25 октября / воскресенье, 19:00
Второй фестиваль средневековой музыки Musica Mensurata
Львы Брабанта. Тайны Брабантского двора XIII века
Ensemble Labyrinthus (Россия-Швейцария).
Солисты: Марк Левон – вокал, гиттерн (Германия), Анна Миклашевич – вокал, Данил Рябчиков – цитоль, гиттерн
Программа заключительного концерта фестиваля рассказывает историю небольшого герцогства Брабант, которое было одним из важнейших центров светской музыки XIII века и перекрёстком нескольких культур. История эта связана с одной семьей, чьи таланты и покровительство объединили на небольшой территории лучшие музыкальные достижения своего времени. Герцог Генрих III Добродушный был известным трувером, его сын Жан Бесстрашный прославился как миннезингер, благодаря Матильде Брабантской была записана большая часть труверских рукописей, а её племянница Мария Брабантская стала королевой Франции, и при её дворе был составлен знаменитый Кодекс Монпелье, один из главных источников средневековых мотетов.
Концерт «Львы Брабанта» — итог большой исследовательской работы, уникальная возможность не только познакомиться с редкими инструментами (цитоль и гиттерн), но и услышать вокальную музыку на старинных европейских языках: средневековой латыни, старогалиссейском, старопикардийском, средневерхненемецком и средненижненемецком. Тем более что среди участников концерта — Марк Левон, один из лучших исполнителей средневековой вокальной музыки, превосходно владеющий старинными языками и стилем.
Ансамбль Labyrinthus (Россия-Швейцария) основан в 2010 году. Это первый российский ансамбль, исполняющий средневековую музыку, прорвавший «железный занавес» и выступавший на самых престижных европейских фестивалях и концертных площадках. Первый CD ансамбля «Carmina Helvetica» заслужил признание западноевропейской публики и критики.
В центре внимания ансамбля — музыка XII-XIV веков. Его название связано с традицией средневековых лабиринтов, в процессиях по которым вероятно использовалась особая паралитургическая музыка, составляющая основу репертуара ансамбля.
Марк Левон (Германия) — один из ведущих европейских специалистов в области средневековой музыкальной культуры, певец, лютнист, знаток средневековых языков и немецкой литературы. С отличием окончил Гейдельбергский университет, получив степень магистра по специальностям «музыковедение» и «культура средневековой Германии». Продолжил обучение в Schola Cantorum Basiliensis (Базель), крупнейшем европейском центре медиевистики, где изучал искусство игры на лютне, виеле и вокал.
Марк Левон возглавляет Ensemble Leones, постоянно сотрудничает с ансамблями Dulce Melos, Les Flamboyants, Le Basile и ведущими солистами в области старинной музыки, такими как Андреас Шолль и Кроуфорд Янг. В течение многих лет был членом известного ансамбля Early Music Freiburg. Автор научных публикаций о средневековом искусстве, преподаёт курс средневековой музыки.
Данил Рябчиков — один из ведущих российских исполнителей, специализирующихся на исполнении средневековой музыки, руководитель ансамблей старинной музыки Labyrinthus (Швейцария - Россия), Ensenhas, Universalia in Re, художественный руководитель московского международного фестиваля средневековой музыки Musica Mensurata, автор статей и серии подкастов о средневековой музыкальной культуре. Обучался на мастер-классах Б. Бэгби, Д. Веллара, М. Левона, А. Броегга, П. Амона, А. Азема и др. Под его руководством Ensemble Labyrinthus первым среди российских исполнителей средневековой музыки принял участие в престижных западноевропейских музыкальных фестивалях (Les Meridiennes, г. Тур, 2012; Via Medieval, г. Оттерберг, 2012) и выступал на престижнейших европейских площадках, ориентированных на концертах исторически информированного исполнительства.
Международный фестиваль Musica Mensurata — уникальный проект, в котором оживёт музыка, дошедшая до нас по рукописям почти тысячелетней давности. Он полностью посвящён средневековой музыкальной культуре и даёт возможность услышать музыку X-XIV веков в исполнении музыкантов из России, Германии и Швейцарии, специализирующихся на аутентичном исполнительстве. В программе можно будет услышать сочинения, никогда прежде не звучавшие в России, на редких исторических инструментах — разнообразные виелы, цитоль, кифара, средневековые поперечные флейты, шифони, гиттерн. Вокальная музыка будет звучать на старинных языках: средневековой латыни, средневерхненемецком, старофранцузском и староокситанском. В программе фестиваля запланированы мировые премьеры нескольких реконструированных произведений.
Тема Второго фестиваля — «Музыка (без) границ», и его концертные программы стали размышлением на тему временных и социокультурных границ эпохи. Границы подобны тектоническим разломам: именно там прорывается то, что бурлит и кипит изнутри, и именно на границах (временных, языковых и прочих) создаётся особенное искусство. Так, первый концерт «Гамельн. Год 1284» затронет границу между легендой и историей, сказкой и былью. Во второй программе — российская премьера литургической драмы «Жених» из старинной аквитанской рукописи XI века. Третий вечер — музыка средневекового Брабанта, где взаимодействие французского и немецкого языков стало отражением смешения двух культур и сделало Брабант в XIII веке одной из столиц светской музыки.
11 – 25 октября 2015
Второй Международный фестиваль средневековой музыки
Musica Mensurata
Международный фестиваль Musica Mensurata – уникальный проект, в котором оживет музыка, дошедшая до нас по рукописям почти тысячелетней давности. Он полностью посвящен средневековой музыкальной культуре и дает возможность услышать музыку X-XIV веков в исполнении музыкантов из России, Германии и Швейцарии, специализирующихся на аутентичном исполнительстве. В программе можно будет услышать сочинения, никогда прежде не звучавшие в России. Все они будут исполнены на редких исторических инструментах – разнообразные виелы, цитоль, кифара, средневековые поперечные флейты, шифони, гиттерн. Вокальная музыка будет звучать на старинных языках: средневековой латыни, средневерхненемецком, старофранцузском и староокситанском. В программе фестиваля запланированы мировые премьеры нескольких реконструированных произведений.
Тема Второго фестиваля – «Музыка (без) границ», и его концертные программы стали размышлением на тему временных и социокультурных границ эпохи. Так, первый концерт «Гамельн. Год 1284» затронет границу между легендой и историей, сказкой и былью. Во второй программе – российская премьера литургической драмы «Жених» из старинной аквитанской рукописи XI века. Третий вечер – музыка средневекового Брабанта, где взаимодействие французского и немецкого языков стало отражением смешения двух культур и сделало Брабант в XIII веке одной из столиц светской музыки.
Художественный руководитель фестиваля — Данил Рябчиков.