19 июня / воскресенье, 19.00
«Бах, Вивальди и голландцы»
Солисты барочной капеллы «Золотой век» Александр Листратов (барочная виолончель) и Алексей Шевченко (орган) предлагают расширить привычную музыкальную географию и знакомят нас с сочинениями композиторов голландской школы, некогда считавшейся одной из лучших в Европе, а сегодня — совершенно незаслуженно — ставшей terra incognitа. Однако сочинения голландских мастеров так хороши, что не теряются на фоне шедевров Баха и Вивальди, которые, к удовольствию всех любителей барокко, занимают центральное место в программе концерта.
Два гения высокого барокко — Бах и Вивальди — в особом представлении не нуждаются. А вот голландская музыка давно окружена ореолом элитарности. Чтобы оценить совершенство полифонических композиций мастеров XVI века и авангардный мэйнстрим наших современников, нужно обладать хорошим вкусом и иметь прививку академической традиции. Однако музыка северной страны намного ближе к нам, чем может показаться на первый взгляд. Особенно если речь идет о голландском барокко и романтизме — то, чего мы совсем не знаем. А музыкальных сокровищ там немало.
Пламенное барокко, далекое от привычной сдержанности и чопорности, бушует в виолончельных сонатах Якоба Кляйна, который хоть и был музыкантом-любителем, но первым в Голландии оценил потенциал нового тогда инструмента и написал сонаты для виолончели и basso continuo. Не оставляет равнодушным искренний романтический порыв органных сонат Яна Альберта ван Эйкена, одного из последователей страстного романтика Шумана. А слушая музыку Йохана Вагенаара, остаётся только удивляться, почему она не звучит постоянно в концертах? Возможно, жизнерадостный, приподнятый строй его музыки, ясный романтический язык посчитали в начале ХХ века слишком консервативным. Но что нам за беда, если его сочинения почти не уступают шедеврам самых солнечных гениев ХIX века? А его Интродукция и фуга на русскую тему для органа — редкая возможность взглянуть на Россию глазами голландского мастера.
Александр Листратов — один из немногих российских исполнителей на барочной виолончели, совершенствовал своё мастерство под руководством видных европейских специалистов. В 2002 стал создателем и руководителем московской барочной капеллы «Золотой век». С 2004 — солист «Оркестра Екатерины Великой» (Санкт-Петербург). Участник фестивалей старинной музыки за рубежом (Авиньон, Хельсинки, Иль де Франс) и в России («Early music», Санкт-Петербург). Преподаёт барочную виолончель и исторический камерный ансамбль в Смольном институте свободных искусств и наук (Санкт-Петербург).
Барочная виолончель — редкий исторический инструмент, который до сих пор нечасто можно услышать в Москве. В отличие от современной виолончели, у неё отсутствует шпиль и используются только натуральные «жильные» струны. Техника игры на таком инструменте значительно отличается от современной.
Алексей Шевченко — ведущий российский органист, лауреат I премии Международного конкурса органистов в Италии «Marcello Galanti» (2001), старший преподаватель Московской консерватории. Участник многих международных фестивалей, активно сотрудничал с «Оркестром Екатерины Великой» (2005—2007), выступает с барочной капеллой «Золотой век». В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.
В программе:
Ян Альберт ван Эйкен (1822–1868)
Соната для органа № 2 ре минор
Allegro con brio e con fuoco / Adagio / Allegro con brio
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Сюита для виолончели соло № 6 ре мажор
Прелюдия / Аллеманда / Куранта / Сарабанда / Гавот I / Гавот II / Жига
Антонио Вивальди (1678–1741)
Концерт для двух скрипок, виолончели, струнных и генерал-баса ре минор, RV 565
в версии Иоганна Себастьяна Баха для органа, BWV 596
Прелюдия – Grave – Фуга / Andante e spiccato / Allegro
Йохан Вагенаар (1862–1941)
Интродукция и фуга на русскую тему для органа, ор. 47 (1939, Гаага)
Якоб Кляйн (младший) (1688–1748)
Соната для виолончели и генерал–баса ля минор
Poco Allegro / Adagio / Allegro