Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

25 апреля / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 40 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА BWV 25, 135, 1083 Сезон четвертый. «Бах в Лейпциге: парные кантаты» (продолжение)

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА с Романом Насоновым
Бах в Лейпциге: парные кантаты
Сезон четвертый. Концерт четвертый

Екатерина Либерова, сопрано
Анастасия Бондарева, альт
Михаил Нор, тенор
Владимир Красов, бас

Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко

Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. Четвертый сезон проекта продолжает тему парных кантат: слушатели могут сравнить два сочинения, написанных на один и тот же праздник, оценить богатство фантазии и глубину религиозно-философской мысли композитора.

Четвертый концерт сезона приходится на время Великого поста, и в центре программы уникальное для наследия Баха сочинение — мотет «Искупи, Всевышний, мои грехи», представляющий собой переработку Stabat Mater Перголези. Сочинение итальянского мастера, скоропостижно покинувшего мир в возрасте 26 лет, создано в 1736 году и очень быстро завоевало невероятную популярность в Италии, а затем и других европейских странах. Бах мог познакомиться с ним в Дрездене, где блистала роскошная итальянская оперная труппа. 

Баховская версия появилась спустя всего 10 лет после премьеры оригинала, в 1746 году, еще до первого немецкого издания шедевра Перголези. Вероятно, это самая первая из множества переработок Stabat Mater. Но обнаружена она была лишь в ХХ веке: впервые баховский мотет упоминается ровно через 200 лет — в 1946, а исполнен и издан он был в 1963 году. 

В своей обработке Бах использует немецкое стихотворение Tilge, Höchster, meine Sünden («Искупи, Всевышний, мои грехи») — парафразу 51 (50) псалма, выполненную неизвестным автором как вольная обработка лютеровского текста. Либретто Перголези и Баха сближает скорбное настроение и молитвенный характер: в латинской секвенции мольба обращена к Богоматери, а в мотете раскаяние грешника обращено к Богу. Именно немецкий текст определил драматургию нового варианта, стал импульсом для музыкальных преобразований и является самой сущностью баховской обработки.  

Мотет Баха мог исполняться в любой день церковного года, хотя его содержание как нельзя лучше подходит ко времени Великого поста, так же, как Stabat Mater, чей текст повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа. «Искупи, Всевышний, мои грехи» — покаянный псалом, поэтому в пару к нему авторы цикла выбрали две небольших покаянных кантаты: № 25 «Нет здравия в плоти моей», впервые исполненную в 1723 году на 14-е воскресение по Троице, и № 135 «Ах, Господи, меня, бедного грешника», прозвучавшую годом позже на 3-е воскресенье по Троице. 

В программе:
Кантата № 25 «Es ist nichts Gesundes an meinem Leibe» («Нет здравия в плоти моей»)
Кантата № 135 «Ach Herr, mich armen Sünder» («Ах, Господи, меня, бедного грешника»)
Мотет «Tilge, Höchster, meine Sünden» («Искупи, Всевышний, мои грехи»), BWV1083

Исполнители

Екатерина Либерова

Екатерина Либерова (сопрано)

Анастасия Бондарева

Оперная и камерная певица.
Окончила Академию хорового искусства имени В.С. Попова по специальности «академическое пение».  
Мастерство совершенствовала на мастер-классах Майкла Чанса, Бенджамина Бэгби, Марка Мойона, Жана-Франсуа Новелли.
Специализируется на исполнении музыки средневековья, ренессанса и барокко.
Участвует в крупных международных проектах, постановках европейских и отечественных барочных опер на сценах Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), Московской филармонии, Санкт-Петербургской филармонии и других. Сотрудничает с ведущими российскими коллективами старинной музыки (Alta Cappella, Pratum Integrum, Ensemble Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», «Хронос», «Солисты барокко», Collegium Musicum), постоянный участник международных фестивалей ранней музыки и проекта «Все кантаты Баха» фонда Сollegium Musicum.

Владимир Красов

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дирижирование академическим хором», художественныйруководитель и дирижер Хора студентов Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова. 

Окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Б. Куликова). Занимался изучением стилей исполнения музыки различных эпох, старинных танцев, а также аутентичной манеры звукоизвлечения. Лауреат всероссийских и международных конкурсов, автор научных статей и учебно-методических пособий по вопросам современного хорового искусства.
Выступает с концертами на крупных европейских и мировых площадках, сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, среди которых В. Спиваков, Ю. Башмет, М. Плетнев, А. Рудин, А. Левин, В. Халилов, А. Соловьёв, Ф. Сарделли, С. Монтанари, Х. Риллинг, Т. Курентзис, П. Филипс, Ф. Берниус и др.

С 2010 — солист Вокального ансамбля INTRADA под руководством Е. Антоненко. 
Как вокалист В 2013 г. стажировался в Большом театре России, с 2014 работал в Государственной академической симфонической капелле России под руководством В. Полянского. Сотрудничает с Международной Академией старинной музыки Opera Omniaпринимал участие в мировой премьере оперы С. Ланди
«La morte d’Orfeo» (2013) под руководством Эндрю Лоурэнс-Кинга.

Важное место в репертуаре Красова занимает современная музыка; он участвовал в исполнении оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский» (музыка Д. Курляндского, Б. Филановского, А. Сюмака, С. Невского, А. Сысоева, В. Раннева, 2014-2019), кантаты А. Сысоева «SOS» (2017), оперы А. Белоусова «Книга Серафима» (2020).
Участвовал в премьере оратории Б. Филановского «Пропевень о проросли мировой» на фестивале «Другое пространство» с ГАСО России имени Е.Ф. Светланова под управлением В. Юровского (2018).
В 2020 г. принимал участие в Х Международной академии молодых композиторов в г. Чайковский. 

Михаил Нор

Родился в 1994 году в семье музыкантов. Петь начал с раннего детства в церковном хоре, в 14 лет стал регентом, сольное и хоровое пение в церкви сопровождает всю его жизнь.
В настоящее время — студент Московской консерватории («Кафедра сольного пения»).
В 2014 солировал в концерте известного дирижёра Майкла Шасбергера (США) в рамках I Международного хорового конгресса.
В 2015-2017 — хормейстер хора МГУ. Приглашённый солист хора Московской консерватории и хора МГУ.
С 2016 года — артист вокального ансамбля «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко.
Участвовал в Международном фестивале «Musikfest Erzgebirge» (2016), Дрезденском музыкальном фестивале (2017).
Активно выступает в концертах камерной музыки, исполняя сочинения разных эпох, от старинной музыки до современной. Сотрудничает с Ансамблем Collegium Musicum под руководством Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации).

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского (2008).

Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Теодора Курентзиса. Работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers.

В 2007 создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD.

В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И.С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения.

В сезоне 2020/21 выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А.В. Свешникова. 

В настоящее время Олег Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Российский музыковед, ученик Ю.Н. Холопова и М.А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории.
Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета.
Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru).
Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра.
Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Даниэль Сальвадор

Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика).
Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и другие. Играл в составе ансамблей старинной музыки Ensamble de la Abadesa и Ars Combinatoria, сотрудничал с фолк-
группой Santarén-Folk.
Принимал участие в мастер-классах известных европейских органистов и педагогов, в числе которых Монтсеррат Торрент, Пьер Фараго и Луиджи Тальявини.
В 2010-2012 входил в совет Мадридской Королевской Консерватории. С 2012 – органист Архиепископства Мадрида.
Музыкальный руководитель Международного цикла органных концертов Посольства Ватикана в Испании.
Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид).Постоянный участник проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым» в Евангелическо-Лютеранском Кафедральном соборе святых Петра и Павла в Mоскве (с ансамблем Collegium Musicum), в рамках которого исполняет также все хоральные прелюдии для органа И.С. Баха. Среди важных событий последних лет – исполнение всех органных концертов Генделя и Вивальди, всех церковных сонат Моцарта и всех органных сочинений Лигети.

Звания и награды:

  • Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании.
  • Лауреат Международного конкурса JM International
  • Лауреат международного конкурса Jeunesses Musicales

 

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
16 января / 20:00
Лауреаты международных конкурсов Ангелина НИКОЛОВСКА — виола да гамба Ирина КРАСНАЯ — орган В программе: И. С. Бах
19 января / 19:00
Андрей ШЕЙКО – орган
23 января / 20:00
Лауреат международных конкурсов Елена ПРИВАЛОВА — орган В программе: И. С. Бах, С. Франк
25 января / 21:00
Лауреаты международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган Татьяна СВЕТАШОВА — рояль, орган
26 января / 20:00
Роман НАСОНОВ. Ансамбль Collegium Musicum, художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО, титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган.
Ближайшие концерты
16 января / 20:00 – 21:30
Лауреаты международных конкурсов Ангелина НИКОЛОВСКА — виола да гамба Ирина КРАСНАЯ — орган В программе: И. С. Бах
Билеты от 600₽
19 января / 19:00 – 20:30
Андрей ШЕЙКО – орган
Билеты от 600₽
23 января / 20:00 – 21:25
Лауреат международных конкурсов Елена ПРИВАЛОВА — орган В программе: И. С. Бах, С. Франк
Билеты от 600₽
25 января / 21:00 – 22:30
Лауреаты международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган Татьяна СВЕТАШОВА — рояль, орган
Билеты от 1400₽
26 января / 20:00 – 21:30
Роман НАСОНОВ. Ансамбль Collegium Musicum, художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО, титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган.
Билеты от 600₽
30 января / 20:00 – 21:30
Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова. Даниэль САЛЬВАДОР (орган). Дирижер Олег РОМАНЕНКО
Билеты от 700₽
2 февраля / 19:00 – 20:30
Органный дуэт Artbene Анна ВЕТЛУГИНА Дмитрий МАКСИМЕНКО Михаил СОБЕНИН — ударные Валерий МИХАЙЛОВ — виолончель НИТАЙ — электрогитара
Билеты от 1900₽
6 февраля / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов и премии «Органист года», Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган, рояль, клавесин
Билеты от 1400₽
8 февраля / 18:00 – 19:30
Лауреат международных конкурсов Наталья УЖВИ — орган
Билеты от 600₽
9 февраля / 19:00 – 19:00
Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган В программе: музыка композиторов династии Бах
Билеты от 600₽
13 февраля / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Константин КАЗНАЧЕЕВА — скрипка Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева В программе: А. Вивальди, А. Пьяццолла
Билеты от 1900₽
20 февраля / 20:00 – 21:30
Авторский цикл. Концерт третий Заслуженный артист России Александр ФИСЕЙСКИЙ — орган
Билеты от 600₽
2 марта / 20:00 – 21:40
Роман НАСОНОВ. Ансамбль Collegium Musicum, художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО
Билеты от 600₽
6 марта / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов и премии «Органист года» Мария БЛАЖЕВИЧ — орган
Билеты от 1400₽
13 марта / 20:00 – 21:45
Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского Олег РОМАНЕНКО — дирижёр
Билеты от 1400₽
16 марта / 19:00 – 20:30
Надежда СЕРГЕЕВА (арфа), Олеся КРАВЧЕНКО (орган)
Билеты от 700₽
29 марта / 21:00 – 22:00
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского Дирижер — Олег РОМАНЕНКО
Билеты от 1400₽
30 марта / 20:00 – 21:45
Все кантаты Баха. Сезон восьмой. «300 лет спустя». Ансамбль Collegium Musicum. Художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО. В программе: «Страсти по Иоанну» (вторая редакция, 1725г.)
Билеты от 1400₽
24 апреля / 20:00 – 21:30
Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания) Василий КОРОСТЕЛЁВ — дудук, голос Антонио ГРАМШИ — бузуки, крумхорн, перкуссия Тарквиний ГРАМШИ — дарбука Борис ШТЕЙНБЕРГ — уд
Билеты от 600₽
27 апреля / 20:00 – 21:45
Роман НАСОНОВ. Ансамбль Collegium Musicum, художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО, титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган.
Билеты от 600₽
1 мая / 20:00 – 21:30
Авторский цикл. Концерт четвертый Заслуженный артист России Александр ФИСЕЙСКИЙ — орган
Билеты от 600₽
18 мая / 19:00 – 20:00
Титулярный органист папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган
Билеты от 600₽
25 мая / 20:00 – 21:30
Роман НАСОНОВ. Ансамбль Collegium Musicum, художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО, титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган.
Билеты от 600₽
22 июня / 20:00 – 21:30
Роман НАСОНОВ. Ансамбль Collegium Musicum, художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО, титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган.
Билеты от 600₽
Работает на Cornerstone