Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

23 декабря / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 30 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА BWV 132 и 63 Сезон второй «Веймарские кантаты». Концерт третий.

23 декабря / воскресенье 19.00                                                   Рождественский концерт!

 «Все кантаты Баха» с Романом Насоновым

Сезон второй «Веймарские кантаты». Концерт третий

Екатерина Либерова (сопрано),  Анастасия Бондарева (альт)

Михаил Нор (тенор), Евгений Скурат (бас)

Игорь Гольденберг, орган

Ансамбль Collegium Musicum

Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко

 

В канун западноевропейского Рождества прозвучат две рождественские кантаты Баха. Трубы и литавры в церкви звучат только по большим праздникам, и Рождество – как раз один из них. Для него писали самую яркую и торжественную музыку, которая как нельзя лучше передает атмосферу праздника. Подарите себе настоящее рождественское чудо! 

В 1714 году Бах, служивший с 1708 в Веймаре, пошел на повышение и получил пост устроителя концертов. Теперь он мог располагать отличными музыкантами и воплощать смелые мечты о вокальной музыке. В кантатах нового типа он не просто перекладывал на музыку библейский текст, а чередовал выразительные речитативы и арии da capo, написанные на новые поэтические тексты и дополненные хоралами.

Кантата №132 «Bereitet dei Wege, bereitet die Bahn!» Приготовьте пути, уготовьте стези») на текст Соломона Франка впервые прозвучала в четвертое воскресенье Адвента 22 декабря 1715 года. Лаконичная форма включает три арии, два речитатива и заключительный хорал. В ариях Бах подчеркивает праздничный характер и дает в пару солисту каждый раз новый инструмент: так, гобой сопровождает сопрано в  первой арии, виолончель солирует в арии баса, а голос альта окружен ослепительными пассажами скрипки. Вокальные и инструментальные партии очень выразительны и дают представление о высоком уровне мастерства веймарских музыкантов.

Кантата №63 «Christen, ätzet diesen Tag» («Запечатлейте день сей, христиане») написана для утренней рождественской службы и впервые прозвучала 25 декабря 1723 года. Это было первое Рождество Баха в Лейпциге, где в конце мая он занял пост кантора церкви Святого Фомы. Рождество стало первым столь крупным праздником, для которого композитор сочинял торжественную кантату, и, конечно, он хотел, чтобы сочинение произвело сильное и хорошее впечатление. Тем не менее, Бах поступил смело и отказался от традиционного пересказа истории о пастухах, ангелах и волхвах. Все внимание он сосредоточил на чувстве огромной радости, которую христиане должны ощущать, зная, что Иисус рождается, чтобы спасти нас от грехов.

Чтобы передать эту радость, Бах выбрал роскошный по тем временам – блестящий и праздничный – состав ансамбля: четыре трубы (!), литавры, три гобоя, фагот, струнные, континуо и солисты-певцы. Необычность и парадность этой кантаты заключается еще и в том, что певцы поют соло только в речитативах, а все основные вокальные номера исполняются дуэтом и вокальным ансамблем, как бы подчеркивая идею всеобщности праздника Рождества.

В программе: И. С. Бах

Кантата №132 Bereitet dei Wege, bereitet die Bahn! / «Приготовьте пути, уготовьте стези»

Кантата №63 Christen, ätzet diesen Tag / «Запечатлейте день сей, христиане»

Органные импровизации

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля  и в одном пространстве – Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко. 

Игорь Гольденберг (орган) выпускник Московской консерватории по классам композиции, фортепиано и органа. Член союза композиторов России. Окончил Высшую школу музыки в Лозанне с дипломами «Мастер – концертный исполнитель» и «Мастер – солист». Стажировался у ведущих зарубежных профессоров, среди которых M. Хазельбёк (Австрия), Ж. Гийу (Франция), П. Kee (Голландия), Э. Kойман (Голландия), К. Вольф (Германия), Л. Ломан (Германия), Й. Труммер (Австрия), K. Който (Швейцария). Принимал участие в многочисленных концертах и фестивалях в России и за рубежом. Как органист работал с такими дирижёрами, как В. Федосеев, M. Плетнёв, С. Сондецкис.

Олег Романенко – дирижер, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве и др. В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель  и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов родился в Воронеже, в 1971 году. Ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

 

2–29 декабря 2018 г.

Пятый международный рождественский фестиваль «АДВЕНТ»

Благотворительный фонд Collegium Musicum

Кафедральный собор Святых Петра и Павла

 

Рождественский фестиваль духовной музыки «Адвент» приглашает окунуться в удивительную атмосферу подготовки к светлому празднику Рождества Христова. В западной христианской традиции Адвент – особое время перед Рождеством, время радостного ожидания чуда. Концерты распахивают дверь в огромный мир грядущего праздника.

