Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

30 октября / Воскресенье
начало в 20:00, длительность 1 час 35 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА. Сезон VI «Кантаты и хоралы II». Кантаты №№ 164, 96 и 80

Возрастные ограничения: Балкон 12+, партер 6+

Сезон шестой: Кантаты и хоралы II
Концерт второй

Елизавета Белоконь — сопрано
Анастасия Бондарева — меццо-сопрано
Михаил Нор — тенор
Владимир Красов — бас 
Титулярный органист Папской базилики св. Михаила в Мадриде

Даниэль Сальвадор — орган
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко

Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. 

30 октября будут исполнены две лейпцигские кантаты, основанные на гимне Herr Christ, der einge Gottessohn Элизабет Кройцигер (ок. 1500–1535) — немецкой писательницы, первой женщины-поэта и автора реформационных гимнов, друга семьи и сподвижника Мартина Лютера. Это один из старейших протестантских гимнов, опубликованный Лютером в его первом «Книжечке духовных песнопений» в 1524 году; Элизабет сочинила его, когда ей было чуть больше 20 лет.  Кроме этого, в честь 505-летия Реформации прозвучит кантата № 80, созданная Бахом к празднованию Дня Реформации на основе одного их самых известных гимнов Лютера «Господь — твердыня наша». 

Кантата № 164 Ihr, die ihr euch von Christo nennet («Вы, христианами зовущие себя») на стихи Соломона Франка впервые прозвучала 26 августа 1725 года. Среди предписанного чтения этого воскресенья есть притча о добром самаритянине, и главной темой кантаты стала любовь к ближнему. По сути, содержание кантаты — ответ на вопрос, обращенный к Иисусу: «а кто мой ближний?» Характер звучания камерный, интимный, хотя помимо струнных и континуо в кантате задействованы две флейты и два гобоя. Есть и другие музыкальные особенности: все номера, кроме заключительного хорала, написаны в миноре, а все арии — в необычных формах, по-разному отступающих от принятого канона da capo. 

Кантата № 96 Herr Christ, der einge Gottessohn («Господь Иисус Христос, Единый Сын») впервые прозвучала 8 октября 1724 года. Ее музыка гораздо более парадная и иллюстративная, многие слова, фразы и образы воплощены в партитуре с помощью хорошо узнаваемых риторических приемов. Так, первая строфа гимна Элизабет Кройцигер превращена в прекрасную хоральную фантазию в танцевальном ритме (отсылающем к пасторальным образам Рождества) с виртуозной партией флейты-сопранино, символизирующей мерцание рождественской звезды. Следующие строфы хорала превращены неизвестным либреттистом в речитативы и арии, которые подробно и изобретательно раскрывают смысл кратких поэтических строк оригинала. Помимо редкой в современной концертной практике флейты-сопранино в этой кантате звучит альтовый сакбут, предшественник тромбона. 

Завершит программу Кантата № 80 — одно из самым популярных и известных сочинений Баха. В ней целиком звучит знаменитая песня Мартина Лютера Ein feste Burg ist unser Gott («Господь – твердыня наша»). Это один из самых известных лютеранских гимнов, его не раз использовали в качестве узнаваемого символа композиторы разных эпох. Он также отличается торжественно-воинствующим характером, не случайно вслед за Генрихом Гейне его называют «Марсельезой» XVI века. 

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) 
Кантата № 96 Herr Christ, der einge Gottessohn («Господь Иисус Христос, Единый Сын», 1724)
Вариации на тему «Herr Christ, der ein'ge Gottes Sohn», BWV Anh. 77
Кантата № 164 Ihr, die ihr euch von Christo nennet («Вы, христианами зовущие себя», 1725)
Хоральная прелюдия «Ein feste Burg ist unser Gott», BWV 720
Кантата № 80 Ein' feste Burg ist unser Gott («Господь — твердыня наша»)

