ОРГАННЫЕ ФРЕСКИ: от Мессиана до наших дней
лауреаты международных конкурсов
Марианна ВЫСОЦКАЯ орган
Роман ФИЛИПОВ скрипка
Андрей ВИННИЦКИЙ вибрафон, колокольчики
В ХХ столетии музыканты открывали новые звуковые миры с помощью электроники, но оказалось, что орган – один из древнейших инструментов – может создавать звучания даже более фантастические, чем современный синтезатор. В новом цикле Collegium Musicum слушайте самые впечатляющие сочинения ХХ века для органа. Программа Марианны Высоцкой – это панорама органной музыки последнего столетия, в которой представлены и классики (Мессиан, Лангле, Пярт), и яркие зарубежные авторы (Кампо, Яманучи), и целая плеяда отечественных композиторов (Альфред Шнитке, Валерий Кикта, Фарадж Караев), в том числе прозвучит российская премьера пьесы «Love» Дмитрия Смирнова, умершего прошлой весной от коронавируса.
В программе:
Жан Лангле (1907‒1991)
«Grands Jeux» из «Suite Brève»
Реджис Кампо (р. 1968)
Соната №2 «Les couleurs» («Краски»)
Тадаси Яманучи (р. 1954)
Три фрагмента из цикла «Шесть пьес»
Арво Пярт (р. 1935)
«Spiegel im Spiegel» («Зеркало в зеркале») для скрипки и органа
Валерий Кикта (р. 1941)
Первая органная сюита «Органные фрески», в 3-х частях
Хорал
Пастораль
Мадригал
Фарадж Караев (р. 1943)
«Postludio IX» для вибрафона, колокольчиков и органа
Альфред Шнитке (1934‒1998)
Две пьесы
Дмитрий Смирнов (1948‒2020)
«Love» («Любовь»)
Оливье Мессиан (1908‒1992)
«Dieu parmi nous» («Бог среди нас») из цикла «La Nativité du Seigneur» («Рождество Господне»)
Голоса Вселенной: орган XXI века
Классика органного авангарда
Цикл из пяти концертов
24 октября в Кафедральном соборе св. Петра и Павла Collegium Musicum начинает цикл «Голоса Вселенной: орган XXI века». Это беспрецедентный по масштабу проект, в котором будет звучать органная музыка классиков авангарда XX века и современных композиторов. Цикл продлится с октября 2021 года по май 2022-го и включает пять программ, представляющих широчайшую палитру современной органной музыки: от Оливье Мессиана, первым открывшего новые горизонты органных звучаний в 1930-е, и Дьёрдя Лигети, в 1960-е полностью перевернувшего представление о возможностях инструмента, до многочасовой органной инсталляции. Часть произведений прозвучит в России впервые.
«Церковный орган в представлении большинства людей – инструмент консервативный, такая машина времени, чье звучание переносит в прошлое. Но почти вся самая радикальная органная музыка рождалась в церкви. Мессиан всю жизнь служил церковным органистом, Лигети свои сочинения создавал и записывал в условиях соборной акустики, самое фантастическое исполнение пьесы Джона Кейджа As Slow as Possible, рассчитанное на 639 лет, – о таком вряд ли мог мечтать сам автор – запустили на органе в немецком соборе. Наш фонд уже восемь лет представляет программы, в которых звучит классика органного репертуара, теперь настало время показать, на что еще способен этот инструмент. Уверяю вас, это прорыв в иную реальность, а каждый концерт – потрясение», – комментирует директор фонда Collegium Musicum Олег Романенко.