Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

29 октября / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 30 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА BWV 79, 80 Сезон первый «Бах и Лютер» Концерт второй

Большой фестиваль «500 лет Реформации»

 

29 октября / воскресенье 19:00

Все кантаты Баха с Романом Насоновым

Сезон первый «Бах и Лютер»

Концерт второй

 

Екатерина Либерова (сопрано)

Анастасия Бондарева (альт)

Михаил Нор (тенор)

Евгений Скурат (бас)

Игорь Гольденберг (орган)

Ансамбль Collegium Musicum

Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко

31 октября христианский мир празднует 500-летие Реформации: в этот день в 1517 году Мартин Лютер прибил свои знаменитые 95 тезисов к двери церкви в Виттенберге. В преддверии этого события в Евангелическо-Лютеранском соборе святых Петра и Павла прозвучат две главные реформационные кантаты Баха: «Gott der Herr ist Sonn und Schild» BWV 79 и «Ein feste Burg ist unser Gott» BWV 80 – музыка, воплотившая в себе все величие и радость праздника.

Творчество Иоганна Себастьяна Баха – культурное выражение лютеранства и идей Реформации. В год 500-летия реформы Лютера фонд Collegium Musicum начинает грандиозный духовно-просветительский проект – все кантаты Баха. Комментирует программы крупнейший российский специалист в области старинной духовной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.

Кантата «Gott der Herr ist Sonn und Schild» BWV 79 – образцовый пример, который помогает нам понять, как праздновался и как воспринимался День Реформации в Германии во времена Баха. Прежде всего это благодарение и образ воинствующей и торжествующей церкви. Не случайно первый хор основан на словах 83 псалма «Господь Бог есть солнце и щит». В оркестровке этой небольшой кантаты использованы трубы и литавры, что придает музыке особенно торжественный триумфальный характер. При всей парадности сочинения, Бах не забывает продемонстрировать изобретательность, фантазию и мастерство, тем самым создает простую, строгую, но очень впечатляющую композицию. 

Кантата №80 – одно из самым популярных и известных сочинений Баха. В ней целиком звучит знаменитая песня Мартина Лютера «Ein feste Burg ist unser Gott» («Господь – твердыня наша»). Это один из самых известных лютеранских гимнов, его не раз использовали в качестве узнаваемого символа композиторы разных эпох. Он также отличается торжественно-воинствующим характером, не случайно вслед за Генрихом Гейне его называют «Марсельезой» XVI века.

Более ранняя версия этой кантаты была написана для Страстной недели. Переработав ее, Бах удивительным образом соединил в музыке триумф, без которого немыслим праздник Реформации, и глубокие размышления человека о своем жизненном пути, на котором предстоит немало страданий, и тем самым конечное торжество наполняется особым смыслом. В отличие от кантаты №70, звуковая палитра в этом сочинении более аскетична. Но главное в нем не внешняя яркость, а ощущение космоса – небесного града и Бога, который повелевает небом и землей.

 

 

 

Роман Насонов родился в Воронеже, в 1971 году. Ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Художественный руководитель и дирижер капеллы Олег Романенко является также директором Благотворительного фонда Collegium Musicum и художественным руководителем Рождественского фестиваля «Адвент».

Олег Романенко – дирижер, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Теодора Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. С 2007 сотрудничает с австрийским камерным оркестром Louise Spohr Sinfonietta. В 2008 создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под управлением О. Романенко прозвучали «Мессия» Г. Ф. Генделя, «Семь слов Спасителя на кресте» Й. Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева), «Страсти по Иоанну» и «Магнификат» И. С. Баха.

 

В программе:

«Gott der Herr ist Sonn und Schild» BWV 79

«Ein feste Burg ist unser Gott» BWV 80

 

Читать дальше...
Исполнители

Игорь Гольденберг

Игорь Гольденберг (орган) – выпускник Московской консерватории по классам композиции, фортепиано и органа. Член союза композиторов России, основатель ансамбля «Sebastien», уделяющего особое внимание старинной музыке. Стажировался у ведущих зарубежных профессоров, среди которых M. Хазельбёк (Австрия), Ж. Гийу (Франция), П. Kee (Голландия), Э. Kойман (Голландия), К. Вольф (Германия), Л. Ломан (Германия), Й. Труммер (Австрия), K. Който (Швейцария). Окончил Высшую школу музыки в Лозанне с дипломами «Мастер – концертный исполнитель» и «Мастер – солист». Принимал участие в многочисленных концертах и фестивалях в России и за рубежом. Как органист работал с такими дирижерами, как В. Федосеев, M. Плетнёв, С. Сондецкис.

