15 сентября / воскресенье, 20:00
ВСЕ КЛАВИРНЫЕ КОНЦЕРТЫ И. С. БАХА
лауреат Международного конкурса
Никита ГАЛАКТИОНОВ, фортепиано
Ансамбль старинной музыки COLLEGIUM MUSICUM
Дирижер – Олег РОМАНЕНКО
Концерты исполняются на рояле Boesendorfer VC280
Публику ждет поистине уникальная возможность услышать в один вечер все семь концертов Иоганна Себастьяна Баха для клавира (или клавесина) с оркестром. Они открыли эру великих фортепианных концертов и давно заняли место в сокровищнице фортепианного репертуара. Солист — Никита Галактионов, стажер Московской консерватории, ученик Аркадия Севидова, обладатель «Certificate of Excellence» (США) «за выдающиеся достижения в области музыкального искусства».
Создание клавирных концертов датируется серединой 1730-х годов: с 1729-го Бах возглавлял Collegium musicum, участвуя в его концертах в качестве дирижера и солиста. Именно для этих выступлений были созданы концерты для одного, двух, трех и четырех клавесинов с оркестром. В то время клавир и традиции публичного концертирования лишь постепенно входили в музыкальную жизнь большого немецкого города, и концерты Баха не только «пришлись ко времени», но и стали началом нового жанра, который в дальнейшем сыграл столь важную роль в истории музыки.
Бах был величайшим создателем переложений. Все его клавирные концерты – авторские переработки ранее написанных сочинений для камерного оркестра и солирующей скрипки или гобоя. Бах создавал эти транскрипции с поспешностью, необычной даже для композитора, который еженедельно представлял в церкви свою новую кантату, и результат работы объединил в единую рукопись.
Клавирные концерты Баха создавались не для фортепиано. Однако сегодня, когда существует целый ряд записей исполнителей-аутентистов, сделанных на клавесине и клавикорде, почему бы не попытаться передать все многообразие красок, фактур и динамики, заключенное в баховской музыке, с помощью такого богатого возможностями инструмента, как рояль?
Сольную партию в концертах исполнит Никита Галактионов — выпускник Академии им. Маймонида, стажер Московской консерватории, ученик народного артиста Аркадия Севидова, обладатель «Certificate of Excellence» (США) «за выдающиеся достижения в области музыкального искусства». В 2015 году состоялся его дебют в Карнеги-холл (Нью-Йорк, США), где к настоящему моменту он выступал уже шесть раз, причем трижды с сольными программами.
Пианист играет на престижных сценах России и мира, среди которых Концертный зал им. Чайковского, залы Московской консерватории, Георгиевский зал Московского Кремля, Московский международный Дом музыки, Малый зал «Зарядья», Резиденции посла РФ в Вашингтоне, Центр исполнительских искусств имени Джона Кеннеди, университетах США и др. Вместе со своим педагогом Аркадием Севидовым выступал в Екатеринбурге, Праге, Вене, Риме, Милане, Вильнюсе, Таллинне, Вашингтоне.
Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.
Олег Романенко — дирижер, выпускник Московской консерватории им. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). В настоящее время — директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Концерты для клавира (клавесина) с оркестром
Концерт №1 ре минор, BWV 1052
Концерт №4 ля мажор, BWV 1055
Концерт №2 ми мажор, BWV 1053
Концерт №7 соль минор, BWV 1058
Концерт №3 ре мажор, BWV 1054
Концерт №5 фа минор, BWV 1056
Концерт №6 фа мажор, BWV 1057