Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

20 ноября / Воскресенье
начало в 20:00, длительность 1 час 35 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА. Сезон VI «Кантаты и хоралы II» Кантаты № 101 и № 90

Сезон шестой: «Кантаты и хоралы II»
Концерт третий

Елизавета Белоконь — сопрано
Анастасия Бондарева — альт
Михаил Нор — тенор
Владимир Красов — бас 
Наталья Ужви — орган
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко

Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. 20 ноября будут исполнены кантаты, которые основаны на теме гимна Nimm von uns, Herr, du treuer Gott немецкого поэта и мистика Мартина Моллера (1547–1608). Написанный во время чумы, он пелся на мелодию, сочиненную Мартином Лютером для молитвы «Отче наш». 

Моллер принадлежал к следующему после Лютера поколению, и это слышно в его текстах. Если в гимнах Лютера отражены глобальные вопросы церкви и основ веры, то у Моллера на первый план выходит личное: то, как Всевышний и его учение могут помочь каждому здесь и сейчас, в бренном мире. Мартин Моллер говорил о том, что больше всего беспокоило людей его времени, — о большом страхе. Вторая половина XVI века была трудным временем: едва успела закончиться Тридцатилетняя война, как Европу стали раздирать жестокие религиозные конфликты, рушился старый феодальный порядок, вновь пришла чума… Люди не были уверены в прочности мира и собственной жизни, отчаянно искали утешения и надежды. Моллер был способен их дать. 

Кантата № 101 «О милосердный Боже! отврати от нас» написана на десятое воскресенье после Троицы и впервые прозвучала 13 августа 1724 года в Лейпциге. Ее текст основан на семи строфах хорала Моллера; неизвестный поэт переделал II, IV и VI строфы в арии, сохранив смысл стихов, а III и V строфы дал речитативом. Кантата № 90 «Вам уготован ужасный конец» первый раз была исполнена 14 ноября 1923 года. Как и № 101, ее отличает суровый, местами даже неистовый характер. Выдающийся дирижер и баховед Джон Элиот Гардинер называет кантату № 90 «великолепно театральной и лаконичной». Он пишет: «На самом деле кажется, что Бах берет на себя целое поколение итальянских оперных композиторов и побеждает их в их собственной игре. Неослабевающая энергия его мелодического изобретения а ритмическое движение всегда направлено на то, чтобы придать тексту правдивое выражение, и здесь оно столь же бесподобно, сколь и увлекательно». 

В программе: 
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральная обработка Vater unser im Himmelreich, BWV 737
Кантата № 101 «Nimm von uns Herr, du treuer Gott» («О милосердный Боже! отврати от нас», 1724)
Хоральная обработка Vater unser im Himmelreich, BWV 683
Кантата № 90 «Es reißet euch ein schrecklich Ende» («Вам уготован ужасный конец», 1723)

Исполнители

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008). Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения. В сезоне 2020/21 выступает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова. 
В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
11 февраля / 18:00
Влюбитесь в в мир органной музыки! Тимур Халиуллин исполняет на органе калейдоскоп шедевров — от музыки барокко и романтизма до бессмертных рок-хитов.
12 февраля / 19:00
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт четвертый
14 февраля / 17:00
Иван ЦАРЕВ, орган
25 февраля / 21:00
Федор Строганов, орган
Ближайшие концерты
11 февраля / 18:00 – 19:30
Влюбитесь в в мир органной музыки! Тимур Халиуллин исполняет на органе калейдоскоп шедевров — от музыки барокко и романтизма до бессмертных рок-хитов.
12 февраля / 19:00 – 20:30
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт четвертый
14 февраля / 17:00 – 18:30
Иван ЦАРЕВ, орган
19 февраля / 20:00 – 21:40
Ансамбль Collegium Musicum
25 февраля / 21:00 – 22:25
Федор Строганов, орган
26 февраля / 20:00 – 21:35
Юлия Томина (сопрано), Полина Шамаева — меццо-сопрано, Виталий Серебряков, тенор, Олег Диденко — бас, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. Дирижер — Олег Романенко
5 марта / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Владимир Скоморохов — орган Виктория Тульская — скрипка Тереза Лолейт — флейта Илья Лолейт — кларнет В программе: И. С. Бах, Т. А. Витали. Ф. Шуберт, С. Рахманинов, А. Дворжак, И. Брамс и др.
8 марта / 16:00 – 17:25
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Иван Царев, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
11 марта / 18:00 – 19:30
Лауреат премии «Органист года», художественный руководитель фестиваля «Органные вечера в Кусково» Елена Привалова — орган
12 марта / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов, солистка Томской государственной филармонии Мария Блажевич — орган
16 марта / 20:00 – 21:30
Иван Дыма - саксофоны Никита Каплунов - фортепиано Игорь Гольденберг - орган Приглашенный гость - солистка Русской филармонии Элла Должикова (флейта) В программе: А. Вивальди, А. Пьяццолла, И. С. Бах, М. Найман
19 марта / 19:00 – 20:30
Традиционные мелодии для органа, вистла и шотландских волынок Лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова — орган Олег Вишневский — большая шотландская волынка, смолпайп, вистл
25 марта / 21:00 – 22:20
хор им. Свешникова
6 апреля / 20:00 – 21:30
Играет лауреат международных конкурсов Андрей БАРДИН (орган, Красноярск)
14 мая / 19:00 – 20:30
Играет заслуженный артист России Александр Фисейский – орган Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт пятый
15 июня / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Наталья Ужви — орган
Работает на Cornerstone