Олег Романенко

Дирижер – Олег Романенко

Выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве и др. В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

барочный оркестр орган солисты хор Бах И. С.
анонсы
24 января / 19:00
Легендарный коллектив с новой программой музыки современных композиторов разных стран — захватывающий калейдоскоп стилей от Шнитке и спиричуэла до популярного американского композитора, создателя знаменитого "Виртуального хора" Эрика Уитакра.
30 января / 21:00
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра.
31 января / 19:00
Каким представали себе Баха в России XIX века? Кто в нашей стране сочинял для органа? Об этом рассказывает третий концерт цикла выдающегося российского органиста Александра Фисейского.
7 февраля / 19:00
Фёдор Строганов собрал в одном концерте самые знаменитые органные токкаты — захватывающая дух история самой эффектной и виртуозной органной музыки. 
13 февраля / 18:00
Известные шедевры Баха и Вивальди в окружении изысканных барочных редкостей. Светская и духовная музыка — на исторических инструментах.
Ближайшие концерты
24 января / 19:00 – 20:30
Легендарный коллектив с новой программой музыки современных композиторов разных стран — захватывающий калейдоскоп стилей от Шнитке и спиричуэла до популярного американского композитора, создателя знаменитого "Виртуального хора" Эрика Уитакра.
30 января / 21:00 – 22:10
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра.
31 января / 19:00 – 20:30
Каким представали себе Баха в России XIX века? Кто в нашей стране сочинял для органа? Об этом рассказывает третий концерт цикла выдающегося российского органиста Александра Фисейского.
7 февраля / 19:00 – 20:30
Фёдор Строганов собрал в одном концерте самые знаменитые органные токкаты — захватывающая дух история самой эффектной и виртуозной органной музыки. 
13 февраля / 18:00 – 19:30
Известные шедевры Баха и Вивальди в окружении изысканных барочных редкостей. Светская и духовная музыка — на исторических инструментах.
14 февраля / 19:00 – 20:30
Знаменитые мелодии любви в исполнении необычного ансамбля
21 февраля / 19:00 – 20:30
Два цикла «Времен года» — эффектное сочетание. Многообразие настроений, яркая палитра красок и виртуозная партия солиста – все это заставляет исполнителей вновь и вновь обращаться к этой музыке, пытаться открыть ее заново. 
27 февраля / 21:00 – 22:15
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра. 12+
28 февраля / 19:00 – 20:30
Тимур Халиуллин, орган
7 марта / 19:00 – 20:30
лауреаты Международных конкурсов Алексей Круглов, саксофон Игорь Гольденберг, орган
8 марта / 16:00 – 17:30
Лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Симфонические оркестр «Инструментальная капелла» Дирижер — заслуженный артист России Виктор Луценко В программе: А. Вивальди, А. Пьяццолла, И. С. Бах
14 марта / 19:00 – 20:30
В программе: И. С. Бах, П. Хиндемит, М. Дюпре, Д. Шостакович
21 марта / 19:00 – 20:30
№ 1083 «Tilge, Höchster, meine Sünden» («Искупи, Всевышний, мои грехи») № 1 «Wie schön leuchtet der Morgenstern» («О, как прекрасно утренней звезды сияет свет»)
4 апреля / 20:00 – 21:30
Пасхальный концерт! Великая музыка света, надежды и радости!
25 апреля / 19:00 – 20:45
Кантаты на третий день Пасхи № 134«Ein Herz, das seinen Jesum lebend weiß» («Се познаёт душа воскресшего Иисуса») № 145 «Ich lebe, mein Herze, zu deinem Ergötzen» («Я жив, о Моё чадо, к услажденью твоему»)
16 мая / 19:00 – 20:30
Концерт пятый БАХ И ЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА В программе: И. С. Бах, О. Мессиан, С. Губайдулина, А. Шнитке
30 мая / 19:00 – 20:45
Кантаты на Троицу № 176 «Es ist ein trotzig und verzagt Ding» («Лукаво сердце человеческое более всего») № 129 «Gelobet sei der Herr, mein Gott» («Слава Тебе, Господи, мой Боже»)
27 июня / 19:00 – 20:45
Кантаты на рождество Иоанна Предтечи № 167 «Ihr Menschen, rühmet Gottes Liebe» («Восславьте, люди, Божию любовь») № 7 «Christ unser Herr zum Jordan kam» («Христос Господь на Иордан пришёл»)
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone