Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

14 марта / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 30 минут

Бах и европейская музыка первой половины ХХ века. Играет Александр Фисейский

Себастьян Бах и органная музыка XIX-XX веков
Авторский цикл. Концерт четвертый 
И. С. БАХ И ЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

заслуженный артист России
солист Московской государственной академической филармонии
профессор РАМ им. Гнесиных
Александр ФИСЕЙСКИЙ, орган

«Изучайте Баха! В нем вы найдете всё», — говорил Иоганнес Брамс. В истории органной музыки нет ни одного крупного музыканта, избежавшего воздействия колоссальной фигуры немецкого мастера. Новый цикл выдающегося российского органиста Александра Фисейского дает возможность соприкоснуться с крупнейшими школами органной музыки сквозь призму Баха. Каждый концерт посвящен одному направлению (немецкий, французский и русский романтизм, первая и вторая половины ХХ века), но все их объединяет вселенная Иоганна Себастьяна Баха. 

В первой части программы — три контрастных цикла Баха: по-юношески эффектная Прелюдия и фуга до мажор, стремительная, ускользающе-прекрасная Фантазия и фуга ля минор, а также меланхолично-строгая Прелюдия и фуга си минор. Ее настроение подхватывают тихая полифоническая Канцона и две обработки страстных хоралов. 

Выбор органных произведений для второй части концерта очень оригинален. Александр Фисейский отдает предпочтение не крупным европейским мастерам первой половины ХХ века, а знакомит с редко звучащими опусам русских композиторов и музыкантов, воспитанных в России. Все они связаны с Петербургом, за каждым стоит интересный эпизод истории русской органной культуры. 

Так, Цезарь Кюи был одним из немногих, кто с небрежением относился к фигуре и творчеству «покойника» Баха, считая его интересным лишь для «музыкальных археологов». Не представлял для него интереса и орган. Но к началу ХХ века, когда из стен Петербургской консерватории вышло много крупных органистов, органная музыка стала яркой краской в музыкальном ландшафте северной столицы. Тогда не остался в стороне и Кюи — по просьбе французского аббата и органиста Жозефа Жубера он написал две прелюдии для сборника «Современные мастера органа». Они не похожи на сочинения тех, кто благоговел перед Бахом, и тем особенно интересны. 

Для того же издания написана «Пастораль» латвийца Язепса Витоля — выпускника, а затем профессора Петербургской консерватории, среди воспитанников которого были Прокофьев и Мясковский.  Через несколько лет после выхода сборника Витоль вернулся на родину и основал Латвийскую консерваторию. Пьеса Largoдругого прибалта и выпускника Петербургской консерватории — эстонца Рудольфа Тобиаса — впервые прозвучала в 1902 году в церкви Святого Иоанна эстонского-немецкого прихода Санкт-Петербурга в версии для органа с оркестром, а сегодня исполняется как сольная органная пьеса. 

Завершит программу Пассакалья Шостаковича из оперы «леди Макбет Мценского уезда». Как оркестровый антракт она входит в число самых сильных симфонических фрагментов оперной классики ХХ века. Мало кто знает, что первоначально Пассакалья предназначалась для органа (отсюда и жанр, отсылающих к знаменитой Пассакалье Баха), установленного в ленинградском Малом оперном театре, — инструмент располагался на ярусе и его звуки, несущиеся сверху (как в церкви) должны были производить колоссальное впечатление. 

В программе
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 545 
Хоральные обработки:
     Valet will ich dir geben, BWV 735
     Christ lag in Todesbanden, BWV 718
Фантазия и фуга ля минор, BWV 561
Канцона, BWV 588
Прелюдия и фуга си минор, BWV 544

Цезарь Кюи (1835-1918)
Две прелюдии: 
соль минор
ля-бемоль мажор

Язепс Витоль (1863-1948)
Пастораль

Рудольф Тобиас (1873-1918)
Largo

Дмитрий Шостакович (1906-1975)
Пассакалия из оперы «Катерина Измайлова», соч. 29 (1932)

Читать дальше...
Исполнители

Александр Фисейский

Александр Фисейский

Александр Фисейский совмещает активную концертную деятельность с педагогической работой: возглавляет кафедру органа и клавесина в РАМ им. Гнесиных, проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри различных органных конкурсов, является инициатором фестиваля «Девять веков органа», ежегодного Международного симпозиума «Орган в XXI веке» и мн. др. Фисейский избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991) и  Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994). Им записано свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах. Сольные концерты органиста с успехом проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Магдебурге, Париже, Страсбурге, Милане, Гданьске и других европейских центрах.

