Большой фестиваль «500 лет Реформации»
29 октября / воскресенье 19:00
Все кантаты Баха с Романом Насоновым
Сезон первый «Бах и Лютер»
Концерт второй
Екатерина Либерова (сопрано)
Анастасия Бондарева (альт)
Михаил Нор (тенор)
Евгений Скурат (бас)
Игорь Гольденберг (орган)
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко
31 октября христианский мир празднует 500-летие Реформации: в этот день в 1517 году Мартин Лютер прибил свои знаменитые 95 тезисов к двери церкви в Виттенберге. В преддверии этого события в Евангелическо-Лютеранском соборе святых Петра и Павла прозвучат две главные реформационные кантаты Баха: «Gott der Herr ist Sonn und Schild» BWV 79 и «Ein feste Burg ist unser Gott» BWV 80 – музыка, воплотившая в себе все величие и радость праздника.
Творчество Иоганна Себастьяна Баха – культурное выражение лютеранства и идей Реформации. В год 500-летия реформы Лютера фонд Collegium Musicum начинает грандиозный духовно-просветительский проект – все кантаты Баха. Комментирует программы крупнейший российский специалист в области старинной духовной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.
Кантата «Gott der Herr ist Sonn und Schild» BWV 79 – образцовый пример, который помогает нам понять, как праздновался и как воспринимался День Реформации в Германии во времена Баха. Прежде всего это благодарение и образ воинствующей и торжествующей церкви. Не случайно первый хор основан на словах 83 псалма «Господь Бог есть солнце и щит». В оркестровке этой небольшой кантаты использованы трубы и литавры, что придает музыке особенно торжественный триумфальный характер. При всей парадности сочинения, Бах не забывает продемонстрировать изобретательность, фантазию и мастерство, тем самым создает простую, строгую, но очень впечатляющую композицию.
Кантата №80 – одно из самым популярных и известных сочинений Баха. В ней целиком звучит знаменитая песня Мартина Лютера «Ein feste Burg ist unser Gott» («Господь – твердыня наша»). Это один из самых известных лютеранских гимнов, его не раз использовали в качестве узнаваемого символа композиторы разных эпох. Он также отличается торжественно-воинствующим характером, не случайно вслед за Генрихом Гейне его называют «Марсельезой» XVI века.
Более ранняя версия этой кантаты была написана для Страстной недели. Переработав ее, Бах удивительным образом соединил в музыке триумф, без которого немыслим праздник Реформации, и глубокие размышления человека о своем жизненном пути, на котором предстоит немало страданий, и тем самым конечное торжество наполняется особым смыслом. В отличие от кантаты №70, звуковая палитра в этом сочинении более аскетична. Но главное в нем не внешняя яркость, а ощущение космоса – небесного града и Бога, который повелевает небом и землей.
Роман Насонов родился в Воронеже, в 1971 году. Ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.
Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Художественный руководитель и дирижер капеллы Олег Романенко является также директором Благотворительного фонда Collegium Musicum и художественным руководителем Рождественского фестиваля «Адвент».
Олег Романенко – дирижер, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Теодора Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. С 2007 сотрудничает с австрийским камерным оркестром Louise Spohr Sinfonietta. В 2008 создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под управлением О. Романенко прозвучали «Мессия» Г. Ф. Генделя, «Семь слов Спасителя на кресте» Й. Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева), «Страсти по Иоанну» и «Магнификат» И. С. Баха.
В программе:
«Gott der Herr ist Sonn und Schild» BWV 79
«Ein feste Burg ist unser Gott» BWV 80