Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

14 марта / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 30 минут

Бах и европейская музыка первой половины ХХ века.

Себастьян Бах и органная музыка XIX-XX веков
Авторский цикл. Концерт четвертый 
И. С. БАХ И ЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

заслуженный артист России
солист Московской государственной академической филармонии
профессор РАМ им. Гнесиных
Александр ФИСЕЙСКИЙ, орган

«Изучайте Баха! В нем вы найдете всё», — говорил Иоганнес Брамс. В истории органной музыки нет ни одного крупного музыканта, избежавшего воздействия колоссальной фигуры немецкого мастера. Новый цикл выдающегося российского органиста Александра Фисейского дает возможность соприкоснуться с крупнейшими школами органной музыки сквозь призму Баха. Каждый концерт посвящен одному направлению (немецкий, французский и русский романтизм, первая и вторая половины ХХ века), но все их объединяет вселенная Иоганна Себастьяна Баха. 

В первой части программы — три контрастных цикла Баха: по-юношески эффектная Прелюдия и фуга до мажор, стремительная, ускользающе-прекрасная Фантазия и фуга ля минор, а также меланхолично-строгая Прелюдия и фуга си минор. Ее настроение подхватывают тихая полифоническая Канцона и две обработки страстных хоралов. 

Выбор органных произведений для второй части концерта очень оригинален. Александр Фисейский отдает предпочтение не крупным европейским мастерам первой половины ХХ века, а знакомит с редко звучащими опусами русских композиторов и музыкантов, воспитанных в России. Все они связаны с Петербургом, за каждым стоит интересный эпизод истории русской органной культуры. 

Так, Цезарь Кюи был одним из немногих, кто с небрежением относился к фигуре и творчеству «покойника» Баха, считая его интересным лишь для «музыкальных археологов». Не представлял для него интереса и орган. Но к началу ХХ века, когда из стен Петербургской консерватории вышло много крупных органистов, органная музыка стала яркой краской в музыкальном ландшафте северной столицы. Тогда не остался в стороне и Кюи — по просьбе французского аббата и органиста Жозефа Жубера он написал две прелюдии для сборника «Современные мастера органа». Они не похожи на сочинения тех, кто благоговел перед Бахом, и тем особенно интересны. 

Для того же издания написана «Пастораль» латвийца Язепса Витоля — выпускника, а затем профессора Петербургской консерватории, среди воспитанников которого были Прокофьев и Мясковский.  Через несколько лет после выхода сборника Витоль вернулся на родину и основал Латвийскую консерваторию. Пьеса Largoдругого прибалта и выпускника Петербургской консерватории — эстонца Рудольфа Тобиаса — впервые прозвучала в 1902 году в церкви Святого Иоанна эстонского-немецкого прихода Санкт-Петербурга в версии для органа с оркестром, а сегодня исполняется как сольная органная пьеса. 

Завершит программу Пассакалья Шостаковича из оперы «леди Макбет Мценского уезда». Как оркестровый антракт она входит в число самых сильных симфонических фрагментов оперной классики ХХ века. Мало кто знает, что первоначально Пассакалья предназначалась для органа (отсюда и жанр, отсылающих к знаменитой Пассакалье Баха), установленного в ленинградском Малом оперном театре, — инструмент располагался на ярусе и его звуки, несущиеся сверху (как в церкви) должны были производить колоссальное впечатление. 

В программе
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 545 
Хоральные обработки:
     Valet will ich dir geben, BWV 735
     Christ lag in Todesbanden, BWV 718
Фантазия и фуга ля минор, BWV 561
Канцона, BWV 588
Прелюдия и фуга си минор, BWV 544

Цезарь Кюи (1835-1918)
Две прелюдии: 
соль минор
ля-бемоль мажор

Язепс Витоль (1863-1948)
Пастораль

Рудольф Тобиас (1873-1918)
Largo

Дмитрий Шостакович (1906-1975)
Пассакалия из оперы «Катерина Измайлова», соч. 29 (1932)

Читать дальше...
Исполнители

Александр Фисейский

Александр Фисейский

Александр Фисейский совмещает активную концертную деятельность с педагогической работой: возглавляет кафедру органа и клавесина в РАМ им. Гнесиных, проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри различных органных конкурсов, является инициатором фестиваля «Девять веков органа», ежегодного Международного симпозиума «Орган в XXI веке» и мн. др. Фисейский избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991) и  Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994). Им записано свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах. Сольные концерты органиста с успехом проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Магдебурге, Париже, Страсбурге, Милане, Гданьске и других европейских центрах.

