1 декабря / воскресенье 20:00
Открытие VI Международного фестиваля духовной музыки «Адвент»
«ТИХАЯ МОЛИТВА». Памяти ГИИ КАНЧЕЛИ
титулярный органист Папской капеллы св. Михаила в Мадриде
Даниэль Сальвадор, орган (Испания)
лауреаты международных конкурсов
Людмила Михайлова, сопрано
Константин Казначеев, скрипка
Александр Гулин, виолончель
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко
В одном из интервью Гия Канчели признавался: «если существует “духовная”, то должна существовать “бездуховная музыка”? А какая это? На мой взгляд, любая музыка, в которой ощущается боль и сострадание, и, если она написана человеком неслучайным, всегда оказывается духовной». Collegium Musicum посвящает концерт-открытие фестиваля «Адвент» памяти великого композитора и человека, с которым мир простился в начале октября этого года. В программу также вошли сочинения его современников — Арво Пярта, Альфреда Шнитке и Микаэла Таривердиева — композиторов, чьи имена стали определяющими для музыки в СССР и на всем постсоветском пространстве.
Трудно найти человека, который не знал и не любил бы музыку Гии Канчели. Песни и мелодии для кинофильмов, среди которых «Не горюй», «Мимино» и «Кин-дза-дза», знают и поют миллионы. Они, как и музыка для драматических спектаклей, камерные и симфонические произведения написаны неповторимым, мгновенно узнаваемым почерком. В 1990-е в творчестве Гии Канчели начался поворот к «новой религиозности» — к музыке, наделенной скрытым или явным сакральным «сюжетом». Тогда появились «Утренние», «Дневные», «Вечерние» и «Ночные» «Молитвы», позднее, в 2007, — «Тихая молитва» для скрипки, виолончели, вибрафона, голоса и камерного оркестра. Это сочинение, любимое исполнителями и слушателями во всем мире, будет завершать концерт.
Религиозная созерцательность роднит музыку Канчели с музыкой Арво Пярта — самого исполняемого из ныне живущих композиторов. Глубокая религиозность Пярта находит воплощение в его музыке, он подчеркивает, что стремление к искренности и смирению должно быть движущей силой любого творчества: «ни о чем другом не надо заботиться. Это и есть настоящая смелость». Именно поэтому его музыка всегда проникает в самую душу человека — вне зависимости от вероисповедания и возраста.
В центре концерта три очень разные сочинения для органа, заставляющие слушателей совершенно по-новому взглянуть на возможности исторического инструмента собора. Для Альфреда Шнитке орган — уникальная возможность для самых смелых экспериментов со звуком. Для Арво Пярта — космическое пространство, где сходятся авангард и религия, прошлое и будущее. Для Микаэла Таривердиева — голос, который всегда был для него родным и давал возможность говорить о самом трудном и самом главном.
В программе:
Арво Пярт (*1935). «Trisagion» («Трисвятое») для струнного оркестра
Альфред Шнитке (1934–1998). №2 из «Двух маленьких пьес» для органа
Микаэл Таривердиев (1931–1996). Ария из Первого концерта для органа «Кассандра»
Арво Пярт. «Annum per Annum» для органа
Гия Канчели (1935–2019). «Тихая молитва» для скрипки, виолончели, вибрафона, голоса и струнного оркестра
1 декабря 2019 – 5 января 2020 гг.
Шестой международный рождественский фестиваль «АДВЕНТ»
Рождественский фестиваль духовной музыки «Адвент» приглашает окунуться в удивительную атмосферу подготовки к светлому празднику Рождества Христова. В западной христианской традиции Адвент — особое время перед Рождеством, время радостного ожидания чуда, и фестивальные концерты распахивают дверь в огромный мир грядущего праздника.
Фестиваль продлится пять недель, в его афише представлены разнообразные форматы, стили и жанры: органные вечера, хоровая, камерная и симфоническая музыка, барокко и ХХ век. Особая гордость этого года — выступление Хора Минина, 6 концертов для органа с оркестром Г. Ф. Генделя в исполнении испанского органиста-виртуоза Даниэля Сальвадора, традиционные рождественские кантаты И.С. Баха, а также его «Рождественская оратория» под управлением Владимира Юровского со звездной международной командой солистов.