24 июня / воскресенье 19.00
1000 и одна труба
лауреаты международных конкурсов
Анна Орлова, орган
артист оркестра Мариинского театра
Алексей Иванов, труба
На самом деле у органа собора Петра и Павла больше 2000 труб, 168 клавиш и почти бесконечное число регистровых сочетаний. Он расположен на балконе и его звук, летящий под сводами, больше, чем просто музыка – это то песня ангела, то глас небес, то голоса вселенной. Труба всегда звучала в церкви в праздник, ее сочетание с органом очень торжественное. Поэтому и концерт можно считать праздничным. В нем шедевры барокко и романтизма соседствуют музыкой наших дней, которая дарит незабываемые впечатления.
Наряду с «Адажио» Альбинони, любимым миллионами слушателей, в дуэте трубы и органа прозвучат менее известные, но не менее прекрасные сочинения мастеров барокко. В отличие от хита Альбинони, который на самом деле является одной из самых ловких мистификаций ХХ века, Соната для трубы и органа Корелли – подлинный шедевр барокко. Когда эта музыка звучит в церкви, она позволяет ощутить величественную обстановку соборов Рима, где жил композитор. А знаменитая хоральная прелюдия Баха «Проснитесь, зовет нас голос» погружает в более строгую, но тоже очень торжественную атмосферу немецкой традиции.
Цикл Адажио и Аллегро Моцарта рассказывает удивительную истории из времен жизни композитора, когда в моду вошли механические органы – тогда, во второй половине XVIII века они заменяли современные музыкальные центры. Обычно их встраивали в часы, а музыку заказывали лучшим композиторам (конечно, если у заказчика были на то деньги). Моцарт сочинял для механического органа дважды, но мечтал, чтобы эта музыка звучала на большом органе. Его мечта исполнилась.
Макс Регер написал хоральную фантазию «Аллилуйя! Пусть останется радостью моей хвалить Господа!» в 1900 году, на стыке веков. В истории музыки, как и в рамках концерта, это яркое, мощное, интересное сочинение играет важную роль, потому что связывает прошлое с настоящим. А современную органную школу представляет Петер Эбен. Его цикл «Окна» вдохновлен витражами Марка Шагала. Эбен смог передать свет каждого витража в звуке, добавив яркие краски трубы к богатой звуковой палитре органа. «Золотое окно» – самая популярная пьеса цикла. В ней звучит тропарь православного богослужения «Cпаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое», хорошо знакомого российской публике не только по православной службе, но и увертюре Чайковского «1812 год».
Анна Орлова (орган) – окончила Московскую консерваторию (класс органа проф. Н.Н. Гуреевой-Ведерниковой). Лауреат международных конкурсов в Германии (2011) и Испании (2014), лауреат III и IV Международных конкурсов им. Гедике (Москва; 2013, 2016). С 17 лет ведет концертную деятельность, выступает с сольными и ансамблевыми программами в России и за рубежом (Финляндия, Германия, Испания, Италия, США). Выступала в составе ансамбля «Академия старинной музыки» п/р Т. Гринденко, сотрудничала с дирижерами К. Орбеляном, А. Левиным. В настоящее время совершенствует мастерство в Высшей Школе музыки в Штутгарте (класс проф. Л. Ломанна).
Алексей Иванов (труба) – родился в Эстонии, начала заниматься на трубе в 4 года. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Римского-Корсакова. С 2013 г. – артист оркестра Мариинского театра. Выступает на ведущих площадках России, Европы, Азии и Америки.
В программе:
И.С. Бах (1685-1750)
Хоральная прелюдия «Wachet auf, ruft uns die Stimme» («Вставайте, зовет нас голос») BWV 645 (переложение для трубы и органа)
Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532
А. Корелли (1653-1713). Соната для трубы и органа ре мажор
Т. Альбинони (1671-1751). Адажио для трубы и органа
В.А. Моцарт (1756-1791). Адажио и Аллегро фа минор KV 594
П. Эбен (1929-2007). «Окна» / IV. Золотое Окно
М. Регер (1873-1916). Фантазия на хорал «Halleluja! Gott zu loben bleibe meine Seelenfreud» («Аллилуйя! Пусть останется радостью моей хвалить Господа!») op.52/3
_________________________________________________________________
За 1 час 30 мин. до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».
На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.
Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.
Начало экскурсии — в 17:30 в притворе Собора. Сбор группы в 17:25. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в верхнем правом углу иконку "У нас сегодня экскурсия")