Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

24 апреля / Воскресенье
начало в 20:00, длительность 1 час 35 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА. Сезон V "Кантаты и хоралы"

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА с Романом Насоновым
Пасхальный концерт
Сезон пятый: «Кантаты и хоралы»
Концерт пятый

Людмила ФРАЁНОВА сопрано
Анастасия БОНДАРЕВА меццо-сопрано
Михаил НОР тенор
Владимир КРАСОВ бас

титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде
Даниэль Сальвадор орган (Испания)
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко

Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. 24 апреля, в день православной Пасхи, будут исполнены кантаты на второе воскресенье после Пасхи. В них использован хорал богослова Вольфганга Мойслина «Der Herr ist mein getreuer Hirt» («Господь – мой верный Пастырь»; 1530).

Кантата № 104 «Пастырь Израиля! внемли» впервые прозвучала 23 апреля 1724 года и была написана Бахом к его первым пасхальным празднествам в Лейпциге. Во второе воскресенье после Пасхи традиционно говорят о Христе как Добром Пастыре, что дало повод создать кантату, чья музыка звучала для людей восемнадцатого века почти как сельская пастораль. В ней есть и длинные «гудящие» басы, напоминающие звуки волынки, и два гобоя д'амур, подражающим пастушьему шалмею. Однако Бах ни был бы самим собой, если бы то и дело не нарушал простоту с помощью фуги.

Через год на второе воскресенье после Пасхи прозвучала Кантата № 85 «Я есмь пастырь добрый». Вместе с двумя другими кантатами (№ 6 и № 42), звучавшими в те праздничные дни, она образует своеобразную триаду. Каждое сочинение дает ответ на тревожный вопрос, которым задавались ученики Христа тогда и задаются верующие сейчас: как жить в мире без физического присутствия Иисуса. Кантата № 85 — кульминация этой триады. Она открывается арией баса и знаменитой цитатой из Евангелия от Иоанна «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». 

Музыкально многие моменты кантаты № 85 предвосхищают «Страсти по Матфею», которые буду завершены двумя годами позже. Особую тембровую краску кантате придает использование виолончели-пикколо: вероятно, той весной Бах был очарован ее тембром или мастерством исполнителя (а может и то, и другое), так как в период между Пасхой и Пятидесятницей использовал этот редкий инструмент в своих сочинениях пять раз. 

Короткую и динамичную Кантату № 112 «Господь – мой верный Пастырь» отделяют от предшественниц шесть лет, и она действительно звучит иначе. Музыка сохраняет пасторальный характер, но Бах придает ей и царственный блеск, и изобретательность ученой игры, и изысканность модного танца. Пять небольших номеров представляют все пять строф хорала Вольфганга Мойслина. Они стремительно проносятся перед слушателем, но в каждом Бах успевает создать яркий и легко читаемый образ: королевский портрет Доброго Пастыря в первом хорале с торжественными валторнами; изображение болтливых ягнят, спешащих на пастбище, в арии сопрано; пугающие образы «долины тьмы» в коротком речитативе баса, предельно земной танец бурре в дуэте сопрано и тенора и маленький заключительный хорал, подпевать которому с легкостью может вся община. 

В программе:
Кантата № 104 «Du Hirte Israel, höre» («Пастырь Израиля! внемли», 1724)
Кантата № 85 «Ich bin ein guter Hirt» («Я есмь пастырь добрый», 1725)
Кантата № 112 «Der Herr ist mein getreuer Hirt («Господь – мой верный Пастырь», 1731)


 

Исполнители

Анастасия Бондарева

Оперная и камерная певица.
Окончила Академию хорового искусства имени В.С. Попова по специальности «академическое пение».  
Мастерство совершенствовала на мастер-классах Майкла Чанса, Бенджамина Бэгби, Марка Мойона, Жана-Франсуа Новелли.
Специализируется на исполнении музыки средневековья, ренессанса и барокко.
Участвует в крупных международных проектах, постановках европейских и отечественных барочных опер на сценах Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), Московской филармонии, Санкт-Петербургской филармонии и других. Сотрудничает с ведущими российскими коллективами старинной музыки (Alta Cappella, Pratum Integrum, Ensemble Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», «Хронос», «Солисты барокко», Collegium Musicum), постоянный участник международных фестивалей ранней музыки и проекта «Все кантаты Баха» фонда Сollegium Musicum.

Владимир Красов

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дирижирование академическим хором», художественныйруководитель и дирижер Хора студентов Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова. 

Окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Б. Куликова). Занимался изучением стилей исполнения музыки различных эпох, старинных танцев, а также аутентичной манеры звукоизвлечения. Лауреат всероссийских и международных конкурсов, автор научных статей и учебно-методических пособий по вопросам современного хорового искусства.
Выступает с концертами на крупных европейских и мировых площадках, сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, среди которых В. Спиваков, Ю. Башмет, М. Плетнев, А. Рудин, А. Левин, В. Халилов, А. Соловьёв, Ф. Сарделли, С. Монтанари, Х. Риллинг, Т. Курентзис, П. Филипс, Ф. Берниус и др.

