Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

24 апреля / Воскресенье
начало в 20:00, длительность 1 час 35 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА. Сезон V "Кантаты и хоралы"

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА с Романом Насоновым
Пасхальный концерт
Сезон пятый: «Кантаты и хоралы»
Концерт пятый

Людмила ФРАЁНОВА сопрано
Анастасия БОНДАРЕВА меццо-сопрано
Михаил НОР тенор
Владимир КРАСОВ бас

титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде
Даниэль Сальвадор орган (Испания)
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко

Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. 24 апреля, в день православной Пасхи, будут исполнены кантаты на второе воскресенье после Пасхи. В них использован хорал богослова Вольфганга Мойслина «Der Herr ist mein getreuer Hirt» («Господь – мой верный Пастырь»; 1530).

Кантата № 104 «Пастырь Израиля! внемли» впервые прозвучала 23 апреля 1724 года и была написана Бахом к его первым пасхальным празднествам в Лейпциге. Во второе воскресенье после Пасхи традиционно говорят о Христе как Добром Пастыре, что дало повод создать кантату, чья музыка звучала для людей восемнадцатого века почти как сельская пастораль. В ней есть и длинные «гудящие» басы, напоминающие звуки волынки, и два гобоя д'амур, подражающим пастушьему шалмею. Однако Бах ни был бы самим собой, если бы то и дело не нарушал простоту с помощью фуги.

Через год на второе воскресенье после Пасхи прозвучала Кантата № 85 «Я есмь пастырь добрый». Вместе с двумя другими кантатами (№ 6 и № 42), звучавшими в те праздничные дни, она образует своеобразную триаду. Каждое сочинение дает ответ на тревожный вопрос, которым задавались ученики Христа тогда и задаются верующие сейчас: как жить в мире без физического присутствия Иисуса. Кантата № 85 — кульминация этой триады. Она открывается арией баса и знаменитой цитатой из Евангелия от Иоанна «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». 

Музыкально многие моменты кантаты № 85 предвосхищают «Страсти по Матфею», которые буду завершены двумя годами позже. Особую тембровую краску кантате придает использование виолончели-пикколо: вероятно, той весной Бах был очарован ее тембром или мастерством исполнителя (а может и то, и другое), так как в период между Пасхой и Пятидесятницей использовал этот редкий инструмент в своих сочинениях пять раз. 

Короткую и динамичную Кантату № 112 «Господь – мой верный Пастырь» отделяют от предшественниц шесть лет, и она действительно звучит иначе. Музыка сохраняет пасторальный характер, но Бах придает ей и царственный блеск, и изобретательность ученой игры, и изысканность модного танца. Пять небольших номеров представляют все пять строф хорала Вольфганга Мойслина. Они стремительно проносятся перед слушателем, но в каждом Бах успевает создать яркий и легко читаемый образ: королевский портрет Доброго Пастыря в первом хорале с торжественными валторнами; изображение болтливых ягнят, спешащих на пастбище, в арии сопрано; пугающие образы «долины тьмы» в коротком речитативе баса, предельно земной танец бурре в дуэте сопрано и тенора и маленький заключительный хорал, подпевать которому с легкостью может вся община. 

В программе:
Кантата № 104 «Du Hirte Israel, höre» («Пастырь Израиля! внемли», 1724)
Кантата № 85 «Ich bin ein guter Hirt» («Я есмь пастырь добрый», 1725)
Кантата № 112 «Der Herr ist mein getreuer Hirt («Господь – мой верный Пастырь», 1731)


 

Исполнители

Анастасия Бондарева

Анастасия Бондарева — оперная и камерная певица. Окончила Академию хорового искусства имени В. С. Попова по специальности «академическое пение».  Мастерство совершенствовала на мастер-классах Майкла Чанса, Бенджамина Бэгби, Марка Мойона, Жана-Франсуа Новелли. Специализируется на исполнении музыки средневековья, ренессанса и барокко. Участвует в крупных международных проектах, постановках европейских и отечественных барочных опер на сценах Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), Московской филармонии, Санкт-Петербургской филармонии и др.   Сотрудничает с ведущими российскими коллективами старинной музыки (Alta Cappella, Pratum Integrum, Ensemble Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», «Хронос», «Солисты барокко», Collegium Musicum), постоянный участник международных фестивалей ранней музыки и проекта «Все кантаты Баха» фонда Сollegium Musicum.

Владимир Красов

Бас 

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дирижирование академическим хором», художественныйруководитель и дирижер Хора студентов Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова. 

Окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Б. Куликова). Занимался изучением стилей исполнения музыки различных эпох, старинных танцев, а также аутентичной манеры звукоизвлечения. Лауреат всероссийских и международных конкурсов, автор научных статей и учебно-методических пособий по вопросам современного хорового искусства.

