В ПОДРАЖАНИЕ СТАРЫМ МАСТЕРАМ:
музыка для органа и клавесина
лауреат международных конкурсов
Маргарита ЕСЬКИНА орган, клавесин-оттавино
Музыка Иоганна Себастьяна Баха — украшение любого органного концерта и важнейшая часть органного репертуара. Это еще и точка, от которой слушатели часто отсчитывают саму историю органного искусства. Маргарита Еськина предлагает заглянуть в прошлое и познакомиться с музыкой старых мастеров, чьи творения вдохновляли Баха и стали для него настоящей школой высокого искусства. Вы услышите большой исторический орган собора и миниатюрный клавесин-оттавино — точную копию инструмента конца XVI века.
В первой биографии Баха, созданной Иоганном Николаусом Форкелем, описан интересный эпизод детства Иоганна Себастьяна. С 9 лет он воспитывался в доме своего брата Иоганна Кристофа, ставшего учителем будущего композитора. Бах знал, что у брата есть прекрасный сборник сочинений известных клавирных мастеров: Иоганн Якоб Фробергер, Иоганн Фишер, Иоганн Каспар Керль, Иоганн Пахельбель, Дитрих Букстехуде, Николаус Брунс, Георг Бём по праву считались лучшими музыкантами того времени. Иоганн Кристоф отказал маленькому Иоганну в просьбе познакомиться с этими нотами; тогда Бах на протяжении шести месяцев тайно переписывал сочинения по ночам при свете луны. Когда работа уже подходила к концу, брат застал Иоганна за этим занятием и отобрал с таким трудом добытые сокровища.
Интерес и уважение к творчеству своих предшественников и современников Бах сохранил на всю жизнь: он сделал множество транскрипций сочинений своих коллег-композиторов, которых никогда не видел, но чье творчество ценил и у которых не переставал учится. Увы, сегодня имена этих гигантов эпохи барокко — тех, кто были настоящими учителями Баха, благодаря которым маленький гений постигал премудрости композиторского дела, знакомился с музыкальными традициями других стран и осваивал новые музыкальные формы — почти не известны широкой публике.
Слушателей концерта ждет не только знакомство с творчеством старых мастеров, но и уникальная возможность услышать эту музыку так, как она, вероятно, звучала 400 лет назад. Часть программы будет исполнена на клавесине-оттавино, копии фламандского инструмента 1593 года. Оригинал находится в Москве, в Российском Музее музыки; клавесинный мастер Николай Полосков досконально изучил все особенности инструмента и детально воссоздал его внешний вид и его звучание.
На органе же прозвучат сочинения И. С. Баха, написанные в тех стилях и жанрах, в которых работали его великие предшественники. Атмосфера большого лютеранского собора, звучание старинного инструмента и вечная музыка Баха перенесут слушателей в те времена, когда время текло медленно, а музыка говорила о вечных ценностях.
В программе:
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия, фуга и чакона до мажор BuxWV 137
Иоганн Гаспар Керль (1627–1693)
Каприччио Cucu
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Фуга из Сонаты All’ imitatio Gallina Cuccu, BWV 963 («в подражание Курице и Кукушке»)
Хоральные прелюдии из собрания Ноймайстера:
Herr Gott, nun schleuß den Himmel auf BWV 1092 (Господь, отверзи небеса)
Du Friedefürst, Herr Jesu Christ BWV 1102 (Ты- Князь мира, Господь Иисус Христос)
Ach, Gott und Herr BWV 714 (Ах, Господь и Господин)
Jesu meine Freude BWV 1105 (Иисус моя отрада)
Aus Tiefer Not schrei Ich zu Dir BWV 1099 (Из глубокой нужды взываю к Тебе, Господи)
Асканио Майоне (1570–1627)
Токката II (Из первой книги Токкат, 1603)
Джироламо Фрескобальди (1583–1643)
Aria detta Balleto (Из второй Книги Токкат, 1637)
Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Чакона фа мажор
Иоганн Себастьян Бах
Aria variata alla maniera Italiana BWV 989 (Ария с вариациями в итальянской манере)
Пассакалия до минор BWV 582
Поделиться: