Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

20 ноября / Воскресенье
начало в 20:00, длительность 1 час 35 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА. Сезон VI «Кантаты и хоралы II» Кантаты № 101 и № 90

Сезон шестой: «Кантаты и хоралы II»
Концерт третий

Елизавета Белоконь — сопрано
Анастасия Бондарева — альт
Михаил Нор — тенор
Владимир Красов — бас 
Наталья Ужви — орган
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко

Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. 20 ноября будут исполнены кантаты, которые основаны на теме гимна Nimm von uns, Herr, du treuer Gott немецкого поэта и мистика Мартина Моллера (1547–1608). Написанный во время чумы, он пелся на мелодию, сочиненную Мартином Лютером для молитвы «Отче наш». 

Моллер принадлежал к следующему после Лютера поколению, и это слышно в его текстах. Если в гимнах Лютера отражены глобальные вопросы церкви и основ веры, то у Моллера на первый план выходит личное: то, как Всевышний и его учение могут помочь каждому здесь и сейчас, в бренном мире. Мартин Моллер говорил о том, что больше всего беспокоило людей его времени, — о большом страхе. Вторая половина XVI века была трудным временем: едва успела закончиться Тридцатилетняя война, как Европу стали раздирать жестокие религиозные конфликты, рушился старый феодальный порядок, вновь пришла чума… Люди не были уверены в прочности мира и собственной жизни, отчаянно искали утешения и надежды. Моллер был способен их дать. 

Кантата № 101 «О милосердный Боже! отврати от нас» написана на десятое воскресенье после Троицы и впервые прозвучала 13 августа 1724 года в Лейпциге. Ее текст основан на семи строфах хорала Моллера; неизвестный поэт переделал II, IV и VI строфы в арии, сохранив смысл стихов, а III и V строфы дал речитативом. Кантата № 90 «Вам уготован ужасный конец» первый раз была исполнена 14 ноября 1923 года. Как и № 101, ее отличает суровый, местами даже неистовый характер. Выдающийся дирижер и баховед Джон Элиот Гардинер называет кантату № 90 «великолепно театральной и лаконичной». Он пишет: «На самом деле кажется, что Бах берет на себя целое поколение итальянских оперных композиторов и побеждает их в их собственной игре. Неослабевающая энергия его мелодического изобретения а ритмическое движение всегда направлено на то, чтобы придать тексту правдивое выражение, и здесь оно столь же бесподобно, сколь и увлекательно». 

В программе: 
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральная обработка Vater unser im Himmelreich, BWV 737
Кантата № 101 «Nimm von uns Herr, du treuer Gott» («О милосердный Боже! отврати от нас», 1724)
Хоральная обработка Vater unser im Himmelreich, BWV 683
Кантата № 90 «Es reißet euch ein schrecklich Ende» («Вам уготован ужасный конец», 1723)