С 2010 — солист Вокального ансамбля INTRADA под руководством Е. Антоненко. 
Как вокалист В 2013 г. стажировался в Большом театре России, с 2014 работал в Государственной академической симфонической капелле России под руководством В. Полянского. Сотрудничает с Международной Академией старинной музыки Opera Omniaпринимал участие в мировой премьере оперы С. Ланди
«La morte d’Orfeo» (2013) под руководством Эндрю Лоурэнс-Кинга.

Важное место в репертуаре Красова занимает современная музыка; он участвовал в исполнении оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский» (музыка Д. Курляндского, Б. Филановского, А. Сюмака, С. Невского, А. Сысоева, В. Раннева, 2014-2019), кантаты А. Сысоева «SOS» (2017), оперы А. Белоусова «Книга Серафима» (2020).
Участвовал в премьере оратории Б. Филановского «Пропевень о проросли мировой» на фестивале «Другое пространство» с ГАСО России имени Е.Ф. Светланова под управлением В. Юровского (2018).
В 2020 г. принимал участие в Х Международной академии молодых композиторов в г. Чайковский. 

Михаил Нор

Родился в 1994 году в семье музыкантов. Петь начал с раннего детства в церковном хоре, в 14 лет стал регентом, сольное и хоровое пение в церкви сопровождает всю его жизнь.
В настоящее время — студент Московской консерватории («Кафедра сольного пения»).
В 2014 солировал в концерте известного дирижёра Майкла Шасбергера (США) в рамках I Международного хорового конгресса.
В 2015-2017 — хормейстер хора МГУ. Приглашённый солист хора Московской консерватории и хора МГУ.
С 2016 года — артист вокального ансамбля «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко.
Участвовал в Международном фестивале «Musikfest Erzgebirge» (2016), Дрезденском музыкальном фестивале (2017).
Активно выступает в концертах камерной музыки, исполняя сочинения разных эпох, от старинной музыки до современной. Сотрудничает с Ансамблем Collegium Musicum под руководством Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации).

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского (2008).

Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Теодора Курентзиса. Работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers.

В 2007 создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD.

В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И.С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения.

В сезоне 2020/21 выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А.В. Свешникова. 

В настоящее время Олег Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Российский музыковед, ученик Ю.Н. Холопова и М.А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории.
Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета.
Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru).
Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра.
Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Даниэль Сальвадор

Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика).
Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и другие. Играл в составе ансамблей старинной музыки Ensamble de la Abadesa и Ars Combinatoria, сотрудничал с фолк-
группой Santarén-Folk.
Принимал участие в мастер-классах известных европейских органистов и педагогов, в числе которых Монтсеррат Торрент, Пьер Фараго и Луиджи Тальявини.
В 2010-2012 входил в совет Мадридской Королевской Консерватории. С 2012 – органист Архиепископства Мадрида.
Музыкальный руководитель Международного цикла органных концертов Посольства Ватикана в Испании.
Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид).Постоянный участник проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым» в Евангелическо-Лютеранском Кафедральном соборе святых Петра и Павла в Mоскве (с ансамблем Collegium Musicum), в рамках которого исполняет также все хоральные прелюдии для органа И.С. Баха. Среди важных событий последних лет – исполнение всех органных концертов Генделя и Вивальди, всех церковных сонат Моцарта и всех органных сочинений Лигети.

Звания и награды:

  • Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании.
  • Лауреат Международного конкурса JM International
  • Лауреат международного конкурса Jeunesses Musicales

 