Пропаганда национального органного наследия — еще одна, важнейшая часть просветительской деятельности музыканта. Это семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трёхтомника «Органная музыка в России» (Bärenreiter, Германия). В марте 2009 вышла монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. – 1800 год)».

орган Бах И. С. Дюпре Хиндемит Шостакович
анонсы
9 декабря / 20:00
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Ирина Шашкова-Петерсон, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
12 декабря / 19:00
Сергей Полтавский, альт Владимир Скоморохов, орган
18 декабря / 18:00
лауреаты международных конкурсов Марианна ВЫСОЦКАЯ орган Станислав МАЛЫШЕВ скрипка Андрей ВИННИЦКИЙ вибрафон, колокольчики В программе: Жан Лангле, Реджис Кампо, Тадаси Яманучи, Арво Пярт, Валерий Кикта, Фарадж Караев, Альфред Шнитке, Дмитрий Смирнов, Оливье Мессиан
19 декабря / 19:00
Ансамбль «Хронос» Людмила Фраёнова, скрипка Алиса Тен, вокал В программе: музыка Византии и Ближнего Востока, русская музыка XVII-XVIII вв., Перотин (Школа Нотр-Дам, рубеж XII—XIII вв.), Г. И. Ф. фон Бибер, Г. Форе, О. Мессиан, Дж. Тавенер и др.
26 декабря / 20:00
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
Ближайшие концерты
9 декабря / 20:00 – 21:30
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Ирина Шашкова-Петерсон, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
12 декабря / 19:00 – 20:30
Сергей Полтавский, альт Владимир Скоморохов, орган
18 декабря / 18:00 – 19:30
лауреаты международных конкурсов Марианна ВЫСОЦКАЯ орган Станислав МАЛЫШЕВ скрипка Андрей ВИННИЦКИЙ вибрафон, колокольчики В программе: Жан Лангле, Реджис Кампо, Тадаси Яманучи, Арво Пярт, Валерий Кикта, Фарадж Караев, Альфред Шнитке, Дмитрий Смирнов, Оливье Мессиан
19 декабря / 19:00 – 20:30
Ансамбль «Хронос» Людмила Фраёнова, скрипка Алиса Тен, вокал В программе: музыка Византии и Ближнего Востока, русская музыка XVII-XVIII вв., Перотин (Школа Нотр-Дам, рубеж XII—XIII вв.), Г. И. Ф. фон Бибер, Г. Форе, О. Мессиан, Дж. Тавенер и др.
26 декабря / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
28 декабря / 19:00 – 20:30
Хоровая капелла мальчиков и юношей «Дебют» Художественный руководитель и главный дирижер – Элдар Абасов лауреат международных конкурсов Иван Царев, орган В программе: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Дж. Б. Перголези, С. Рахманинов, Э. Л. Уэббер, К. Дженкинс, рождественские колядки и др.
30 декабря / 20:00 – 21:30
Collegium Musicum Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко В программе: В. А. Моцарт
31 декабря / 19:00 – 20:30
Даниэль Сальвадор, орган Симфонический оркестр «Инструментальная капелла» Дирижер – заслуженный артист России Виктор Луценко В программе: музыка семьи Штраусов
1 января / 21:00 – 22:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт второй
2 января / 19:00 – 20:30
лауреаты Международных конкурсов Алексей Круглов, саксофон Игорь Гольденберг, орган
3 января / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов Олеся Кравченко, орган
4 января / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин, орган
5 января / 16:00 – 17:30
лауреат международных конкурсов Иван Царев, орган Анна Никулина, орган солист Детского музыкального театра имени Н. Сац Антон Варенцов В программе: П. И. Чайковский
6 января / 15:00 – 16:30
Василий Коростелев Даниэль Сальвадор Антонио Грамши
7 января / 21:00 – 22:30
заслуженная артистка республики Хакасия, лауреат международных конкурсов Екатерина Монисова, сопрано лауреат международных конкурсов Анна Юркова, орган В программе: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Вьерн, К. Сен-Санс, К. В. Глюк, Ф. Шуберт и др.
9 января / 19:00 – 20:30
Иван Дыма, саксофоны Никита Неделько, гитара Юлия Иконникова, орган
30 января / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
6 февраля / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ орган В программе: Морис Дюруфле, Чарльз Айвз, Жан Лангле, Александр Скрябин, Альберт Леман, Марсель Дюпре, Игорь Гольденберг
13 февраля / 20:00 – 21:30
27 февраля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
13 марта / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт третий
13 марта / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт четвертый
27 марта / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
7 апреля / 17:30 – 21:30
Эва-Мария ХУБЕН (Германия) В рамках Международного фестиваля «Музыка Пространство Архитектура»
24 апреля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone