Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

24 апреля / Суббота
начало в 21:00, длительность 1 час 5 минут

МОЦАРТ. РЕКВИЕМ. Ночной концерт!

МОЦАРТ. РЕКВИЕМ

солистка театра «Новая опера»
Ксения НЕСТЕРЕНКО, сопрано
солистка театра «Новая опера» и Венгерского государственного оперного театра, победительница телепроекта «Большая опера-2017»
Полина ШАМАЕВА, меццо-сопрано
солист Государственной телерадиокомпании «Культура»
Юрий РОСТОЦКИЙ, тенор
солист Хора Сретенского монастыря
Вадим ЗАРИПОВ, бас

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижер – Олег РОМАНЕНКО

Редакция Франца Байера (новая версия, 2006)

Впервые в России прозвучит Реквием Моцарта в новой редакции Франца Байера, сделанной известным музыковедом и редактором моцартовских сочинений в 2006 году. Инициатива принадлежит дирижеру и директору фонда Collegium Musicum Олегу Романенко. 

Одно из самых часто исполняемых произведений классической музыки осталось неоконченным после смерти его гениального автора. Реквием завершил Франц Ксавер Зюсмайер, ученик Моцарта. Несмотря на то, что на протяжении двухсот лет версию Зюсмайера не перестают критиковать, она остается самой популярной среди исполнителей и слушателей. 

Редакция Франца Байера, сделанная в начале 1970-х, многими авторитетными учеными и музыкантами признана более удачной и близкой к оригиналу. Она отличается, в первую очередь, оркестровкой, в некорректности которой чаще всего обвиняют Зюсмайера. Байер внес значительные изменения в партии и струнных, и духовых инструментов, особенно тромбонов. Менее заметные, но существенные исправления были сделаны в вокальных партиях, а также дописаны четыре такта фуги в части Hosanna

«Соглашусь со специалистами, что версия Франца Байера звучит более по-моцартовски, — говорит дирижер Олег Романенко. — Мне нравятся слова пианиста и музыковеда Роберта Левина, сделавшего собственную редакцию Реквиема в 1990-е годы: Франц Байер отнес Реквием в химчистку и удалил с него пятна. Он сделал его более прозрачным, необремененным неудачами Зюсмайера. Чем глубже погружаешься в изучение его версии, тем интереснее! А когда я первый раз посмотрел сохранившуюся рукопись Моцарта от начала до конца, то поверил Байеру». 

Байер стремился к более глубокому пониманию стиля и духа моцартовской музыки и подчеркивал, что для него «редакция» заключается в восстановлении исходного материала рукописи — ведь Моцарт написал гораздо больше, чем принято считать, что обоснованно доказывал Байер. Показательно, что к его версии обращались такие авторитетные дирижеры, как Леонард Бернстайн, Никола.ус Арнонкур, Невилл Марринер. 

Франц Байер прожил долгую жизнь (он родился в 1922 году и умер в 2018 в возрасте 96 лет) и отреставрировал около 150 незаконченных сочинений Гайдна, Бетховена и Моцарта. В 2006 году он пересмотрел свою редакцию Реквиема и сделал новую версию, опубликованную немецким издательством Kunzelmann. Именно она и прозвучит в Москве в Евангелическо-лютеранском соборе свв. Петра и Павла.

В программе:
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
Реквием ре минор для солистов, хора и оркестра 

 


 

Читать дальше...
Исполнители

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

Ксения Нестеренко

сопрано

Солистка Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова. Победительница обладательница гран-при IV конкурса «Большая Опера» на телеканале «Россия – Культура» и (Москва, 2016), гран-при XIV Международного фестиваля-конкурса Chorus Inside «Christmas» (Будапешт, 2014). В 2017–2019 гг. — солистка Саратовского академического театра оперы и балета. В настоящее время продолжает обучение в Саратовской государственной консерватории по специальности «Академическое пение». 

Ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом. Сотрудничала с такими коллективами, как Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Национальный филармонический оркестр России, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», камерный оркестр «Северная симфониетта» Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл» и другие. 

В репертуаре певицы партии Донны Анны и Памины («Дон Жуан» и «Волшебная флейта Моцарта), Виолетты и Джильды («Травиата» и «Риголетто» Верди), Джульетты («Ромео и Джульетта» Гуно), Марфы («Царская невеста» Римского-Корсакова), Антониды («Жизнь за царя» Глинки) и другие. 

