10 марта / воскресенье 19.00
В поисках Орфея: жемчужины итальянского и французского барокко
Алиса Тен, вокал
лауреаты международных конкурсов
Сергей Полтавский, альт, виола д’амур
Руст Позюмский, виола да гамба
Анна Орлова, орган
Изысканная программа старинной музыки построена вокруг мифа об Орфее, которому многие композиторы посвятили прекрасные страницы своей музыки. Вас ждут жемчужины итальянского и французского барокко на исторических инструментах в удивительной атмосфере собора в исполнении прекрасных молодых музыкантов, способных зачаровывать своим искусством так же, как – по легенде – это делал Орфей.
История об Орфее многие века остается одним из самых популярных сюжетов мировой музыкальной культуры. В программу концерта вошли фрагменты из великой оперы Клаудио Монтеверди «Орфей», с которой, по сути, началась вся история европейской оперы и счастливая жизнь мифа об Орфее в музыке. Кроме того, слушателей ждет редчайшая возможность познакомиться с кантатой «Орфей» Луи-Николя Клерамбо – придворного музыканта Людовика XIV. «Орфей» справедливо считается одним из лучших его творений.
Многие композиторы из тех, чья музыка будет звучать на концерте, подобно мифическому Орфею, стали легендой. Это и итальянец Бьяджо Марини, совершивший настоящую революцию в искусстве игры на скрипке и изобрел множество виртуозных приемов, которыми скрипачи пользуются сегодня. Это и Делаланд – музыкант столь искусный и утонченный, что Людовик XIV поручил ему музыкальное воспитание принцесс и назначил главой Королевской капеллы. А выдающийся органист Жан-Батист Буссе возглавлял капеллу в Лувре.
Еще одна поистине легендарная фигура – нидерландский органист Свелинк, чья музыка столь прекрасна, что современники прозвали его «Амстердамским Орфеем». Легендами окружена жизнь итальянца Алессандро Страделлы. В отличии от мифического Орфея он не был предан одной возлюбленной: многочисленные любовные похождения принесли ему гибель от руки наемного убийцы; позднее романтическая история жизни и смерти Страделлы стала основой нескольких опер. А жизнь потрясающего музыканта, исполнителя на виоле да гамба Сент-Коломба стала легендой уже в наши дни: в 1991 году Паскаль Киньяр опубликовал роман «Все утра мира», сделав Жана одним из главных героев. В том же году режиссер Ален Корно снял по роману одноименный фильм с участием ансамбля Жорди Саваля, после чего музыка Сент-Коломба обрела невероятную популярность.
Все эти редкие сокровища итальянского и французского барокко будут исполнены на исторических инструментах и познакомят слушателей не только с музыкой той прекрасной эпохи, но и особым барочным типом музицирования.
В программе:
Бьяджо Марини (1594-1663)
Соната ре минор для виолы д’аморе, виолы да гамба и бассо континуо
Луи-Николя Клерамбо (676-1749)
Увертюра и две арии из кантаты «Орфей»
Мишель-Ришар Делаланд (1657-1726)
Miserere
Жан-Батист Буссе (1662-1725)
Три песни: «J'aime à revoir», «Pourquoi doux rossignol», «O toi qui présidés»
Жан де Сент-Коломб (1640-1700)
Сюита для виолы да гамба соло
Ян Питерсзон Свелинк (1562-1621)
Фантазия для органа соло
Алессандро Страделла (1639-1682)
Соната ре минор для виолы д'аморе, виолы да гамба и органа
Клаудио Монтеверди (1567-1643)
Ритурнель и ария «Dal mio permesso amato» из оперы «Орфей»