11 сентября / воскресенье, 19.00
ИСПАНСКОЕ БАРОККО
Анна Орлова (орган), Наталья Береславцева (флейта), Сергей Полтавский (виола д’аморе), Олег Бойко (гитара)
Чтобы создать музыкальный портрет Испании, нужно взять верные краски. Гитара – страсть, виола д’аморе – любовь, флейта – бесконечное голубое небо, орган – высокие своды соборов. Если добавить в этот ансамбль немного безумия и море фантазии, то получится одно из самых интригующих музыкальных путешествий. Музыка блистательного испанского королевского двора и народные песни южной страны так редко звучит в России, что упустить возможность услышать её в исполнении великолепных молодых солистов никак нельзя. Все музыкальные сокровища испанской короны откроются вам в этот вечер.
«Герои» концерта – не просто композиторы, вписавшие свои имена золотыми буквами в историю, но и люди удивительной судьбы. Кабесон служил в королевской капелле и занимался музыкальным образованием будущего короля Испании Филиппа II, под чьей властью суждено было оказаться половине Европы и всему Новому Свету. Кабанильес – глава испанской органной школы XVII века – был органистом грандиозного Кафедрального собора в Валенсии, в котором хранится признанный Папой Римским экземпляр Чаши Грааля. Будучи предан музыке и вере, в 1668 году он был посвящён в духовный сан, а его произведения стали образцом для композиторов последующих поколений.
Антонио Солер, которого за принадлежность к монашескому ордену св. Иеронима называют Падре Солер, почти всю жизнь провёл в Эскориале – легендарной королевской резиденции, грандиозном дворце-монастыре. Он обучал музыке принца Габриэла, для которого писал камерные и органные сочинения. Себастьян Агилера де Эредиа занимал пост maestro di musica в знаменитом соборе Сарагосы La Seo. Его сочинение под названием «Ensalada» (что буквально переводится как «салат») погружают в круговорот музыкальных образов – в ней удивительно ярко живет осязаемый дух Испании начала XVII века!
Скрипач и композитор Франсиско Хосе де Кастро променял жаркую Испанию на солнечную Италию: одна из его чувственно-драматичных сонат в итальянском духе прозвучит на концерте. А итальянец Доменико Скарлатти, напротив, по личному приглашению королевы Испании переехал в Мадрид, где провел последнюю четверть века своей жизни, познакомился с музыкой фламенко и написал около 500 клавирных сонат. Другой итальянец, Никола Маттейс, перебрался в Англию, где его концерты как скрипача и композитора пользовались оглушительным успехом – за что так его любили лондонцы, можно будет услышать собственными ушами. Дополняют южный музыкальный ландшафт сочинения мастеров итальянского барокко Антонио Кальдары и Антонио Вивальди, чья фантазия на тему испанской мелодии «Folia» (что означает «безумие») стала одним из самых знаменитых сочинений в истории музыки.
Сергей Полтавский (альт) — один из самых ярких солистов и камерных музыкантов молодого поколения, выпускник Московской консерватории, лауреат международных конкурсов. Как солист и в составе камерных ансамблей участвует в различных фестивалях в России и за рубежом: «Декабрьские вечера», «Возвращение», «VivaCello», «Дягилевские сезоны» (Пермь) и мн. др. Автор ряда уникальных мультижанровых проектов, в том числе Фестиваля альтернативной альтовой музыки «Viola is my Life». Творческий диапазон музыканта очень широк: один из лучших исполнителей барочной музыки на виоле д’амур, блестящий интерпретатор и пропагандист сочинений современной композиторов, он сотрудничает с коллективами «Академия старинной музыки», «Opus Posth», с Московским ансамблем современной музыки. Выступал с оркестрами: «Новая Россия», ГКО России, Академический симфонический оркестр, «Солисты Москвы», «Musica Aeterna», «Времена Года»; в составе камерных ансамблей играл с Т. Гринденко, В. Спиваковым, А. Любимовым, М. Пекарским, А. Рудиным, А. Гориболем, П. Осетинской, В. Холоденко и др.
Наталья Береславцева (флейта) — выпускница Московской консерватории, лауреат международных конкурсов. Участвовала в различных фестивалях и концертах как камерный музыкант. С 2000 — солистка оркестра «Русская Филармония», с 2004 — солистка оркестра Большого театра. Важную часть творческой жизни занимает исполнение сольной и камерной музыки различных эпох.
Анна Орлова (орган) — студентка Московской консерватории имени П. И. Чайковского по классу органа (проф. Н. Н. Гуреева-Ведерникова). Принимала участие в мастер-классах Р. П. Рамиреса, У. Вальтера, Л. Ломанна, Т. Троттера, М. Радулеску и А. Гаста. Лауреат II премии конкурса органной академии Любек-Травемюнде (Германия, 2011), лауреат II премии III Международного конкурса органистов им. А. Ф. Гедике (Москва, 2013), обладатель приза зрительских симпатий конкурса летней органной академии Матаро-Барселона (2014).
Олег Бойко (гитара) – российский музыкант, мультиинструменталист (классическая гитара, барочная гитара, лютня и её разновидности, электрогитара), вокалист, композитор. По окончании Московского Государственное музыкальное училище им. Гнесиных по классу гитары увлекся музыкой Возрождения, которую исполняет на аутентичных инструментах: лютне, теорбе, китарроне и барочной гитаре. В настоящее время входит в число лучших российских исполнителей барочной музыки на этих инструментах. Участник Ансамбля солистов «Орфарион» и Московского ансамбля старинной музыки «Солисты Барокко», в составе которых много гастролировал за рубежом. Был первым аутентичным музыкантом-инструменталистом на «Декабрьских вечерах» Святослава Рихтера в Москве. Был руководителем рок-группы «Маленькие помощники мамы» (Mother's Little Helpers), автором и исполнителем многих ее композиций, в 1995 г. стал основателем и руководителем фолк-джазовой группы «Telenn Gwad».
В программе:
Антонио Кальдара (1670-1736). Соната ми минор для виолы, флейты и органа.
Антонио де Кабесон (1510-1566). Вариации на тему песни благородного рыцаря для
органа соло
Доменико Скарлатти (1685-1757). Соната для флейты и органа
Антонио Солер (1729-1783). «Fandango» для виолы, гитары и органа
Себастьян Агилера де Эредия (1561-1627). Энсалада (Obra de octavo tono alto)
для органа соло
Франсиско Кастро (1670-1830). Sonata Prima op. 1 для виолы, флейты и органа
Никола Маттейс (1670-1714). Сарабанда и Чакона для виолы, гитары и органа
Хуан Кабанильес (1644-1712). Итальянская Куранта для органа соло
Антонио Вивальди (1678-1741). «Folia» для виолы, флейты, гитары и органа