ВСЕ КАНТАТЫ БАХА с Романом Насоновым
Пасхальный концерт
Сезон пятый: «Кантаты и хоралы»
Концерт пятый
Людмила ФРАЁНОВА сопрано
Анастасия БОНДАРЕВА меццо-сопрано
Михаил НОР тенор
Владимир КРАСОВ бас
титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде
Даниэль Сальвадор орган (Испания)
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. 24 апреля, в день православной Пасхи, будут исполнены кантаты на второе воскресенье после Пасхи. В них использован хорал богослова Вольфганга Мойслина «Der Herr ist mein getreuer Hirt» («Господь – мой верный Пастырь»; 1530).
Кантата № 104 «Пастырь Израиля! внемли» впервые прозвучала 23 апреля 1724 года и была написана Бахом к его первым пасхальным празднествам в Лейпциге. Во второе воскресенье после Пасхи традиционно говорят о Христе как Добром Пастыре, что дало повод создать кантату, чья музыка звучала для людей восемнадцатого века почти как сельская пастораль. В ней есть и длинные «гудящие» басы, напоминающие звуки волынки, и два гобоя д'амур, подражающим пастушьему шалмею. Однако Бах ни был бы самим собой, если бы то и дело не нарушал простоту с помощью фуги.
Через год на второе воскресенье после Пасхи прозвучала Кантата № 85 «Я есмь пастырь добрый». Вместе с двумя другими кантатами (№ 6 и № 42), звучавшими в те праздничные дни, она образует своеобразную триаду. Каждое сочинение дает ответ на тревожный вопрос, которым задавались ученики Христа тогда и задаются верующие сейчас: как жить в мире без физического присутствия Иисуса. Кантата № 85 — кульминация этой триады. Она открывается арией баса и знаменитой цитатой из Евангелия от Иоанна «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».
Музыкально многие моменты кантаты № 85 предвосхищают «Страсти по Матфею», которые буду завершены двумя годами позже. Особую тембровую краску кантате придает использование виолончели-пикколо: вероятно, той весной Бах был очарован ее тембром или мастерством исполнителя (а может и то, и другое), так как в период между Пасхой и Пятидесятницей использовал этот редкий инструмент в своих сочинениях пять раз.
Короткую и динамичную Кантату № 112 «Господь – мой верный Пастырь» отделяют от предшественниц шесть лет, и она действительно звучит иначе. Музыка сохраняет пасторальный характер, но Бах придает ей и царственный блеск, и изобретательность ученой игры, и изысканность модного танца. Пять небольших номеров представляют все пять строф хорала Вольфганга Мойслина. Они стремительно проносятся перед слушателем, но в каждом Бах успевает создать яркий и легко читаемый образ: королевский портрет Доброго Пастыря в первом хорале с торжественными валторнами; изображение болтливых ягнят, спешащих на пастбище, в арии сопрано; пугающие образы «долины тьмы» в коротком речитативе баса, предельно земной танец бурре в дуэте сопрано и тенора и маленький заключительный хорал, подпевать которому с легкостью может вся община.
В программе:
Кантата № 104 «Du Hirte Israel, höre» («Пастырь Израиля! внемли», 1724)
Кантата № 85 «Ich bin ein guter Hirt» («Я есмь пастырь добрый», 1725)
Кантата № 112 «Der Herr ist mein getreuer Hirt («Господь – мой верный Пастырь», 1731)