Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

1 марта / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 30 минут

«Все произведения И. С. Баха для органа» Авторский цикл. Концерт четырнадцатый (третий сезон)

1 марта / воскресенье, 19:00
ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И. С. БАХА ДЛЯ ОРГАНА

Авторский цикл. Концерт четырнадцатый (третий сезон)  

заслуженный артист России, профессор 
Александр ФИСЕЙСКИЙ, орган

Уникальный цикл профессора Александра Фисейского, выдающегося российского органиста и исследователя музыки И. С. Баха, охватывает все органное наследие великого немецкого мастера. Цикл построен так, чтобы слушатель, посетивший хотя бы один концерт, смог составить суждение о богатстве и многообразии органного творчества великого немецкого композитора.

Откроет программу одна из первых композиций Баха, созданная в форме двухчастного цикла – Прелюдия и фуга ми минор (BWV 533), написанная совсем молодым композитором в Арнштадте. Вероятно, когда же появилась хоральная обработка «Valet will ich dir geben», а хоральная обработка на пасхальный напев «Christ lag in Todesbanden», по-видимому, – еще раньше, до переезда в Арнштадт. Она дает яркое представление о характере первых композиторских опытов Баха: в нем музыка служит яркой иллюстрацией текста песнопения, принадлежащего Мартину Лютеру.     

Плодотворный веймарский период представлен несколькими сочинениями разных жанров: это Прелюдия и фуга ля мажор (BWV 536), где чувствуется влияние творчества Букстехуде и композиторов Северонемецкой органной школы, пятиголосная Фантазия до минор (BWV 562), Фуга до мажор (BWV 946), вероятно, написанная для клавесина с педальной клавиатурой, а также Концерт соль мажор (BWV 592) – органная версия концерта для скрипки и струнного оркестра принца Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского, выполненная Бахом по заказу самого принца. Трио-соната ре минор (BWV 527) – еще один виртуозный опус из сборника «Шесть сонат» И. С. Баха ­– увидела свет уже в Лейпциге.

Также слушателей ждут Хоральная фантазия «Wo Gott der Herr nicht bei uns hält» и восемь хоральныхобработок из Собрание Ноймайстера. Их судьба удивительна: трудно поверить, но эту музыку мир открыл для себя совсем недавно. Собрание Ноймайстера было обнаружено в Йельском университете в 1980-е годы, оно содержит 82 хоральные обработки разных авторов, среди них – более 30-ти прежде неизвестных обработок Баха. Впервые они были опубликованы лишь в 1985 году. Хоральная фантазия на текст Псалма № 124/123 обнаружена еще позднее – в марте 2008 года – среди рукописей, ранее принадлежавших немецкому композитору и музыковеду Вильгельму Русту. Длительное время произведение считалось утраченным, но теперь оно возвращено к жизни. 

Александр Фисейский совмещает активную концертную деятельность с педагогической работой: возглавляет кафедру органа и клавесина в РАМ им. Гнесиных, проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри различных органных конкурсов, является инициатором фестиваля «Девять веков органа», ежегодного Международного симпозиума «Орган в XXI веке» и мн. др. Фисейский избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991) и  Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994). Им записано свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах. Сольные концерты органиста с успехом проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Магдебурге, Париже, Страсбурге, Милане, Гданьске и других европейских центрах.

Пропаганда национального органного наследия — ещё одна, важнейшая часть просветительской деятельности музыканта. Это семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трёхтомника «Органная музыка в России» (Bärenreiter, Германия). В марте 2009 вышла монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. – 1800 год)».

В программе
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Прелюдия и фуга ми минор, BWV 533

Хоральные обработки из Собрания НоймайстераBWV 1109–1116
Ach Gott, tu dich erbarmen
O Herre Gott, dein göttlich Wort
Nun lasset uns den Leib begrab’n
Christus, der ist mein Leben
Ich hab’ mein Sach’ Gott heimgestelt
Herr Jesu Christ, du höchstes Gut
Herzlich lieb hab’ ich dich, o Herr
Was Gott tut, das ist wohlgetan

Прелюдия и фуга ля мажор, BWV 536

Хоральная фантазия
Wo Gott der Herr nicht bei uns hält, BWV 1128

Фантазия до минор, BWV 562

Трио-соната ре минорBWV 527
Andante
Adagio e dolce
Vivace

Фуга до мажорBWV 946                                                           

Хоральные обработки:
Valet will ich dir geben, BWV 735
Christ lag in Todesbanden, BWV 718

