23 декабря / воскресенье 19.00 Рождественский концерт!
«Все кантаты Баха» с Романом Насоновым
Сезон второй «Веймарские кантаты». Концерт третий
Екатерина Либерова (сопрано), Анастасия Бондарева (альт)
Михаил Нор (тенор), Евгений Скурат (бас)
Игорь Гольденберг, орган
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко
В канун западноевропейского Рождества прозвучат две рождественские кантаты Баха. Трубы и литавры в церкви звучат только по большим праздникам, и Рождество – как раз один из них. Для него писали самую яркую и торжественную музыку, которая как нельзя лучше передает атмосферу праздника. Подарите себе настоящее рождественское чудо!
В 1714 году Бах, служивший с 1708 в Веймаре, пошел на повышение и получил пост устроителя концертов. Теперь он мог располагать отличными музыкантами и воплощать смелые мечты о вокальной музыке. В кантатах нового типа он не просто перекладывал на музыку библейский текст, а чередовал выразительные речитативы и арии da capo, написанные на новые поэтические тексты и дополненные хоралами.
Кантата №132 «Bereitet dei Wege, bereitet die Bahn!» («Приготовьте пути, уготовьте стези») на текст Соломона Франка впервые прозвучала в четвертое воскресенье Адвента 22 декабря 1715 года. Лаконичная форма включает три арии, два речитатива и заключительный хорал. В ариях Бах подчеркивает праздничный характер и дает в пару солисту каждый раз новый инструмент: так, гобой сопровождает сопрано в первой арии, виолончель солирует в арии баса, а голос альта окружен ослепительными пассажами скрипки. Вокальные и инструментальные партии очень выразительны и дают представление о высоком уровне мастерства веймарских музыкантов.
Кантата №63 «Christen, ätzet diesen Tag» («Запечатлейте день сей, христиане») написана для утренней рождественской службы и впервые прозвучала 25 декабря 1723 года. Это было первое Рождество Баха в Лейпциге, где в конце мая он занял пост кантора церкви Святого Фомы. Рождество стало первым столь крупным праздником, для которого композитор сочинял торжественную кантату, и, конечно, он хотел, чтобы сочинение произвело сильное и хорошее впечатление. Тем не менее, Бах поступил смело и отказался от традиционного пересказа истории о пастухах, ангелах и волхвах. Все внимание он сосредоточил на чувстве огромной радости, которую христиане должны ощущать, зная, что Иисус рождается, чтобы спасти нас от грехов.
Чтобы передать эту радость, Бах выбрал роскошный по тем временам – блестящий и праздничный – состав ансамбля: четыре трубы (!), литавры, три гобоя, фагот, струнные, континуо и солисты-певцы. Необычность и парадность этой кантаты заключается еще и в том, что певцы поют соло только в речитативах, а все основные вокальные номера исполняются дуэтом и вокальным ансамблем, как бы подчеркивая идею всеобщности праздника Рождества.
В программе: И. С. Бах
Кантата №132 Bereitet dei Wege, bereitet die Bahn! / «Приготовьте пути, уготовьте стези»
Кантата №63 Christen, ätzet diesen Tag / «Запечатлейте день сей, христиане»
Органные импровизации
Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве – Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.
Игорь Гольденберг (орган) – выпускник Московской консерватории по классам композиции, фортепиано и органа. Член союза композиторов России. Окончил Высшую школу музыки в Лозанне с дипломами «Мастер – концертный исполнитель» и «Мастер – солист». Стажировался у ведущих зарубежных профессоров, среди которых M. Хазельбёк (Австрия), Ж. Гийу (Франция), П. Kee (Голландия), Э. Kойман (Голландия), К. Вольф (Германия), Л. Ломан (Германия), Й. Труммер (Австрия), K. Който (Швейцария). Принимал участие в многочисленных концертах и фестивалях в России и за рубежом. Как органист работал с такими дирижёрами, как В. Федосеев, M. Плетнёв, С. Сондецкис.
Олег Романенко – дирижер, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве и др. В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».
Роман Насонов родился в Воронеже, в 1971 году. Ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.
2–29 декабря 2018 г.
Пятый международный рождественский фестиваль «АДВЕНТ»
Благотворительный фонд Collegium Musicum
Кафедральный собор Святых Петра и Павла
Рождественский фестиваль духовной музыки «Адвент» приглашает окунуться в удивительную атмосферу подготовки к светлому празднику Рождества Христова. В западной христианской традиции Адвент – особое время перед Рождеством, время радостного ожидания чуда. Концерты распахивают дверь в огромный мир грядущего праздника.
Фестиваль продлится четыре недели, в его афише представлены разнообразные концертные форматы, стили и жанры: органный вечер, хоровая духовная музыка, рождественская мистерия в стиле симфоджаз, рождественские кантаты И. С. Баха, средневековая музыка. Приоритет фестиваля – интересные программы, высокий профессионализм, выступления лучших музыкантов и создание неповторимой атмосферы.