Исполнители

Елизавета Белоконь

– сопрано, окончила Московский Колледж Импровизационной Музыки по классу флейты. Несколько лет работала как солистка в составе различных джазовых коллективов Москвы. В 2009 году  с отличием окончила факультет академического пения  в Международном Славянском Институте с получением квалификации “оперный певец, камерный певец, преподаватель”. С 2009 года успешно ведет преподавательскую деятельность, сначала в рамках педагогической практики, затем самостоятельно, как частный преподаватель по вокалу. В 2018 году окончила факультет барочного пения на отделении старинной музыки  в университете Моцартеум (Австрия) , класс  профессора Ульрике Хофбауэр. За время обучения работала с такими музыкантами как  Витторио Гиельми, Альфредо Бернардини, Марко Тестори, Райнхард Гёбель. В 2018 году принимала участие в постановке оперы Генри Перселла “Дидона и Эней” в большом театре города Кале во Франции. В том же году выступала в роли богини Дианы в опере Райнхарда Кайзера “Диана или мстительный Купидон” в составе труппы Generation Baroque под управлением Мартина Гестера в Амилли, Сарребурге и Страссбурге. В 2019 году исполнила  роль Аполлона в опере Генделя “Терпсихора” на фестивале старинной музыке в Потсдаме под управлением Альфредо Бернардини. В настоящее время живет в  Москве ведет активную концертную и преподавательскую деятельность.

Анастасия Бондарева

Анастасия Бондарева — оперная и камерная певица. Окончила Академию хорового искусства имени В. С. Попова по специальности «академическое пение».  Мастерство совершенствовала на мастер-классах Майкла Чанса, Бенджамина Бэгби, Марка Мойона, Жана-Франсуа Новелли. Специализируется на исполнении музыки средневековья, ренессанса и барокко. Участвует в крупных международных проектах, постановках европейских и отечественных барочных опер на сценах Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), Московской филармонии, Санкт-Петербургской филармонии и др.   Сотрудничает с ведущими российскими коллективами старинной музыки (Alta Cappella, Pratum Integrum, Ensemble Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», «Хронос», «Солисты барокко», Collegium Musicum), постоянный участник международных фестивалей ранней музыки и проекта «Все кантаты Баха» фонда Сollegium Musicum.

Владимир Красов

Бас 

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дирижирование академическим хором», художественныйруководитель и дирижер Хора студентов Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова. 

Окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Б. Куликова). Занимался изучением стилей исполнения музыки различных эпох, старинных танцев, а также аутентичной манеры звукоизвлечения. Лауреат всероссийских и международных конкурсов, автор научных статей и учебно-методических пособий по вопросам современного хорового искусства.

Выступает с концертами на крупных европейских и мировых площадках, сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, среди которых В. Спиваков, Ю. Башмет, М. Плетнев, А. Рудин, А. Левин, В. Халилов, А. Соловьёв, Ф. Сарделли, С. Монтанари, Х. Риллинг, Т. Курентзис, П. Филипс, Ф. Берниус и др.

С 2010 г. — солист Вокального ансамбля INTRADA под руководством Е. Антоненко. Как вокалист В 2013 г. стажировался в Большом театре России, с 2014 г. работал в Государственной академической симфонической капелле России под руководством В. Полянского. Сотрудничает с Международной Академией старинной музыки Opera Omniaпринимал участие в мировой премьере оперы С. Ланди «La morte dOrfeo» (2013) под руководством Эндрю Лоурэнс-Кинга.

Важное место в репертуаре Красова занимает современная музыка; он участвовал в исполнении оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский» (музыка Д. Курляндского, Б. Филановского, А. Сюмака, С. Невского, А. Сысоева, В. Раннева, 2014-2019), кантаты А. Сысоева «SOS» (2017), оперы А. Белоусова «Книга Серафима» (2020). Участвовал в премьере оратории Б. Филановского «Пропевень о проросли мировой» на фестивале «Другое пространство» с ГАСО России имени Е. Ф. Светланова под управлением В. Юровского (2018). В 2020 г. принимал участие в Х Международной академии молодых композиторов в г. Чайковский. 