Выступает с концертами на крупных европейских и мировых площадках, сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, среди которых В. Спиваков, Ю. Башмет, М. Плетнев, А. Рудин, А. Левин, В. Халилов, А. Соловьёв, Ф. Сарделли, С. Монтанари, Х. Риллинг, Т. Курентзис, П. Филипс, Ф. Берниус и др.

С 2010 г. — солист Вокального ансамбля INTRADA под руководством Е. Антоненко. Как вокалист В 2013 г. стажировался в Большом театре России, с 2014 г. работал в Государственной академической симфонической капелле России под руководством В. Полянского. Сотрудничает с Международной Академией старинной музыки Opera Omniaпринимал участие в мировой премьере оперы С. Ланди «La morte dOrfeo» (2013) под руководством Эндрю Лоурэнс-Кинга.

Важное место в репертуаре Красова занимает современная музыка; он участвовал в исполнении оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский» (музыка Д. Курляндского, Б. Филановского, А. Сюмака, С. Невского, А. Сысоева, В. Раннева, 2014-2019), кантаты А. Сысоева «SOS» (2017), оперы А. Белоусова «Книга Серафима» (2020). Участвовал в премьере оратории Б. Филановского «Пропевень о проросли мировой» на фестивале «Другое пространство» с ГАСО России имени Е. Ф. Светланова под управлением В. Юровского (2018). В 2020 г. принимал участие в Х Международной академии молодых композиторов в г. Чайковский. 

Людмила Фраенова

Выступает в России и за рубежом в двух амплуа: а именно как скрипачка и как певица (сопрано) с такими коллективами, как Pratum integtum, Questa musica, Chamber orchestra Kremlin, Jerusalem baroque orchestra, Baroccada, Collegium Musicum.
Лауреат  конкурса им. Н.Сабитова, Славянской музыки, Дни Бетховена в Москве, участвовала в мастерклассах  Р.Гёбеля, Ф.Новелли, Э.Кёркби, Ю.Рахлина, З.Брона. Принимала участие в международных фестивалях «Московская осень», «La renaissance», «Bach - Vivaldi», "Tage Alter Musik in Herne","Gdansk music festival", "Декабрьские вечера".
Исполнила партию Венеры в реконструкции Э. Кинга оперы Монтеверди «Арианна».

Михаил Нор

Родился в 1994 году в семье музыкантов. Петь начал с раннего детства в церковном хоре, в 14 лет стал регентом, сольное и хоровое пение в церкви сопровождает всю его жизнь. В настоящее время — студент Московской консерватории («Кафедра сольного пения»). 2014 — солировал в концерте известного дирижёра Майкла Шасбергера (США) в рамках I Международного хорового конгресса. 2015-2017 — хормейстер хора МГУ. Приглашённый солист хора Московской консерватории и хора МГУ. С 2016 года — артист вокального ансамбля «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко, участнте в Международного фестиваля «Musikfest Erzgebirge» (2016), Дрезденского музыкального фестиваля (2017). Активно выступает в концертах камерной музыки, исполняя сочинения разных эпох, от старинной музыки до современной. Сотрудничает с Ансамблем Collegium Musicum п/у Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации): в сезонах 2016/2017 — 2019/2020 исполнил теноровые партии в более чем 20 кантатах И. С. Баха.

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008). Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения. В сезоне 2020/21 выступает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова. 
В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Даниэль Сальвадор

Органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. – органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
9 декабря / 18:00
Прогулка-размышление по рождественской Москве 1926 года: высказывания поэтов и мыслителей, органные шедевры, традиционные рождественские песни и масштабная проекция, помогающая создать атмосферу времени и места.
10 декабря / 20:00
Музыканты Ренессансного оркестра воссоздают праздничную атмосферу крупнейших европейских городов XV-XVII вв., знакомят с рождественскими традициями и старинными музыкальными инструментами. 
14 декабря / 20:00
Эксклюзивная программа перкуссиониста Николая Льговского и органиста Фёдора Строганова – это погружение в неземную звуковую реальность. Орган вступит в диалог с гонгами и колоколами-била, чтобы создать единую композицию. Масштабная проекция!
17 декабря / 20:00
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Брасс-ансамбль Российского Национального оркестра России. Дирижер — Олег Романенко
21 декабря / 20:00
Лауреаты международных конкурсов Лада Лабзина — орган Фёдор Строганов — орган Анастасия Черток — орган Олеся Кравченко — орган
Ближайшие концерты
9 декабря / 18:00 – 19:30
Прогулка-размышление по рождественской Москве 1926 года: высказывания поэтов и мыслителей, органные шедевры, традиционные рождественские песни и масштабная проекция, помогающая создать атмосферу времени и места.
Билеты от 800₽
10 декабря / 20:00 – 21:30
Музыканты Ренессансного оркестра воссоздают праздничную атмосферу крупнейших европейских городов XV-XVII вв., знакомят с рождественскими традициями и старинными музыкальными инструментами. 
Билеты от 1400₽
14 декабря / 20:00 – 21:30
Эксклюзивная программа перкуссиониста Николая Льговского и органиста Фёдора Строганова – это погружение в неземную звуковую реальность. Орган вступит в диалог с гонгами и колоколами-била, чтобы создать единую композицию. Масштабная проекция!
Билеты от 800₽
17 декабря / 20:00 – 21:00
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Брасс-ансамбль Российского Национального оркестра России. Дирижер — Олег Романенко
Билеты от 1400₽
21 декабря / 20:00 – 21:30
Лауреаты международных конкурсов Лада Лабзина — орган Фёдор Строганов — орган Анастасия Черток — орган Олеся Кравченко — орган
Билеты от 1400₽
26 декабря / 19:00 – 20:45
Ансамбль Collegium Musicum, Олег Романенко, Роман Насонов. В программе: Кантата BWV 63 Christen, ätzet diesen Tag («Запечатлейте день сей, христиане») Магнификат, BWV 243a Sanctus, BWV 238
Билеты от 600₽
28 декабря / 20:00 – 21:15
Государственный Кремлёвский оркестр, Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова Дирижёр — Олег Романенко
Билеты от 1400₽
30 декабря / 21:00 – 22:30
Лауреат международных конкурсов Константин Казначеев — скрипка Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
Билеты от 1600₽
31 декабря / 18:00 – 19:30
Лауреаты международных конкурсов Александр Лемешев — стеклянная арфа Олеся Кравченко — орган Виктория Володина — песочная анимация
Билеты от 1400₽
1 января / 18:00 – 19:30
Александр Фисейский - орган
Билеты от 600₽
2 января / 21:00 – 22:15
Лауреаты международных конкурсов Юлия Иконникова — орган Нина Гвамичава — арфа Михаил Волох — труба, дудук, гармоника, флейта
Билеты от 1400₽
3 января / 18:00 – 19:30
В программе: Робертсбриджский Кодекс, Буксгаймерская Книга, А. да Кабесон, Я. П. Свелинк, Н. де Гриньи, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Ф. Мендельсон, О. Мессиан, Д. Сальвадор
Билеты от 800₽
4 января / 15:00 – 16:30
Большая сюита из балета «Щелкунчик» - на органе в 4 руки!
Билеты от 800₽
4 января / 21:00 – 22:15
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин — орган Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
5 января / 15:00 – 16:30
Рождественский концерт для всей семьи Лауреаты международных конкурсов Дарья Каменева — фортепиано Наталья Ужви — орган В программе: И. С. Бах, П. Чайковский, Ф. Лист, Ш.-М. Видор, В. Ребиков и др.
Билеты от 800₽
5 января / 18:00 – 19:30
Хоровая капелла мальчиков и юношей «Дебют»
Билеты от 1400₽
6 января / 18:00 – 19:30
Василий Коростелев — дудук, голос Антонио Грамши — бузуки, крумхорн, перкуссия Тарквиний Грамши — дарбука титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль Сальвадор — орган (Испания)
Билеты от 1400₽
7 января / 18:00 – 19:20
Елена Терентьева, сопрано. Фёдор Строганов, орган
Билеты от 800₽
7 января / 21:00 – 22:25
Хор студентов ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова, Художественный руководитель и дирижёр - кандидат искусствоведения, доцент Владимир Красов, Руст Позюмский (виола да гамба), Анна Петрова (орган), Мария Фёдорова (арфа)
Билеты от 1400₽
8 января / 21:00 – 22:15
Лауреаты международных конкурсов Алексей Круглов — саксофон Игорь Гольденберг — орган
Билеты от 800₽
11 января / 20:00 – 21:30
Александр Удальцов, орган
Билеты от 600₽
13 января / 18:00 – 19:30
Лауреаты международных конкурсов Дуэт ARTBENE Анна Ветлугина — орган Дмитрий Максименко — орган
Билеты от 800₽
14 января / 19:00 – 20:30
Руст Позюмский Марфа Семёнова Алиса Тен Пётр Налич Владимир Красов Детский хор «Аврора» Художественный руководитель и дирижёр – Анастасия Беляева
Билеты от 800₽
18 января / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Андрей Шейко — орган
Билеты от 800₽
21 января / 20:00 – 21:30
Ансамбль Collegium Musicum, Олег Романенко, Роман Насонов. В программе: кантаты BWV 153, BWV 73, BWV 227
Билеты от 600₽
Работает на Cornerstone