Возрастные ограничения: Балкон 12+, партер 6+
Лауреаты всероссийских и международных конкурсов
Иван Царев — орган
Татьяна Светашова — рояль
Орган получил титул «короля инструментов» в XIV веке – он тогда представлял собой довольно скромную конструкцию, но уже производил ошеломляющее впечатление. Рояль родился на четыре столетия позже, и к середине XIX века насколько превзошел всех сородичей, что получил имя «Royal» – «королевский». И хотя в истории монархи редко сосуществуют мирно, герои этого концерта живут в полной гармонии: слушателей ждут шедевры органной и фортепианной музыки, где каждый из королей предстанет во всем блеске, а также уникальные произведения для дуэта и авторские переложения популярных классических сочинений для органа и рояля.
Такой дуэт поначалу может показаться странным: ведь орган на протяжении столетий был голосом церкви, а фортепиано и рояль долгое время считались инструментами домашними и салонными. Однако к середине XIX века оба они, с одной стороны, вышли на большую концертную сцену, а с другой — во многих домах появились небольшие органы, фисгармонии.
Во второй половине XIX века репертуар для этого необычного дуэта начал расти, поскольку композиторы хорошо зарабатывали на быстро растущем рынке домашнего музицирования. Удивительный дух той эпохи — романтической, мечтательной, очень красивой и в то же время по-домашнему уютной — прекрасно передают сочинения выдающих французских композиторов-органистов Шарля-Мари Видора, Сезара Франка и их итальянского коллеги Пьетро Йона.
Конечно, не обойдется вечер без оригинальных органных шедевров. На большом историческом органе собора Иван Царев исполнит два виртуознейших сочинения — знаменитую Токкату и фугу ре минор Баха и романтически-страстную Прелюдию и фугу ля минор Брамса.
Хотя орган и рояль — инструменты клавишные, природа их звучания совершенно разная. А это значит, что в дуэте они прекрасно дополняют друг друга: что неподвластно одному, с тем справится другой. Вместе они могут заменить целый симфонический оркестр, и ярким финалом концерта станет знаменитая увертюра Моцарта к опере «Волшебная флейта».
В программе:
Пьетро Йон (1886–1943). Три части из «Григорианского концерта»
(авторская версия для органа и фортепиано):
I. Интродукция и Аллегро
II. Адажио
III. Скерцо
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750). Токката и фуга ре минор, BWV 565
Сезар Франк (1822–1890). Прелюдия, фуга и вариация си минор, ор. 18
(авторская версия для органа и фортепиано)
Иоганнес Брамс (1833-1897). Прелюдия и фуга ля минор, WoO 9
Клод Дебюсси (1862-1918). «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты»
(переложение для органа и фортепиано И. Царева)
Шарль-Мари Видор (1844–1937). «Юмореска» из цикла «Шесть дуэтов для органа и фортепиано», ор. 6
Камиль Сен-Санс (1835-1921). «Лебедь» и «Интродукция и Королевский марш льва» из Большой зоологической фантазии «Карнавал животных» (переложение для органа и фортепиано И. Царева)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791). Увертюра к опере «Волшебная флейта»
(переложение для органа и фортепиано Дж. Скотта)