РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ: шедевры немецкой органной музыки
Лауреат международных конкурсов
Мария ЛЕСОВИЧЕНКО орган
Бах был и остается источником неисчерпаемого вдохновения для многих поколений композиторов. Особенно если речь об органе. Даже на рубеже XIX-ХХ веков выдающиеся музыканты создавали свои шедевры по его лекалам. Об этих удивительных перекличках рассказывает программа Марии Лесовиченко: на историческом немецком органе собора она исполнит шедевры трех немецких мастеров — Баха, Брамса и Карг-Элерта.
Начинает и завершает концерт музыка Баха. Небольшая Прелюдия и фуга соль мажор станет торжественным вступлением ко всей программе. А затем в исполнении Марии прозвучат два монументальных шедевра: партита «Будь прославлен, Иисус милосердный» и знаменитая Пассакалья до минор, одно из самых часто исполняемых органных произведений Баха.
Партита, созданная на мелодию известного лютеранского хорала, дает возможность ощутить чистое удовольствие от органной игры и изобретательности композитора. В этих вариациях Бах более двадцати минут исследует гармонические, ритмические и стилистические старинной мелодии, одновременно представляя слушателю всю палитру звуковых возможностей органа. Не лишенный тщеславия, в старом жанре Бах будто соперничает со своими старшими современниками Дитрихом Букстехуде, Георгом Бёмом, Иоганном Адамом Рейнкеном и — превосходит их. Все это можно сказать о и Пассакалье до минор — шедевре полифонической и математической изобретательности Баха.
В диалог с музыкой великого кантора вступают сочинения Иоганнеса Брамса и Зигфрида Карг-Элерта. Оба они вписали важные страницы в историю немецкой органной музыки. Из сочинений Брамса Мария Лесовиченко выбрала Прелюдию и фугу соль минор; они написаны молодым композитором непосредственно под впечатлением от прелюдий и фуг Баха, которые он очень внимательно изучал в то время. Симфонический хорал Карг-Элерта — это романтическая рифма к хоральной партите Баха: в основе тоже лежит мелодия лютеранского хорала, но работает с ней композитор совсем иначе, ведь в его распоряжении весь опыт симфонической музыки и обновленный, мощный симфонической орган рубежа XIX-XX веков. Это одно из самых известных и совершенных произведений Карг-Элерта, которое по праву занимает место в репертуаре органистов всего мира.
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 541
Партита «Будь прославлен, Иисус милосердный», BWV 768
Иоганнес Брамс (1833–1897). Прелюдия и фуга соль минор, WoO 10
Зигфрид Карг-Элерт (1877–1933). Симфонический хорал «Иисус, моя радость», op. 87, № 2:
I. Introduzione (inferno), II. Canzone
Иоганн Себастьян Бах. Пассакалья до минор, BWV 582