ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ «ЛЕТО В СОБОРЕ»
ШУБЕРТ: МУЗЫКА ДЛЯ ДРУЗЕЙ И ДЛЯ ДУШИ
Солисты Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского
лауреаты всероссийских и международных конкурсов
Сергей КОСТЫЛЕВ, скрипка
Антон ЯКУШЕВ, скрипка
Елена ФЕДОТОВА, альт
Федор ЗЕМЛЕРУБ, виолончель
заслуженный артист России Игорь ГОЛОВАНОВ, контрабас
Антон МОЙСЕЕНКО, кларнет
Михаил ШИЛЕНКОВ, фагот
Алексей КАМЕШ, валторна
титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде
Даниэль САЛЬВАДОР, орган
Фестиваль «Лето в соборе» открывается двумя эксклюзивными событиями – российской премьерой органных произведений Шуберта и первым выступением в Кафедральном соборе святых Петра и Павла ансамбля солистов Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского – одного из старейших, самых прославленных и авторитетных оркестров страны.
Впервые в России прозвучат органные сочинения романтика Франца Шуберта. Четыре фуги для органа соло были созданы им в 1812-1813 годах, но долгое время оставались неизвестными. Эти пьесы были изданы спустя более 150 лет после смерти композитора — в 1978 и 1988 годах. Российская публика сможет услышать их на историческом органе Кафедрального собора свв. Петра и Павла в Москве благодаря испанскому органисту Даниэлю Сальвадору. Неутомимый исследователь органного репертуара, он всегда представляет уникальные программы, открывающие интереснейшие страницы музыкальной истории.
Октет Шуберта — жемчужина камерного репертуара, которую редко можно услышать в России. Ансамбли были родной стихией композитора, на Шубертиадах, где собирались его друзья, всегда звучала музыка. И Октет напоминает такую дружескую встречу — здесь беседуют, веселятся, танцуют, спорят об искусстве, политике и любви. Поздний шедевр Шуберта исполнят солисты Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского.
Октет написан Шубертом по заказу графа Фердинанда Тройера весной 1824 года – тогда же, когда родились знаменитые квартеты «Розамунда» и «Смерть и девушка». Тройер был музыкантом-любителем, но, судя по технически сложной и эмоционально выразительной партии кларнета, весьма искусным. Не уступают в мастерстве и партии других инструментов. Премьера сочинения прошла в доме эрцгерцога Рудольфа, покровителя и ученика Бетховена, на службе у которого состоял граф. Не случайно Октет написан по модели бетховенского Септета для схожего состава: это дивертисмент из шести частей, в центре – адажио, скерцо, менуэт и тема с вариациями, где Шуберт использовал мелодию своей юношеской оперы мелодия «Друзья из Саламанки».
В программе:
Франц Шуберт (1797–1828)
Четыре фуги для органа
Фуга ре минор. D. 13
Фуга до мажор. D. 24a
Фуга соль мажор. D. 24b
Фуга ре минор. D. 24c
Октет фа мажор, соч. post. 166, D 803
для двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, кларнета, фагота и валторны