Сезон шестой: «Кантаты и хоралы II»
Концерт третий
Елизавета Белоконь — сопрано
Анастасия Бондарева — альт
Михаил Нор — тенор
Владимир Красов — бас
Наталья Ужви — орган
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. 20 ноября будут исполнены кантаты, которые основаны на теме гимна Nimm von uns, Herr, du treuer Gott немецкого поэта и мистика Мартина Моллера (1547–1608). Написанный во время чумы, он пелся на мелодию, сочиненную Мартином Лютером для молитвы «Отче наш».
Моллер принадлежал к следующему после Лютера поколению, и это слышно в его текстах. Если в гимнах Лютера отражены глобальные вопросы церкви и основ веры, то у Моллера на первый план выходит личное: то, как Всевышний и его учение могут помочь каждому здесь и сейчас, в бренном мире. Мартин Моллер говорил о том, что больше всего беспокоило людей его времени, — о большом страхе. Вторая половина XVI века была трудным временем: едва успела закончиться Тридцатилетняя война, как Европу стали раздирать жестокие религиозные конфликты, рушился старый феодальный порядок, вновь пришла чума… Люди не были уверены в прочности мира и собственной жизни, отчаянно искали утешения и надежды. Моллер был способен их дать.
Кантата № 101 «О милосердный Боже! отврати от нас» написана на десятое воскресенье после Троицы и впервые прозвучала 13 августа 1724 года в Лейпциге. Ее текст основан на семи строфах хорала Моллера; неизвестный поэт переделал II, IV и VI строфы в арии, сохранив смысл стихов, а III и V строфы дал речитативом. Кантата № 90 «Вам уготован ужасный конец» первый раз была исполнена 14 ноября 1923 года. Как и № 101, ее отличает суровый, местами даже неистовый характер. Выдающийся дирижер и баховед Джон Элиот Гардинер называет кантату № 90 «великолепно театральной и лаконичной». Он пишет: «На самом деле кажется, что Бах берет на себя целое поколение итальянских оперных композиторов и побеждает их в их собственной игре. Неослабевающая энергия его мелодического изобретения а ритмическое движение всегда направлено на то, чтобы придать тексту правдивое выражение, и здесь оно столь же бесподобно, сколь и увлекательно».
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральная обработка Vater unser im Himmelreich, BWV 737
Кантата № 101 «Nimm von uns Herr, du treuer Gott» («О милосердный Боже! отврати от нас», 1724)
Хоральная обработка Vater unser im Himmelreich, BWV 683
Кантата № 90 «Es reißet euch ein schrecklich Ende» («Вам уготован ужасный конец», 1723)