Михаил Нор

Родился в 1994 году в семье музыкантов. Петь начал с раннего детства в церковном хоре, в 14 лет стал регентом, сольное и хоровое пение в церкви сопровождает всю его жизнь. В настоящее время — студент Московской консерватории («Кафедра сольного пения»). 2014 — солировал в концерте известного дирижёра Майкла Шасбергера (США) в рамках I Международного хорового конгресса. 2015-2017 — хормейстер хора МГУ. Приглашённый солист хора Московской консерватории и хора МГУ. С 2016 года — артист вокального ансамбля «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко, участнте в Международного фестиваля «Musikfest Erzgebirge» (2016), Дрезденского музыкального фестиваля (2017). Активно выступает в концертах камерной музыки, исполняя сочинения разных эпох, от старинной музыки до современной. Сотрудничает с Ансамблем Collegium Musicum п/у Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации): в сезонах 2016/2017 — 2019/2020 исполнил теноровые партии в более чем 20 кантатах И. С. Баха.

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008). Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения. В сезоне 2020/21 выступает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова. 
В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Даниэль Сальвадор

Органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. – органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
11 февраля / 18:00
Влюбитесь в в мир органной музыки! Тимур Халиуллин исполняет на органе калейдоскоп шедевров — от музыки барокко и романтизма до бессмертных рок-хитов.
12 февраля / 19:00
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт четвертый
14 февраля / 17:00
Иван ЦАРЕВ, орган
25 февраля / 21:00
Федор Строганов, орган
Ближайшие концерты
11 февраля / 18:00 – 19:30
Влюбитесь в в мир органной музыки! Тимур Халиуллин исполняет на органе калейдоскоп шедевров — от музыки барокко и романтизма до бессмертных рок-хитов.
12 февраля / 19:00 – 20:30
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт четвертый
14 февраля / 17:00 – 18:30
Иван ЦАРЕВ, орган
19 февраля / 20:00 – 21:40
Ансамбль Collegium Musicum
25 февраля / 21:00 – 22:25
Федор Строганов, орган
26 февраля / 20:00 – 21:35
Юлия Томина (сопрано), Полина Шамаева — меццо-сопрано, Виталий Серебряков, тенор, Олег Диденко — бас, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. Дирижер — Олег Романенко
5 марта / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Владимир Скоморохов — орган Виктория Тульская — скрипка Тереза Лолейт — флейта Илья Лолейт — кларнет В программе: И. С. Бах, Т. А. Витали. Ф. Шуберт, С. Рахманинов, А. Дворжак, И. Брамс и др.
8 марта / 16:00 – 17:25
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Иван Царев, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
11 марта / 18:00 – 19:30
Лауреат премии «Органист года», художественный руководитель фестиваля «Органные вечера в Кусково» Елена Привалова — орган
12 марта / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов, солистка Томской государственной филармонии Мария Блажевич — орган
16 марта / 20:00 – 21:30
Иван Дыма - саксофоны Никита Каплунов - фортепиано Игорь Гольденберг - орган Приглашенный гость - солистка Русской филармонии Элла Должикова (флейта) В программе: А. Вивальди, А. Пьяццолла, И. С. Бах, М. Найман
19 марта / 19:00 – 20:30
Традиционные мелодии для органа, вистла и шотландских волынок Лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова — орган Олег Вишневский — большая шотландская волынка, смолпайп, вистл
25 марта / 21:00 – 22:20
хор им. Свешникова
6 апреля / 20:00 – 21:30
Играет лауреат международных конкурсов Андрей БАРДИН (орган, Красноярск)
14 мая / 19:00 – 20:30
Играет заслуженный артист России Александр Фисейский – орган Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт пятый
15 июня / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Наталья Ужви — орган
Работает на Cornerstone