Концерт соль мажор, BWV 592
Без обозначения темпа
Grave
Presto

 

Исполнители

Александр Фисейский

Александр Фисейский совмещает активную концертную деятельность с педагогической работой: возглавляет кафедру органа и клавесина в РАМ им. Гнесиных, проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри различных органных конкурсов, является инициатором фестиваля «Девять веков органа», ежегодного Международного симпозиума «Орган в XXI веке» и мн. др. Фисейский избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991) и  Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994). Им записано свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах. Сольные концерты органиста с успехом проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Магдебурге, Париже, Страсбурге, Милане, Гданьске и других европейских центрах.

Пропаганда национального органного наследия — еще одна, важнейшая часть просветительской деятельности музыканта. Это семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трёхтомника «Органная музыка в России» (Bärenreiter, Германия). В марте 2009 вышла монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. – 1800 год)».

анонсы
4 декабря / 19:00
Александр Фисейский, Фёдор Строганов, Даниэль Сальвадор. Органисты разных поколений исполняют на большом историческом органе собора музыку великого немецкого мастера.
11 декабря / 19:00
Ирина Дуброва — вокал Дарья Маглёваная — виела Константин Щеников-Архаров — плекторная лютня Алина Звонарева — лингвистический консультант
18 декабря / 19:00
Алиса Тен (вокал) Сергей Полтавский (виола д'аморе) Аркадий Пикунов (саксофоны) Руст Позюмский (виола да гамба) Владимир Скоморохов (орган, клавесин, рояль)
Ближайшие концерты
4 декабря / 19:00 – 20:30
Александр Фисейский, Фёдор Строганов, Даниэль Сальвадор. Органисты разных поколений исполняют на большом историческом органе собора музыку великого немецкого мастера.
11 декабря / 19:00 – 20:30
Ирина Дуброва — вокал Дарья Маглёваная — виела Константин Щеников-Архаров — плекторная лютня Алина Звонарева — лингвистический консультант
18 декабря / 19:00 – 20:30
Алиса Тен (вокал) Сергей Полтавский (виола д'аморе) Аркадий Пикунов (саксофоны) Руст Позюмский (виола да гамба) Владимир Скоморохов (орган, клавесин, рояль)
25 декабря / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
27 декабря / 21:00 – 22:20
Московский государственный академический симфонический оркестр Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер – Олег Романенко
28 декабря / 20:00 – 21:30
Хоровая капелла мальчиков и юношей «Дебют» Художественный руководитель и главный дирижер — Элдар Абасов лауреат международных конкурсов Алексей Шевченко — орган
31 декабря / 16:00 – 17:05
лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган Анна НИКУЛИНА — орган солист Детского музыкального театра имени Н. Сац Антон ВАРЕНЦОВ
1 января / 19:00 – 20:30
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт первый
2 января / 16:00 – 17:05
лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган Анна НИКУЛИНА — орган солист Детского музыкального театра имени Н. Сац Антон ВАРЕНЦОВ
3 января / 16:00 – 17:30
Титулярный органист Папской базилики св. Михаила (Мадрид) Даниэль Сальвадор — орган (Испания)
4 января / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин — орган
5 января / 21:00 – 22:00
Лауреаты международных конкурсов Алексей Круглов — саксофон Игорь Гольденберг — орган
6 января / 18:00 – 19:30
Василий КОРОСТЕЛЕВ — дудук, голос Антонио ГРАМШИ — бузуки, крумхорн, перкуссия Тарквиний ГРАМШИ — дарбука титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
14 января / 18:00 – 19:30
Ансамбль «NOVOSELIE»
15 января / 19:00 – 20:30
Ансамбль исторических духовых инструментов Аlta capella Художественный руководитель — Иван Великанов
22 января / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
29 января / 20:00 – 21:30
Дирижер Олег Романенко
19 февраля / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
26 февраля / 20:00 – 20:00
Юлия Томина (сопрано), Полина Шамаева — меццо-сопрано, Виталий Серебряков, тенор, Олег Диденко — бас, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. Дирижер — Олег Романенко
Работает на Cornerstone