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
12 сентября / 20:00
Лауреат международных конкурсов Марина ВЯЙЗЯ — орган (Санкт-Петербург)
14 сентября / 18:00
Лауреат международных конкурсов Владимир СКОМОРОХОВ — орган, рояль В программе: И. С. Бах, К. М. фон Вебер, М. Регер, Ю. Буцко, Д. Дианов
15 сентября / 19:00
Авторский цикл. Концерт первый Заслуженный артист России Александр ФИСЕЙСКИЙ — орган
19 сентября / 20:00
Художественный руководитель и солист — Илья ЛОЛЕЙТ (кларнет) В программе: Ж. Бизе, М. де Фалья, И. Альбенис, П. Чайковский, Д. Шостакович, традиционные мелодии фламенко и др.
22 сентября / 20:00
Сезон VIII Концерт первый Ансамбль Collegium Musicum Художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО
Ближайшие концерты
12 сентября / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Марина ВЯЙЗЯ — орган (Санкт-Петербург)
Билеты от 600₽
14 сентября / 18:00 – 19:30
Лауреат международных конкурсов Владимир СКОМОРОХОВ — орган, рояль В программе: И. С. Бах, К. М. фон Вебер, М. Регер, Ю. Буцко, Д. Дианов
Билеты от 600₽
15 сентября / 19:00 – 20:30
Авторский цикл. Концерт первый Заслуженный артист России Александр ФИСЕЙСКИЙ — орган
Билеты от 600₽
19 сентября / 20:00 – 21:30
Художественный руководитель и солист — Илья ЛОЛЕЙТ (кларнет) В программе: Ж. Бизе, М. де Фалья, И. Альбенис, П. Чайковский, Д. Шостакович, традиционные мелодии фламенко и др.
Билеты от 600₽
22 сентября / 20:00 – 21:30
Сезон VIII Концерт первый Ансамбль Collegium Musicum Художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО
Билеты от 600₽
26 сентября / 20:00 – 21:30
Лауреаты всероссийских и международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган, рояль Анна НИКУЛИНА — орган, рояль Антон ВАРЕНЦОВ — голос
Билеты от 600₽
28 сентября / 21:00 – 22:30
В программе: И. С. Бах, Вьерн, Ропарц, Лефебюр-Вели
Билеты от 600₽
29 сентября / 20:00 – 21:30
Государственный Кремлевский оркестр, Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова. Дирижер — Олег РОМАНЕНКО
Билеты от 1400₽
3 октября / 20:00 – 21:30
лауреаты международных конкурсов Константин КАЗНАЧЕЕВ – скрипка Даниэль САЛЬВАДОР – орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
Билеты от 1400₽
6 октября / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов и премии «Органист года» Мария БЛАЖЕВИЧ — орган В программе: А. Вивальди, Н. Римский-Корсаков, Г. Ф. Гендель, И. Штраус, П. Чайковский, М. Таривердиев, К. Сен-Санс, Х. Циммер и др.
Билеты от 600₽
8 октября / 20:00 – 21:30
«РоККаты» — проект из Калининграда, который уже покорил тысячи сердец! Кавер-версии популярных рок-композиций, где соединяются классическое и роковое звучание, орган, флейта, скрипка, гитара, бас-гитара и ударные. 
Билеты от 1400₽
10 октября / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган
Билеты от 1400₽
12 октября / 18:00 – 19:30
Ансамбль солистов Advance Художественный руководитель и солист – Илья ЛОЛЕЙТ . В программе: К. Сен-Санс, А. Вивальди, И. Стравинский, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков и др.
Билеты от 600₽
13 октября / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов Наталья УЖВИ — орган В программе: И. С. Бах, И. Брамс, Ф. Мендельсон, З. Карг-Элерт, А. Риттер
Билеты от 600₽
17 октября / 20:00 – 21:30
Ансамбль Transients Художественный руководитель — Александра МАГЛЁВАННАЯ Екатерина ЛИБЕРОВА — сопрано Кирилл ВОЛКОВ — баритон Владимир КРАСОВ — бас В программе: К. Монтеверди, Ф. Роньони, Дж. Палестрина
Билеты от 600₽
20 октября / 20:00 – 21:30
Ансамбль Collegium Musicum Художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО. Комментарии к концерту - Роман НАСОНОВ.
24 октября / 20:00 – 21:30
300 свечей на сцене и в алтаре! Лауреаты международных конкурсов Надежда СЕРГЕЕВА (арфа), Олеся КРАВЧЕНКО (орган). В программе: А. Вивальди, П. Чайковский, М. Глинка, И. Альбенис, Н. Хаким и др.
Билеты от 600₽
26 октября / 21:00 – 22:15
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер — Олег РОМАНЕНКО
Билеты от 1400₽
3 ноября / 19:00 – 20:30
Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган
Билеты от 600₽
7 ноября / 20:00 – 21:30
Лауреаты международных конкурсов Александр ЛЕМЕШЕВ — стеклянная арфа Олеся КРАВЧЕНКО – орган
Билеты от 600₽
21 ноября / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов и премии «Органист года» Мария БЛАЖЕВИЧ — орган. В программе: К. Орф, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Ж. Бизе, М. Огинский, И. Штраус, А. Бородин, Э. Григ
Билеты от 1400₽
24 ноября / 20:00 – 21:45
Роман НАСОНОВ. Ансамбль Collegium Musicum, художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО, титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган.
Билеты от 600₽
28 ноября / 20:00 – 21:15
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер — Олег РОМАНЕНКО В программе: В. А. Моцарт
Билеты от 1400₽
8 декабря / 19:00 – 20:30
Титулярный органист Кафедрального собора в Калининграде Евгений АВРАМЕНКО — орган Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания) Заслуженный артист России Александр ФИСЕЙСКИЙ — орган В программе: И. С. Бах
Билеты от 1400₽
22 декабря / 20:00 – 21:45
Роман НАСОНОВ. Ансамбль Collegium Musicum, художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО, титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган.
Билеты от 1400₽
Работает на Cornerstone