Юрий Ростоцкий

Юрий Ростоцкий (тенор) ­­– выпускник РАМ имени Гнесиных, лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (2015), конкурса теноров имени Ивана Козловского (2011), конкурса вокалистов «Bella voce» (2004) и др. В 2015-2018 гг. – солист Московского театра «Новая Опера», в 2018-2019 гг. – ведущий солист Санкт-Петербургского музыкального театра «Зазеркалье». В настоящее время – приглашенный солист Каунасского музыкального театра (Литва). Выступает на европейских сценах, среди недавних ангажементов Бельфьоре («Мнимая садовница» Моцарта, Берлин), Тебальдо («Монтекки и Капулетти» Беллини, Каунас), Линдоро («Итальянка в Алжире» Россини, Арнем, Нидерланды), партии Евангелиста и тенора в «Страстях по Иоанну» и «Страстях по Матфею» Баха (Хёсден, Нидерланды) и др. Сотрудничает с такими выдающимися дирижерами, как В. Юровский, М. Плетнев, В. Федосеев, П. Нойман, Я. Латам-Кёниг, А. д’Агостини, Л. Акочелла и др.

Полина Шамаева

Полина Шамаева 
меццо-сопрано

Солистка Московского театра «Новая опера» им. Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште. Победительница пятого сезона телепроекта «Большая опера» на телеканале «Россия – Культура» и обладатель приза зрительских симпатий (2017). Окончила Академию хорового искусства им. Попова по двум специальностям – «хоровое дирижирование» (2011) и «сольное пение» (2016). Принимала участие в мастер-классах Даренн Зиммер, Сары Аллегретты, Раминты Лампсатис.

В качестве солистки выступала с различными коллективами в Большом зале Московской консерватории, Московском международном Доме музыки, Концертном зале имени Чайковского, на Красной площади и в Государственном Кремлевском Дворце, Дворце музыки в Афинах (Греция), Симфони-холле в Осаке и Минато-Мирай-холле в Иокогаме (Япония), Венгерской государственной опере (Будапешт), Аудитории Тенерифе на Канарских островах, Зале Стравинского в Монтрё (Швейцария) и на других известных концертных площадках.

Принимала участие в фестивалях в Рейнгау (Германия), Владимира Спивакова в Кольмаре (Франция), «Владимир Спиваков приглашает» в регионах России, Московском Пасхальном фестивале, Opera Art Динары Алиевой, «Опера Live» Василия Ладюка и многих других.

Сотрудничала с такими выдающимися дирижерами, как Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Михаил Плетнёв, Томас Зандерлинг, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Гинтарас Ринкявичюс и многие другие.

В репертуаре певицы – более 20 оперных партий, среди которых Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова), Кармен в одноименной опере Бизе, Композитор («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), Ольга («Евгений Онегин» Чайковского), Фенена («Набукко» Верди), Маддалена («Риголетто» Верди), Марина Мнишек («Борис Годунов» Мусоргского) и другие, а также партии меццо-сопрано более чем в 40 произведениях кантатно-ораториального жанра.

Вадим Зарипов

Вадим Зарипов (бас) – выпускник Музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова. В прошлом – солист Челябинского государственного академического театра оперы и балета, ныне – солист хора Сретенского монастыря.

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008). Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения. В сезоне 2020/21 выступает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова. 
В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

