы последней строфы гимна — J-G-C-Z-S — образуют инициалы покойного Johann Georg Churfürst zu Sachsen.
Кантаты № 154 и № 124 прозвучали с разницей в год (в 1724 и 1725 соответственно) в первое воскресенье после Богоявления. Их объединяет история из Евангелия от Луки о том, как родители потеряли 12-летнего Иисуса по дороге из Иерусалима в Назарет, и лишь после трех дней поисков Мария нашла сына в иерусалимском храме. В кантате № 154 неизвестный поэт трактует сюжет как метафору для изображения человека, потерявшего Христа. Горечь потери сменяется в конце радостью обретения, которая выражена парафразом из Песни Песней и шестой строфой хорала Кеймана. В кантате № 124 акцент сделан на нежелании человека расставаться с Христом, как не желали его потерять родители. Утешением же служит мысль о воссоединении с Иисусом после смерти. Неизвестный поэт сохранил первую и последнюю строфы хорала, а внутренние строфы перефразировал в речитативы и арии.
Спустя два года Бах вновь обратился к строкам Кеймана, но уже в ином контексте. Кантата № 157 впервые прозвучала 6 февраля 1727 года во время панихиды по Иоганну Кристофу фон Поникау, советнику при дрезденском дворе курфюрста Саксонии. Пикандер, автор либретто, в первой части использовал текст из книги Бытия («Не отпущу Тебя, пока Ты не благословишь меня»), а в последней – заключительную строфу из хорала Кеймана. Таким образом слова, рожденные некогда на смертном одре, стали частью заупокойной кантаты. Позднее Бах адаптировал кантату и вписал ее в литургический год, исполнив в праздник Сретения Господня.
В программе:
Кантата № 154 Mein liebster Jesus ist verloren («Сокрылся от меня мой Иисус», 1724)
Кантата № 124 Meinen Jesum laß ich nicht («Я не оставлю моего Иисуса», 1725)
Кантата № 157 Ich lasse dich nicht, du segnest mich denn («Не отпущу Тебя, пока Ты не благословишь меня», 1727)