Исполнители

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008). Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения. В сезоне 2020/21 выступает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова. 
В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
9 декабря / 18:00
Прогулка-размышление по рождественской Москве 1926 года: высказывания поэтов и мыслителей, органные шедевры, традиционные рождественские песни и масштабная проекция, помогающая создать атмосферу времени и места.
10 декабря / 20:00
Музыканты Ренессансного оркестра воссоздают праздничную атмосферу крупнейших европейских городов XV-XVII вв., знакомят с рождественскими традициями и старинными музыкальными инструментами. 
14 декабря / 20:00
Эксклюзивная программа перкуссиониста Николая Льговского и органиста Фёдора Строганова – это погружение в неземную звуковую реальность. Орган вступит в диалог с гонгами и колоколами-била, чтобы создать единую композицию. Масштабная проекция!
17 декабря / 20:00
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Брасс-ансамбль Российского Национального оркестра России. Дирижер — Олег Романенко
21 декабря / 20:00
Лауреаты международных конкурсов Лада Лабзина — орган Фёдор Строганов — орган Анастасия Черток — орган Олеся Кравченко — орган
Ближайшие концерты
9 декабря / 18:00 – 19:30
Прогулка-размышление по рождественской Москве 1926 года: высказывания поэтов и мыслителей, органные шедевры, традиционные рождественские песни и масштабная проекция, помогающая создать атмосферу времени и места.
Билеты от 800₽
10 декабря / 20:00 – 21:30
Музыканты Ренессансного оркестра воссоздают праздничную атмосферу крупнейших европейских городов XV-XVII вв., знакомят с рождественскими традициями и старинными музыкальными инструментами. 
Билеты от 1400₽
14 декабря / 20:00 – 21:30
Эксклюзивная программа перкуссиониста Николая Льговского и органиста Фёдора Строганова – это погружение в неземную звуковую реальность. Орган вступит в диалог с гонгами и колоколами-била, чтобы создать единую композицию. Масштабная проекция!
Билеты от 800₽
17 декабря / 20:00 – 21:00
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Брасс-ансамбль Российского Национального оркестра России. Дирижер — Олег Романенко
Билеты от 1400₽
21 декабря / 20:00 – 21:30
Лауреаты международных конкурсов Лада Лабзина — орган Фёдор Строганов — орган Анастасия Черток — орган Олеся Кравченко — орган
Билеты от 1400₽
26 декабря / 19:00 – 20:45
Ансамбль Collegium Musicum, Олег Романенко, Роман Насонов. В программе: Кантата BWV 63 Christen, ätzet diesen Tag («Запечатлейте день сей, христиане») Магнификат, BWV 243a Sanctus, BWV 238
Билеты от 600₽
28 декабря / 20:00 – 21:15
Государственный Кремлёвский оркестр, Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова Дирижёр — Олег Романенко
Билеты от 1400₽
30 декабря / 21:00 – 22:30
Лауреат международных конкурсов Константин Казначеев — скрипка Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
Билеты от 1600₽
31 декабря / 18:00 – 19:30
Лауреаты международных конкурсов Александр Лемешев — стеклянная арфа Олеся Кравченко — орган Виктория Володина — песочная анимация
Билеты от 1400₽
1 января / 18:00 – 19:30
Александр Фисейский - орган
Билеты от 600₽
2 января / 21:00 – 22:15
Лауреаты международных конкурсов Юлия Иконникова — орган Нина Гвамичава — арфа Михаил Волох — труба, дудук, гармоника, флейта
Билеты от 1400₽
3 января / 18:00 – 19:30
В программе: Робертсбриджский Кодекс, Буксгаймерская Книга, А. да Кабесон, Я. П. Свелинк, Н. де Гриньи, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Ф. Мендельсон, О. Мессиан, Д. Сальвадор
Билеты от 800₽
4 января / 15:00 – 16:30
Большая сюита из балета «Щелкунчик» - на органе в 4 руки!
Билеты от 800₽
4 января / 21:00 – 22:15
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин — орган Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
5 января / 15:00 – 16:30
Рождественский концерт для всей семьи Лауреаты международных конкурсов Дарья Каменева — фортепиано Наталья Ужви — орган В программе: И. С. Бах, П. Чайковский, Ф. Лист, Ш.-М. Видор, В. Ребиков и др.
Билеты от 800₽
5 января / 18:00 – 19:30
Хоровая капелла мальчиков и юношей «Дебют»
Билеты от 1400₽
6 января / 18:00 – 19:30
Василий Коростелев — дудук, голос Антонио Грамши — бузуки, крумхорн, перкуссия Тарквиний Грамши — дарбука титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль Сальвадор — орган (Испания)
Билеты от 1400₽
7 января / 18:00 – 19:20
Елена Терентьева, сопрано. Фёдор Строганов, орган
Билеты от 800₽
7 января / 21:00 – 22:25
Хор студентов ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова, Художественный руководитель и дирижёр - кандидат искусствоведения, доцент Владимир Красов, Руст Позюмский (виола да гамба), Анна Петрова (орган), Мария Фёдорова (арфа)
Билеты от 1400₽
8 января / 21:00 – 22:15
Лауреаты международных конкурсов Алексей Круглов — саксофон Игорь Гольденберг — орган
Билеты от 800₽
11 января / 20:00 – 21:30
Александр Удальцов, орган
Билеты от 600₽
13 января / 18:00 – 19:30
Лауреаты международных конкурсов Дуэт ARTBENE Анна Ветлугина — орган Дмитрий Максименко — орган
Билеты от 800₽
14 января / 19:00 – 20:30
Руст Позюмский Марфа Семёнова Алиса Тен Пётр Налич Владимир Красов Детский хор «Аврора» Художественный руководитель и дирижёр – Анастасия Беляева
Билеты от 800₽
18 января / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Андрей Шейко — орган
Билеты от 800₽
21 января / 20:00 – 21:30
Ансамбль Collegium Musicum, Олег Романенко, Роман Насонов. В программе: кантаты BWV 153, BWV 73, BWV 227
Билеты от 600₽
Работает на Cornerstone