БАХ. ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНА
Программа третья
Авторский цикл из 5 концертов
играет заслуженный артист России, профессор
Александр Фисейский
Выдающийся российский органист, заслуженный артист России, профессор Российской Академии музыки имени Гнесиных Александр Фисейский представляет авторскую антологию органной музыки Баха на историческом органе Кафедрального собора свв. Петра и Павла. В рамках пяти концертов прозвучат сочинения, созданные Бахом во всех органных жанрах, как в ранние годы, так и в последние десятилетия жизни.
Наследие И. С. Баха занимает в творчестве Фисейского особое место. Музыкант гастролировал с уникальным циклом концертов «Все органные сочинения Баха» в России и за рубежом. В 2000 году, по случаю 250-летия со дня смерти Баха, он четыре раза исполнил этот цикл на родине великого немца, причём в Дюссельдорфе сыграл его в течение одного дня (исполнение длилось 19 часов!). Компакт-диски с записью фрагментов дюссельдорфского «органного марафона» были изданы немецкой фирмой Griola, а Александр Фисейский был занесен в Книгу рекордов планеты (Российский аналог Книги рекордов Гиннеса).
Органная музыка Баха – энциклопедия творчества композитора и многоликое отражение эпохи. Баховский орган – «океан гармонии, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своем», главная стихия творчества великого немца. Орган для него был своего рода оркестром, способным выдержать грандиозный размах баховского гения, с его помощью композитор мог донести до широкой аудитории свои мысли и эмоции. Произведения для органа подобны фрескам в живописи, отсюда концертность органного стиля, театрально-приподнятый драматизм образов, виртуозность.
Третья концертная программа имеет две магистральные темы. Первая из них – фантазия как один из важнейших жанров органной культуры. Именно в нем сочетаются импровизационность (а владение искусством импровизации всегда было определяющим для органиста) и виртуозность, поэтому жанр фантазии справедливо можно назвать самым ярким и привлекательным для слушателей. 1 января прозвучат Фантазия и фуга до минор (BWV 537) – один из органных шедевров И. С. Баха, созданный в последний период творчества, а также два ранних сочинения, написанные под влияние предшественников – Фантазия до мажор (BWV 570) и Фантазия си минор (BWV 563). Это позволяет прочертить перспективу развития фантазии в баховском творчестве.
На один шал от фантазии в сторону более строгой формы отстоят два великих органных творения Баха – Токката (Токката, Adagio и фуга) до мажор (BWV 564) и Прелюдия и фуга си минор (BWV 544). Если в первом на первый план выходят импровизационность и виртуозность, то второе знаменует вершинную ступень контрапунктического мастерства композитора.
Вторая тема концерта – музыка Баха, вдохновленная творчеством его современников. Будет исполнен один из хитов мирового органного репертуара – Концерт ля минор (BWV 593), созданный на основе Концерта для двух скрипок А. Вивальди. Пересечения с французской культурой раскрываются в Арии фа мажор (BWV 587) – транскрипция Трио Ф. Куперена. В виртуозную пьесу для органа, требующую от органиста превосходной координации, виртуозной мануальной и педальной техники, Бах переложил Трио до минор И. Ф. Фаша.
Александр Фисейский совмещает активную концертную деятельность с педагогической работой: возглавляет кафедру органа и клавесина в РАМ им. Гнесиных, проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри различных органных конкурсов, является инициатором фестиваля «Девять веков органа», ежегодного Международного симпозиума «Орган в XXI веке» и мн. др. Фисейский избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991) и Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994). Им записано свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах. Сольные концерты органиста с успехом проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Магдебурге, Париже, Страсбурге, Милане, Гданьске и других европейских центрах.
Пропаганда национального органного наследия — ещё одна, важнейшая часть просветительской деятельности музыканта. Это семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трёхтомника «Органная музыка в России» (Bärenreiter, Германия). В марте 2009 вышла монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. — 1800 год)».
В программе:
И. С. Бах
Фантазия и фуга до минор, BWV 537
Фантазия до мажор, BWV 570
Фантазия си минор, BWV 563
Концерт ля минор (по А. Вивальди), BWV 593
Ария фа мажор (по Ф. Куперену), BWV 587
Токката (Токката, Adagio и фуга) до мажор, BWV 564
Трио до минор (по И. Ф. Фашу), BWV 585
Прелюдия и фуга си минор, BWV 544