13 октября, четверг 20:00
НОРБЕРТ РОДЕНКИРХЕН (средневековые флейты, Германия)
Менестрель в Париже
Искусство инструментальной импровизации XIII века
От XIII века до нас дошло всего несколько инструментальных произведений, но все они поражают своим уровнем, своей формой и сложностью. Скорее всего за этими записанными произведениями стоят десятилетия устной традиции и изощренных импровизаций. Восстановить эту традицию импровизационной инструментальной практики XIII века поставил перед собой немецкий флейтист, солист знаменитого ансамбля средневековой музыки «Sequentia» Норберт Роденкирхен, которого критика за необыкновенно красивый и чарующий звук не раз называла «волшебником».
В своей новой программе Норберт Роденкирхен поставил перед собой сложный и захватывающий вопрос: представить, какой была исполнительская традиция до момента записи первых инструментальных произведений. Ведь не бывает такого, чтобы традиция вдруг сразу началась с чего-то совершенного, безупречного, сложного. Обычно этому предшествуют десятилетия становления устной традиции и границ импровизации. На базе изучения вокальной музыки и теоретических трактатов Норберту удалось воссоздать несколько произведений и форм, которые могли звучать в Париже и Северной Франции в XIII веке. Это настоящий прорыв в познании музыкальной культуры средневековья!
Именно эта музыка, созданная на стыке композиции и импровизации, прозвучит в концерте. Программа «Менестрель в Париже» – как машина времени позволяет нам перенестись в XIII века и присутствовать при рождении нового музыкального мира. Волшебное звучание флейт Норберта Роденкирхена способно на это!
Норберт Роденкирхен — выдающийся немецкий флейтист и композитор, одним из наиболее известных и авторитетных интерпретаторов средневековой музыки. С 1996 г. — солист ансамбля Sequentia, регулярно выступает с французским ансамблем Dialogos. Более 20 лет центральным направлением в творчестве Роденкирхена является художественный диалог между старой и новой музыкой, средневековьем и современностью. Он активно выступает в качестве композитора и импровизатора, сочиняет музыку для телевизионных документальных фильмов и театра, в 2003-11 гг. являлся художественным руководителем серии концертов «Schnütgen Konzerte – Musik des Mittelalters» в средневековом музее Кёльна. Ведёт мастер-классы по средневековой музыкальной импровизации в таких известных учебных заведениях как зальцбургский Моцартеум, высшая музыкальная школа в Кёльне, Лионская консерватория и др.
Musica Mensurata –уникальный проект, в котором оживает музыка, дошедшая до нас по рукописям почти тысячелетней давности. Он даёт возможность услышать музыку X-XIV веков в исполнении музыкантов, специализирующихся на аутентичном исполнительстве, а также сочинения, никогда прежде не звучавшие в России, на редких исторических инструментах. Второй фестиваль Musica Mensurata был посвящен географическим и временным границам. В этом году фестиваль обращается к границам еще менее осязаемым – границам между земным и небесным, священным и профанным. Музыка, рожденная в XX-XIII вв. на границе церковного и светского, небесного и земного, в изобилии дошла до наших дней: сохранились многие сотни произведений – на порядок больше, чем музыки трубадуров и миннезингеров. Именно ей посвящены три концерта III международного фестиваля средневековой музыки Musica Mensurata.
Художественный руководитель фестиваля – Данил Рябчиков.
16 октября, 19:00, Москва, Кафедральный собор свв. Петра и Павла
Абеляр и Элоиза. Средневековые песни на латыни о любви земной и небесной.
Ensemble Labyrinthus (Россия-Швейцария)