IX Международный рождественский фестиваль «Адвент»
Торжественное закрытие
Все кантаты Баха с Романом Насоновым
Сезон шестой: «Кантаты и хоралы II»
концерт четвертый
Людмила Фраёнова — сопрано
Анастасия Бондарева — альт
Михаил Нор — тенор
Артём Чулков — бас
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. Традиционный рождественский концерт объединил три кантаты. Две написаны Бахом для четвертого воскресенья перед Рождеством и объединены гимном Мартина Лютера Nun komm, der Heiden Heiland («Гряди, Спаситель народов»). А кульминацией праздничного концерта станет знаменитая кантата № 140 Wachet auf, ruft uns die Stimme («Восстаните! зовёт нас голос»).
Кантата № 140 — одно из самых совершенных и любимых во всем мире духовных сочинений немецкого мастера. Она впервые прозвучала 25 ноября 1731 года и стала завершением второго годового цикла хоральных кантат. Этот шедевр основан на гимне Филиппа Николаи «Wachet auf, ruft uns die Stimme» (1599), вдохновленном притчей о пяти мудрых и пяти неразумных девах. Неизвестный автор либретто сохранил три строфы гимна и добавил четыре новые части, основанные на поэзии из «Песни песней» царя Соломона, — Бах воплотил их в форме драматических речитативов и любовных дуэтов, не уступающих лучшим оперным образцам.
Кантата № 62 «Гряди, Спаситель народов» впервые прозвучала 3 декабря 1724 года в первое воскресенье Адвента. Для лютеран этот день окрашен, с одной стороны, чувством большой радости в ожидании Рождества, а с другой — необходимостью покаяния и серьезных размышлений о смысле праздника. Поэтому Бах оркестровал кантату довольно скромно, оставив праздничные литавры и трубы непосредственно для Рождества. Основой текста стал известный гимн Мартина Лютера «Гряди, спаситель народов»; первая и последняя части буквально следуют лютеровским словам, а средние части поэтически передают их смысл.
Кантата № 36 «Вознеситесь с веселием к звёздам высоким» имеет любопытную историю. Изначально Бах сочинил ее в 1725 году как светскую кантату ко дню рождения своего коллеги, одного из учителей школы Святого Фомы. Затем он еще несколько раз преподносил сочинение в подарок: оно звучало на дне рождения Шарлотты Фридерики Вильгельмины (жены бывшего работодателя Баха князя Ангальт-Кётенского) и на празднике у семейства лейпцигских юристов Ривинус. Затем Иоганн Себастьян превратил светскую кантату в духовную, а в 1731 году заменил речитативы на обработки рождественских хоралов — «Гряди, спаситель народов» и «О, как прекрасно утренней звезды сияет свет» — тем самым закрепив эту музыку в церковном календаре. И хотя в кантате ясно слышны ее светские, праздничные истоки, популярные церковные гимны стали определяющими для настроения кантаты как предвкушения Рождества.
В программе:
Кантата № 62 Nun komm, der Heiden Heiland («Гряди, Спаситель народов»)
Кантата № 36 Schwingt freudig euch empor («Вознеситесь с веселием к звёздам высоким»)
Кантата № 140 Wachet auf, ruft uns die Stimme («Восстаните! зовёт нас голос»)