симфонический оркестр солисты хор Моцарт
анонсы
8 августа / 19:00
Жемчужины духовной музыки, органные шедевры и целая галерея интерпретаций «Ave Maria»
12 августа / 20:00
Валерий Чакон (гитара) лауреаты джазовых конкурсов и фестивалей Эль Глорио (труба), Ксения Чакон (кахон, пальмас, перкуссия). Даниэль Сальвадор (орган). В программе: П. де Лусия, Х. Родриго, М. Франко, В. Амиго, В. Чакон и др.
14 августа / 18:00
На старых портретах не принято улыбаться. Но когда Бах улыбался, у его душе звучала эта музыка. Играют Юлия Глазкова (орган, Санкт-Петербург) и Ольга Попова (саксофон, Нижний Новгород).
15 августа / 19:00
Одна из самых популярных программ Collegium Musicum дает возможность увидеть окружающий мир глазами двух гениев – Вивальди и Пьяццоллы, и услышать исторический орган собора.
22 августа / 19:00
Каждый из королей предстанет во всем блеске благодаря шедеврам органной и фортепианной музыки, а также прозвучат уникальные произведения для дуэта органа и рояля. Бах, Моцарт, Россини, Сен-Санс, Шопен, Рахманинов и др.
Ближайшие концерты
8 августа / 19:00 – 20:30
Жемчужины духовной музыки, органные шедевры и целая галерея интерпретаций «Ave Maria»
12 августа / 20:00 – 21:30
Валерий Чакон (гитара) лауреаты джазовых конкурсов и фестивалей Эль Глорио (труба), Ксения Чакон (кахон, пальмас, перкуссия). Даниэль Сальвадор (орган). В программе: П. де Лусия, Х. Родриго, М. Франко, В. Амиго, В. Чакон и др.
14 августа / 18:00 – 19:25
На старых портретах не принято улыбаться. Но когда Бах улыбался, у его душе звучала эта музыка. Играют Юлия Глазкова (орган, Санкт-Петербург) и Ольга Попова (саксофон, Нижний Новгород).
15 августа / 19:00 – 20:30
Одна из самых популярных программ Collegium Musicum дает возможность увидеть окружающий мир глазами двух гениев – Вивальди и Пьяццоллы, и услышать исторический орган собора.
22 августа / 19:00 – 20:30
Каждый из королей предстанет во всем блеске благодаря шедеврам органной и фортепианной музыки, а также прозвучат уникальные произведения для дуэта органа и рояля. Бах, Моцарт, Россини, Сен-Санс, Шопен, Рахманинов и др.
28 августа / 21:00 – 22:15
Московский государственный академический симфонический оркестр под руководством Павла Когана, Государственный академический русских хор имени А. В. Свешникова Дирижер – Олег Романенко
29 августа / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов, артист Yamaha, солист театра им. С. Образцова Иван Дыма (саксофон), лауреаты международных конкурсов Арсений Строковский, аккордеон (Россия-Германия) Юлия Иконникова (орган) Специальный гость – Мичиру Соеда, скрипка (Япония) В программе: И. С. Бах, А. Вивальди, А. Пьяццолла и др.
12 сентября / 19:00 – 20:30
Новый цикл выдающегося органиста Александра Фисейского – это главные фигуры мировой органной истории крупным планом. Авторитетный музыкант проведет слушателей по «залам» искусно составленной экспозиции и познакомит с шедеврами европейского искусства.
18 сентября / 18:00 – 19:30
Классические произведения, ставшие саундтреками, и музыка, написанная специально для кинофильмов. «Солярис», «Ирония судьбы», «Миссия невыполнима», «Гарри Поттер», «Пираты Карибского моря» и многое другое на историческом органе собора.
19 сентября / 19:00 – 20:30
Органист-виртуоз и эрудит Даниэль Сальвадор собрал в одной программе сочинения шестнадцати (16!) разных Бахов — ближайших и дальних родственников Иоганна Себастьяна.
25 сентября / 21:00 – 22:25
лауреат международных конкурсов Маргарита Еськина (орган) В программе: Й. Райнбергер, Ф. Мендельсон, С. Франк и др.
26 сентября / 20:00 – 21:40
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
30 сентября / 20:00 – 21:30
Два взгляда на мир, которые разделяет 250 лет. Бессмертные шедевры – в исполнении виртуозных музыкантов.
3 октября / 20:00 – 21:15
Лилия Гайсина (сопрано) Мария Остроухова (меццо-сопрано) Юрий Ростоцкий (тенор) Вадим Зарипов (бас) Московский государственный академический симфонический оркестр под руководством Павла Когана Государственный академический русских хор имена А. В. Свешникова Дирижер – Олег Романенко
10 октября / 19:00 – 20:25
В программе: Ф. Мендельсон, И. Брамс, С. Франк, С. Танеев, Х. Кушнарёв, Л. Боэльман
31 октября / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
7 ноября / 19:00 – 20:30
Александр ФИСЕЙСКИЙ орган
21 ноября / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
26 декабря / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
30 января / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
27 февраля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
27 марта / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
24 апреля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
29 мая / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone