BASSO OSTINATO: чаконы, фолии и пассакалии трёх столетий
лауреаты международных конкурсов
Сергей ПОЛТАВСКИЙ альт, виоль д’Амур
Маргарита ЕСЬКИНА орган, клавесин-оттавино
Что такое Basso ostinato? Буквально – «упорный бас», повторяющаяся мелодия в нижнем голосе. Музыканты очень полюбили этот незатейливый, на первый взгляд, прием: с одной стороны, он дает возможность проявить фантазию и мастерство, ведь каждый раз надо придумывать поверх баса новый рисунок верхних голосов; с другой стороны, постоянная повторяемость оказывает гипнотическое воздействие как на слушателей, так и на самих музыкантов.
Шедеврами разных эпох и стран, написанными на остинатный бас, будут завораживать органистка Маргарита Еськина и альтист Сергей Полтавский. Знатоки старинной музыки, они играют не только на хорошо знакомых нам инструментах: помимо большого исторического органа собора и альта вы услышите маленький клавишный инструмент с изумительным тембром – клавесин-оттавино и барочную виоль д’Амур – виолу любви.
Клавесин-оттавино – музыкальный инструмент эпохи позднего Возрождения, который существовал как часть старинного бюро и хранился в выдвижном ящичке. Сочетание предмета интерьера и музыкального инструмента – довольно популярная шутка и изыск прошлых эпох. Редкий экземпляр клавесина-оттавино, датированный 1593 годом, находится в Москве, в Российском национальном музее музыки имени Глинки. Старинный инструмент имеет множество дефектов, не совместимых с концертной жизнью, поэтому было принято решение создать его копию. Клавесинный мастер, художник-реставратор клавишно-щипковых инструментов Музея, Николай Полосков усовершенствовал оригинальную версию клавесина-оттавино и в 2019 году создал его копию, которая несколько больше по размеру и имеет расширенный диапазон. Крышка клавесина украшена живописным пейзажем, выполненным самой Маргаритой Еськиной по мотивам работ Клода Лоррена.
В новой программе Маргариты Еськиной и Сергея Полтавского – музыка трех жанров, которые объединяет не только прием остинатного баса. Все они появились в Испании около 500 лет назад и все они были весьма подвижными танцами: чакона и фолия – карнавальными танцами с кастаньетами, а пассакалью исполняли под гитару, провожая гостей с праздника. За сотню лет чакона и пассакалия распространились по Европе и изменились до неузнаваемости, растеряв прежнюю легкомысленность, – для Баха и его современников это были самые важные, серьезные и сложные формы полифонической музыки. Фолия, чье название переводится как «безрассудство», изменилась меньше и сохранила свое главное качество: запоминающийся гармонический оборот, повторяясь множество раз, буквально гипнотизирует – на многие века он стал музыкальным олицетворением «одержимости».
В программе:
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия, фуга и чакона до мажор для органа
Антонио Вивальди (1678–1741)
Концерт соль минор, RV 156
Йозеф Райнбергер (1839–1901)
Интродукция и пассакалия из Органной сонаты ми минор
Джироламо Фрескобальди (1583–1643)
Cento Partite sopra Passacagli
Генрих Игнац фон Бибер (1644–1704)
Пассакалия
Иоганн Пахельбель (1653—1706)
Чакона фа мажор
Макс Регер (1873–1916)
Интродукция и пассакалия ре минор
Арканджело Корелли (1653–1713)
Фолия