СТРОГО 12+
4 октября / воскресенье, 19:00
И. С. БАХ И ИТАЛЬЯНСКИЕ ВИРТУОЗЫ: орган и виолончель
лауреаты международных конкурсов
солисты барочной капеллы «Золотой век»
Алексей ШЕВЧЕНКО, орган
Александр ЛИСТРАТОВ, барочная виолончель
Что общего между строгим немцем Бахом и темпераментным итальянцем Вивальди? Гораздо больше, чем кажется на первый взгляд! Бах никогда не выезжал за пределы Германии, но прекрасно знал музыку своих итальянских коллег, ценил их мелодичность и жизнерадостный дух. Александр Листратов и Алексей Шевченко создали уникальную программу, которая дает возможность прочувствовать контрасты двух культур и ощутить их родство. В концерте звучат исторический орган собора и барочная виолончель.
Молодой Бах познакомился с инструментальными концертами Вивальди и был ими очарован: целых девять концертов он переложил для клавишных инструментов! Зачем? С одной стороны, так он постигал блестящий, легкий, виртуозный стиль итальянцев, с другой – дарил себе и всем любителям музыки удовольствие играть эти прекрасные концерты у себя дома. Сегодня особенной популярностью пользуются два концерта Вивальди, переложенных Бахом для органа; одно из них прозвучит в программе концерта.
Алексей Шевченко и Александр Листратов также дарят возможность познакомиться с сочинениями других итальянских современников Баха – Андреа Капорале и Сальваторе Ланцетти. Оба были превосходными виолончелистами и композиторами, первый сумел покорить Лондон и выступал на одной сцене с Генделем, второй объездил с гастролями всю Европу, поражая слушателей своей совершенно невероятной по тем временам техникой и доказывая, что виолончель – не неуклюжий бас в оркестре, а блестящий солист, которому подвластны любые сложности и выразительные оттенки.
Кроме того, слушателей ждет много красивой органной музыки. Алексей Шевченко разнообразил классический репертуар сочинениями итальянцев рубежа XIX-XX вв., написанных как дань восхищения и уважения великим органистам прошлого. Отторино Респиги отдает долг Баху Прелюдией на его хорал, а Марко Энрико Босси в эффектной Фантазии почтил память Сезара Франка и представил все богатство и роскошь красок романтического органа.
А в качестве сюрприза прозвучат пьесы Людвига ван Бетховена, написанные для механического органа в часах. Этими редкими миниатюрами Алексей Шевченко напоминает об одной из удивительных страниц в истории органа и отмечает 250-летие со дня рождения Бетховена.
Александр Листратов — один из немногих российских исполнителей на барочной виолончели, совершенствовал своё мастерство под руководством видных европейских специалистов. В 2002 стал создателем и руководителем московской барочной капеллы «Золотой век». С 2004 — солист «Оркестра Екатерины Великой» (Санкт-Петербург). Участник фестивалей старинной музыки за рубежом (Авиньон, Хельсинки, Иль де Франс) и в России («Early music», Санкт-Петербург). Преподает барочную виолончель и исторический камерный ансамбль в Смольном институте свободных искусств и наук (Санкт-Петербург).
Алексей Шевченко — ведущий российский органист, лауреат I премии Международного конкурса органистов в Италии «Marcello Galanti» (2001), старший преподаватель Московской консерватории. Участник многих международных фестивалей, активно сотрудничал с «Оркестром Екатерины Великой» (2005—2007), выступает с барочной капеллой «Золотой век». В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.
В программе:
Андреа Капорале (? – 1757)
Соната ре минор для виолончели и бассо континуо
Amoroso
Allegro
Vivace amoroso
Антонио Вивальди (1678 – 1741) – Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750)
Концерт ре минор для органа, BWV 596
(Allegro)
Grave
Fuga
Largo e spiccato
Allegro
Отторино Респиги (1879- 1936)
Прелюдия ля минор на хорал Баха «Ich hab mein Sach Gott heimgestellt» для органа
Иоганн Себастьян Бах
Партита ля минор для флейты соло в версии для виолончели соло, BWV 1013
Аллеманда
Куранта
Сарабанда
Bourree anglaise
Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827)
Allegro non piu presto, Adagio assai из Пяти пьес для механического органа в часах, WoO 33
Марко Энрико Босси (1861 – 1925)
Фантазия для большого органа до минор
посв. Сезару Франку
Салваторе Ланцетти (1710 – 1780)
Cоната ре мажор для виолончели и бассо континуо
Allegro
Andante Cantabile
Minuetto
СТРОГО 12+