Фестиваль продлится четыре недели, в его афише представлены разнообразные концертные форматы, стили и жанры: органный вечер, хоровая духовная музыка, рождественская мистерия в стиле симфоджаз, рождественские кантаты И. С. Баха, средневековая музыка. Приоритет фестиваля – интересные программы, высокий профессионализм, выступления лучших музыкантов и создание неповторимой атмосферы.

 

Исполнители

Екатерина Либерова

Екатерина Либерова (сопрано)

Анастасия Бондарева

Анастасия Бондарева — оперная и камерная певица. Окончила Академию хорового искусства имени В. С. Попова по специальности «академическое пение».  Мастерство совершенствовала на мастер-классах Майкла Чанса, Бенджамина Бэгби, Марка Мойона, Жана-Франсуа Новелли. Специализируется на исполнении музыки средневековья, ренессанса и барокко. Участвует в крупных международных проектах, постановках европейских и отечественных барочных опер на сценах Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), Московской филармонии, Санкт-Петербургской филармонии и др.   Сотрудничает с ведущими российскими коллективами старинной музыки (Alta Cappella, Pratum Integrum, Ensemble Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», «Хронос», «Солисты барокко», Collegium Musicum), постоянный участник международных фестивалей ранней музыки и проекта «Все кантаты Баха» фонда Сollegium Musicum.

Евгений Скурат

Евгений Скурат, бас

Михаил Нор

Родился в 1994 году в семье музыкантов. Петь начал с раннего детства в церковном хоре, в 14 лет стал регентом, сольное и хоровое пение в церкви сопровождает всю его жизнь. В настоящее время — студент Московской консерватории («Кафедра сольного пения»). 2014 — солировал в концерте известного дирижёра Майкла Шасбергера (США) в рамках I Международного хорового конгресса. 2015-2017 — хормейстер хора МГУ. Приглашённый солист хора Московской консерватории и хора МГУ. С 2016 года — артист вокального ансамбля «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко, участнте в Международного фестиваля «Musikfest Erzgebirge» (2016), Дрезденского музыкального фестиваля (2017). Активно выступает в концертах камерной музыки, исполняя сочинения разных эпох, от старинной музыки до современной. Сотрудничает с Ансамблем Collegium Musicum п/у Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации): в сезонах 2016/2017 — 2019/2020 исполнил теноровые партии в более чем 20 кантатах И. С. Баха.

Игорь Гольденберг

Игорь Гольденберг (орган) – выпускник Московской консерватории по классам композиции, фортепиано и органа. Член союза композиторов России, основатель ансамбля «Sebastien», уделяющего особое внимание старинной музыке. Стажировался у ведущих зарубежных профессоров, среди которых M. Хазельбёк (Австрия), Ж. Гийу (Франция), П. Kee (Голландия), Э. Kойман (Голландия), К. Вольф (Германия), Л. Ломан (Германия), Й. Труммер (Австрия), K. Който (Швейцария). Окончил Высшую школу музыки в Лозанне с дипломами «Мастер – концертный исполнитель» и «Мастер – солист». Принимал участие в многочисленных концертах и фестивалях в России и за рубежом. Как органист работал с такими дирижерами, как В. Федосеев, M. Плетнёв, С. Сондецкис.

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008). Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения. В сезоне 2020/21 выступает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова. 
В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
9 декабря / 18:00
Прогулка-размышление по рождественской Москве 1926 года: высказывания поэтов и мыслителей, органные шедевры, традиционные рождественские песни и масштабная проекция, помогающая создать атмосферу времени и места.
10 декабря / 20:00
Музыканты Ренессансного оркестра воссоздают праздничную атмосферу крупнейших европейских городов XV-XVII вв., знакомят с рождественскими традициями и старинными музыкальными инструментами. 
14 декабря / 20:00
Эксклюзивная программа перкуссиониста Николая Льговского и органиста Фёдора Строганова – это погружение в неземную звуковую реальность. Орган вступит в диалог с гонгами и колоколами-била, чтобы создать единую композицию. Масштабная проекция!
17 декабря / 20:00
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Брасс-ансамбль Российского Национального оркестра России. Дирижер — Олег Романенко
21 декабря / 20:00
Лауреаты международных конкурсов Лада Лабзина — орган Фёдор Строганов — орган Анастасия Черток — орган Олеся Кравченко — орган
Ближайшие концерты
9 декабря / 18:00 – 19:30
Прогулка-размышление по рождественской Москве 1926 года: высказывания поэтов и мыслителей, органные шедевры, традиционные рождественские песни и масштабная проекция, помогающая создать атмосферу времени и места.
Билеты от 800₽
10 декабря / 20:00 – 21:30
Музыканты Ренессансного оркестра воссоздают праздничную атмосферу крупнейших европейских городов XV-XVII вв., знакомят с рождественскими традициями и старинными музыкальными инструментами. 
Билеты от 1400₽
14 декабря / 20:00 – 21:30
Эксклюзивная программа перкуссиониста Николая Льговского и органиста Фёдора Строганова – это погружение в неземную звуковую реальность. Орган вступит в диалог с гонгами и колоколами-била, чтобы создать единую композицию. Масштабная проекция!
Билеты от 800₽
17 декабря / 20:00 – 21:00
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Брасс-ансамбль Российского Национального оркестра России. Дирижер — Олег Романенко
Билеты от 1400₽
21 декабря / 20:00 – 21:30
Лауреаты международных конкурсов Лада Лабзина — орган Фёдор Строганов — орган Анастасия Черток — орган Олеся Кравченко — орган
Билеты от 1400₽
26 декабря / 19:00 – 20:45
Ансамбль Collegium Musicum, Олег Романенко, Роман Насонов. В программе: Кантата BWV 63 Christen, ätzet diesen Tag («Запечатлейте день сей, христиане») Магнификат, BWV 243a Sanctus, BWV 238
Билеты от 600₽
28 декабря / 20:00 – 21:15
Государственный Кремлёвский оркестр, Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова Дирижёр — Олег Романенко
Билеты от 1400₽
30 декабря / 21:00 – 22:30
Лауреат международных конкурсов Константин Казначеев — скрипка Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
Билеты от 1600₽
31 декабря / 18:00 – 19:30
Лауреаты международных конкурсов Александр Лемешев — стеклянная арфа Олеся Кравченко — орган Виктория Володина — песочная анимация
Билеты от 1400₽
1 января / 18:00 – 19:30
Александр Фисейский - орган
Билеты от 600₽
2 января / 21:00 – 22:15
Лауреаты международных конкурсов Юлия Иконникова — орган Нина Гвамичава — арфа Михаил Волох — труба, дудук, гармоника, флейта
Билеты от 1400₽
3 января / 18:00 – 19:30
В программе: Робертсбриджский Кодекс, Буксгаймерская Книга, А. да Кабесон, Я. П. Свелинк, Н. де Гриньи, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Ф. Мендельсон, О. Мессиан, Д. Сальвадор
Билеты от 800₽
4 января / 15:00 – 16:30
Большая сюита из балета «Щелкунчик» - на органе в 4 руки!
Билеты от 800₽
4 января / 21:00 – 22:15
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин — орган Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
5 января / 15:00 – 16:30
Рождественский концерт для всей семьи Лауреаты международных конкурсов Дарья Каменева — фортепиано Наталья Ужви — орган В программе: И. С. Бах, П. Чайковский, Ф. Лист, Ш.-М. Видор, В. Ребиков и др.
Билеты от 800₽
5 января / 18:00 – 19:30
Хоровая капелла мальчиков и юношей «Дебют»
Билеты от 1400₽
6 января / 18:00 – 19:30
Василий Коростелев — дудук, голос Антонио Грамши — бузуки, крумхорн, перкуссия Тарквиний Грамши — дарбука титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль Сальвадор — орган (Испания)
Билеты от 1400₽
7 января / 18:00 – 19:20
Елена Терентьева, сопрано. Фёдор Строганов, орган
Билеты от 800₽
7 января / 21:00 – 22:25
Хор студентов ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова, Художественный руководитель и дирижёр - кандидат искусствоведения, доцент Владимир Красов, Руст Позюмский (виола да гамба), Анна Петрова (орган), Мария Фёдорова (арфа)
Билеты от 1400₽
8 января / 21:00 – 22:15
Лауреаты международных конкурсов Алексей Круглов — саксофон Игорь Гольденберг — орган
Билеты от 800₽
11 января / 20:00 – 21:30
Александр Удальцов, орган
Билеты от 600₽
13 января / 18:00 – 19:30
Лауреаты международных конкурсов Дуэт ARTBENE Анна Ветлугина — орган Дмитрий Максименко — орган
Билеты от 800₽
14 января / 19:00 – 20:30
Руст Позюмский Марфа Семёнова Алиса Тен Пётр Налич Владимир Красов Детский хор «Аврора» Художественный руководитель и дирижёр – Анастасия Беляева
Билеты от 800₽
18 января / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Андрей Шейко — орган
Билеты от 800₽
21 января / 20:00 – 21:30
Ансамбль Collegium Musicum, Олег Романенко, Роман Насонов. В программе: кантаты BWV 153, BWV 73, BWV 227
Билеты от 600₽
Работает на Cornerstone