Пропаганда национального органного наследия — еще одна, важнейшая часть просветительской деятельности музыканта. Это семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трёхтомника «Органная музыка в России» (Bärenreiter, Германия). В марте 2009 вышла монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. – 1800 год)».

орган Бах И. С. Дюпре Хиндемит Шостакович
анонсы
7 марта / 19:00
Самые популярные сочинения И. С. Баха – от «школьных» инвенций до «Страстей по Матфею» — в дуэте органа и саксофона.
8 марта / 16:00
Знаменитый цикл Антонио Вивальди и remix барочного шедевра от британского композитора Макса Рихтера — гипнотическое сочетание минимализма, кинематографической атмосферности и неоклассики. Топ чартов в 22 странах!
13 марта / 18:00
Больше, чем просто концерт. Это путешествие в пространстве и времени. В нем, как в самом Иерусалиме, смешалась музыка Востока и Запада, прошлого и настоящего, авторские и анонимные сочинения.
14 марта / 19:00
Четвертый концерт цикла. Шедевры Баха и редкие сочинения композиторов петербургской школы исполнении выдающегося российского органиста.
21 марта / 19:00
Концерт приходится на время Великого поста, и в центре программы уникальное для наследия Баха сочинение — мотет «Искупи, Всевышний, мои грехи», представляющий собой переработку Stabat Mater Перголези.
Ближайшие концерты
7 марта / 19:00 – 20:30
Самые популярные сочинения И. С. Баха – от «школьных» инвенций до «Страстей по Матфею» — в дуэте органа и саксофона.
8 марта / 16:00 – 17:30
Знаменитый цикл Антонио Вивальди и remix барочного шедевра от британского композитора Макса Рихтера — гипнотическое сочетание минимализма, кинематографической атмосферности и неоклассики. Топ чартов в 22 странах!
13 марта / 18:00 – 19:30
Больше, чем просто концерт. Это путешествие в пространстве и времени. В нем, как в самом Иерусалиме, смешалась музыка Востока и Запада, прошлого и настоящего, авторские и анонимные сочинения.
14 марта / 19:00 – 20:30
Четвертый концерт цикла. Шедевры Баха и редкие сочинения композиторов петербургской школы исполнении выдающегося российского органиста.
21 марта / 19:00 – 20:30
Концерт приходится на время Великого поста, и в центре программы уникальное для наследия Баха сочинение — мотет «Искупи, Всевышний, мои грехи», представляющий собой переработку Stabat Mater Перголези.
27 марта / 21:00 – 22:10
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра.
28 марта / 19:00 – 20:30
Spring in the city: Бах, Вивальди, Пьяццолла Иван Дыма - саксофоны Никита Неделько - гитара Юлия Иконникова - орган Большой ансамбль саксофонов им. Шнитке
4 апреля / 20:00 – 21:30
Пасхальный концерт! Великая музыка света, надежды и радости!
15 апреля / 20:00 – 21:15
Средневековая музыка возвращается в Москву! VII Международный фестиваль Musica Mensurata пройдет в соборе св. Петра и Павла с 15 по 22 апреля 2021 года
18 апреля / 19:00 – 20:20
Средневековая музыка возвращается в Москву! VII Международный фестиваль Musica Mensurata пройдет в соборе св. Петра и Павла с 15 по 22 апреля 2021 года.
22 апреля / 20:00 – 21:20
Средневековая музыка возвращается в Москву! VII Международный фестиваль Musica Mensurata пройдет в соборе св. Петра и Павла с 15 по 22 апреля 2021 года
25 апреля / 19:00 – 20:45
Кантаты на третий день Пасхи № 134«Ein Herz, das seinen Jesum lebend weiß» («Се познаёт душа воскресшего Иисуса») № 145 «Ich lebe, mein Herze, zu deinem Ergötzen» («Я жив, о Моё чадо, к услажденью твоему»)
16 мая / 19:00 – 20:30
Концерт пятый БАХ И ЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА В программе: И. С. Бах, О. Мессиан, С. Губайдулина, А. Шнитке
30 мая / 19:00 – 20:45
Кантаты на Троицу № 176 «Es ist ein trotzig und verzagt Ding» («Лукаво сердце человеческое более всего») № 129 «Gelobet sei der Herr, mein Gott» («Слава Тебе, Господи, мой Боже»)
27 июня / 19:00 – 20:45
Кантаты на рождество Иоанна Предтечи № 167 «Ihr Menschen, rühmet Gottes Liebe» («Восславьте, люди, Божию любовь») № 7 «Christ unser Herr zum Jordan kam» («Христос Господь на Иордан пришёл»)
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone