Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

25 сентября / Суббота
начало в 21:00, длительность 1 час 25 минут

Basso ostinato: чаконы, фолии и пассакалии трех столетий

 BASSO OSTINATO: чаконы, фолии и пассакалии трёх столетий

лауреаты международных конкурсов
Сергей ПОЛТАВСКИЙ альт, виоль д’Амур
Маргарита ЕСЬКИНА орган, клавесин-оттавино 

Что такое Basso ostinato? Буквально – «упорный бас», повторяющаяся мелодия в нижнем голосе. Музыканты очень полюбили этот незатейливый, на первый взгляд, прием: с одной стороны, он дает возможность проявить фантазию и мастерство, ведь каждый раз надо придумывать поверх баса новый рисунок верхних голосов; с другой стороны, постоянная повторяемость оказывает гипнотическое воздействие как на слушателей, так и на самих музыкантов.

Шедеврами разных эпох и стран, написанными на остинатный бас, будут завораживать органистка Маргарита Еськина и альтист Сергей Полтавский. Знатоки старинной музыки, они играют не только на хорошо знакомых нам инструментах: помимо большого исторического органа собора и альта вы услышите маленький клавишный инструмент с изумительным тембром – клавесин-оттавино и барочную виоль д’Амур – виолу любви. 

Клавесин-оттавино – музыкальный инструмент эпохи позднего Возрождения, который существовал как часть старинного бюро и хранился в выдвижном ящичке. Сочетание предмета интерьера и музыкального инструмента – довольно популярная шутка и изыск прошлых эпох. Редкий экземпляр клавесина-оттавино, датированный 1593 годом, находится в Москве, в Российском национальном музее музыки имени Глинки. Старинный инструмент имеет множество дефектов, не совместимых с концертной жизнью, поэтому было принято решение создать его копию. Клавесинный мастер, художник-реставратор клавишно-щипковых инструментов Музея, Николай Полосков усовершенствовал оригинальную версию клавесина-оттавино и в 2019 году создал его копию, которая несколько больше по размеру и имеет расширенный диапазон. Крышка клавесина украшена живописным пейзажем, выполненным самой Маргаритой Еськиной по мотивам работ Клода Лоррена. 

В новой программе Маргариты Еськиной и Сергея Полтавского – музыка трех жанров, которые объединяет не только прием остинатного баса. Все они появились в Испании около 500 лет назад и все они были весьма подвижными танцами: чакона и фолия – карнавальными танцами с кастаньетами, а пассакалью исполняли под гитару, провожая гостей с праздника. За сотню лет чакона и пассакалия распространились по Европе и изменились до неузнаваемости, растеряв прежнюю легкомысленность, – для Баха и его современников это были самые важные, серьезные и сложные формы полифонической музыки. Фолия, чье название переводится как «безрассудство», изменилась меньше и сохранила свое главное качество: запоминающийся гармонический оборот, повторяясь множество раз, буквально гипнотизирует – на многие века он стал музыкальным олицетворением «одержимости». 

В программе: 
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия, фуга и чакона до мажор для органа

Антонио Вивальди (1678–1741)
Концерт соль минор, RV 156 

Йозеф Райнбергер (1839–1901) 
Интродукция и пассакалия из Органной сонаты ми минор

Джироламо Фрескобальди (1583–1643)
Cento Partite sopra Passacagli

Генрих Игнац фон Бибер (1644–1704)
Пассакалия

Иоганн Пахельбель (1653—1706)
Чакона фа мажор

Макс Регер (1873–1916)
Интродукция и пассакалия ре минор

Арканджело Корелли (1653–1713)
Фолия

Читать дальше...
Исполнители

Сергей Полтавский

Сергей Полтавский  / альт, виоль д'амур

один из самых ярких солистов и камерных музыкантов молодого поколения, выпускник Московской консерватории. Исполнитель барочной музыки на виоле д’амур, блестящий интерпретатор и пропагандист сочинений современных композиторов, в составе камерных ансамблей играл с Т. Гринденко, В. Спиваковым, А. Любимовым, М. Пекарским, А. Рудиным, А. Гориболем, П. Осетинской, В. Холоденко и др. Участвует в фестивалях в России и за рубежом: «Декабрьские вечера», «Возвращение», «VivaCello», «Дягилевские сезоны» (Пермь) и мн. др. Автор ряда уникальных мультижанровых проектов, в том числе Фестиваля альтернативной альтовой музыки «Viola is my Life». 

Маргарита Еськина

Маргарита Еськина (орган) – окончила РАМ им. Гнесиных по классу органа и аспирантуру, автор научных статей, участник музыковедческих конференций. Лауреат международных конкурсов, обладатель спецпремии «Надежда Отчества» конкурса органистов им. М. Таривердиева, стажировалась и участвовала в мастер-классах видных органистов и клавесинистов. Участник ансамбля стариной музыки «Pfeyffer», специализирующегося на репертуаре Средневековья и Ренессанса. Выступает с сольными концертами в городах России и Украины, совместно с А. Фисейским в Германии записала CD с органными транскрипциями оперных сочинений Р. Вагнера. 

орган Мендельсон Райнбергер Франк
анонсы
26 сентября / 20:00
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
30 сентября / 20:00
Два взгляда на мир, которые разделяет 250 лет. Бессмертные шедевры – в исполнении виртуозных музыкантов.
3 октября / 20:00
Московский государственный академический симфонический оркестр под руководством Павла Когана Государственный академический русских хор имена А. В. Свешникова Дирижер – Олег Романенко
9 октября / 18:00
лауреаты международных конкурсов Владимир Скоморохов, орган Илья Лолейт, кларнет Тереза Лолейт, флейта В программе: И. С. Бах, Ф. Мендельсон, Л. Боэльман, Б. Ковач, З. Карг-Элерт и др.
10 октября / 19:00
В программе: Ф. Мендельсон, И. Брамс, С. Франк, С. Танеев, Х. Кушнарёв, Л. Боэльман
Ближайшие концерты
26 сентября / 20:00 – 21:40
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
30 сентября / 20:00 – 21:30
Два взгляда на мир, которые разделяет 250 лет. Бессмертные шедевры – в исполнении виртуозных музыкантов.
3 октября / 20:00 – 21:15
Московский государственный академический симфонический оркестр под руководством Павла Когана Государственный академический русских хор имена А. В. Свешникова Дирижер – Олег Романенко
9 октября / 18:00 – 19:30
лауреаты международных конкурсов Владимир Скоморохов, орган Илья Лолейт, кларнет Тереза Лолейт, флейта В программе: И. С. Бах, Ф. Мендельсон, Л. Боэльман, Б. Ковач, З. Карг-Элерт и др.
10 октября / 19:00 – 20:25
В программе: Ф. Мендельсон, И. Брамс, С. Франк, С. Танеев, Х. Кушнарёв, Л. Боэльман
14 октября / 20:00 – 21:30
лауреаты международных конкурсов Алексей Круглов, саксофон Игорь Гольденберг, орган В программе: И. С. Бах, А. Вивальди, В. А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, Ф. Шопен, Э. Григ, Дж. Гершвин, А. Пьяццолла
17 октября / 19:00 – 20:30
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев (скрипка), Иван Царев (орган), Камерный оркестр под управлением Константина Казначеева В программе: А. Вивальди, А. Вивальди – М. Рихтер, И. С. Бах
24 октября / 19:00 – 20:00
Все органные произведения Дьёрдя Лигети титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде Даниэль Сальвадор, орган
31 октября / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
7 ноября / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт второй
21 ноября / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
26 декабря / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
1 января / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт третий
30 января / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
27 февраля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
13 марта / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт четвертый
27 марта / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
24 апреля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
1 мая / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт пятый
29 мая / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
26 июня / 20:00 – 20:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
3 июля / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт шестой
25 сентября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
30 октября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone