Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

25 сентября / Суббота
начало в 21:00, длительность 1 час 25 минут

Basso ostinato: чаконы, фолии и пассакалии трех столетий

 BASSO OSTINATO: чаконы, фолии и пассакалии трёх столетий

лауреаты международных конкурсов
Сергей ПОЛТАВСКИЙ альт, виоль д’Амур
Маргарита ЕСЬКИНА орган, клавесин-оттавино 

Что такое Basso ostinato? Буквально – «упорный бас», повторяющаяся мелодия в нижнем голосе. Музыканты очень полюбили этот незатейливый, на первый взгляд, прием: с одной стороны, он дает возможность проявить фантазию и мастерство, ведь каждый раз надо придумывать поверх баса новый рисунок верхних голосов; с другой стороны, постоянная повторяемость оказывает гипнотическое воздействие как на слушателей, так и на самих музыкантов.

Шедеврами разных эпох и стран, написанными на остинатный бас, будут завораживать органистка Маргарита Еськина и альтист Сергей Полтавский. Знатоки старинной музыки, они играют не только на хорошо знакомых нам инструментах: помимо большого исторического органа собора и альта вы услышите маленький клавишный инструмент с изумительным тембром – клавесин-оттавино и барочную виоль д’Амур – виолу любви. 

Клавесин-оттавино – музыкальный инструмент эпохи позднего Возрождения, который существовал как часть старинного бюро и хранился в выдвижном ящичке. Сочетание предмета интерьера и музыкального инструмента – довольно популярная шутка и изыск прошлых эпох. Редкий экземпляр клавесина-оттавино, датированный 1593 годом, находится в Москве, в Российском национальном музее музыки имени Глинки. Старинный инструмент имеет множество дефектов, не совместимых с концертной жизнью, поэтому было принято решение создать его копию. Клавесинный мастер, художник-реставратор клавишно-щипковых инструментов Музея, Николай Полосков усовершенствовал оригинальную версию клавесина-оттавино и в 2019 году создал его копию, которая несколько больше по размеру и имеет расширенный диапазон. Крышка клавесина украшена живописным пейзажем, выполненным самой Маргаритой Еськиной по мотивам работ Клода Лоррена. 

В новой программе Маргариты Еськиной и Сергея Полтавского – музыка трех жанров, которые объединяет не только прием остинатного баса. Все они появились в Испании около 500 лет назад и все они были весьма подвижными танцами: чакона и фолия – карнавальными танцами с кастаньетами, а пассакалью исполняли под гитару, провожая гостей с праздника. За сотню лет чакона и пассакалия распространились по Европе и изменились до неузнаваемости, растеряв прежнюю легкомысленность, – для Баха и его современников это были самые важные, серьезные и сложные формы полифонической музыки. Фолия, чье название переводится как «безрассудство», изменилась меньше и сохранила свое главное качество: запоминающийся гармонический оборот, повторяясь множество раз, буквально гипнотизирует – на многие века он стал музыкальным олицетворением «одержимости». 

В программе: 
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия, фуга и чакона до мажор для органа

Антонио Вивальди (1678–1741)
Концерт соль минор, RV 156 

Йозеф Райнбергер (1839–1901) 
Интродукция и пассакалия из Органной сонаты ми минор

Джироламо Фрескобальди (1583–1643)
Cento Partite sopra Passacagli

Генрих Игнац фон Бибер (1644–1704)
Пассакалия

Иоганн Пахельбель (1653—1706)
Чакона фа мажор

Макс Регер (1873–1916)
Интродукция и пассакалия ре минор

Арканджело Корелли (1653–1713)
Фолия

Исполнители

Сергей Полтавский

Сергей Полтавский  / альт, виоль д'амур

один из самых ярких солистов и камерных музыкантов молодого поколения, выпускник Московской консерватории. Исполнитель барочной музыки на виоле д’амур, блестящий интерпретатор и пропагандист сочинений современных композиторов, в составе камерных ансамблей играл с Т. Гринденко, В. Спиваковым, А. Любимовым, М. Пекарским, А. Рудиным, А. Гориболем, П. Осетинской, В. Холоденко и др. Участвует в фестивалях в России и за рубежом: «Декабрьские вечера», «Возвращение», «VivaCello», «Дягилевские сезоны» (Пермь) и мн. др. Автор ряда уникальных мультижанровых проектов, в том числе Фестиваля альтернативной альтовой музыки «Viola is my Life». 

Маргарита Еськина

Маргарита Еськина (орган) – окончила РАМ им. Гнесиных по классу органа и аспирантуру, автор научных статей, участник музыковедческих конференций. Лауреат международных конкурсов, обладатель спецпремии «Надежда Отчества» конкурса органистов им. М. Таривердиева, стажировалась и участвовала в мастер-классах видных органистов и клавесинистов. Участник ансамбля стариной музыки «Pfeyffer», специализирующегося на репертуаре Средневековья и Ренессанса. Выступает с сольными концертами в городах России и Украины, совместно с А. Фисейским в Германии записала CD с органными транскрипциями оперных сочинений Р. Вагнера. 

анонсы
11 февраля / 18:00
Влюбитесь в в мир органной музыки! Тимур Халиуллин исполняет на органе калейдоскоп шедевров — от музыки барокко и романтизма до бессмертных рок-хитов.
12 февраля / 19:00
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт четвертый
14 февраля / 17:00
Иван ЦАРЕВ, орган
25 февраля / 21:00
Федор Строганов, орган
Ближайшие концерты
11 февраля / 18:00 – 19:30
Влюбитесь в в мир органной музыки! Тимур Халиуллин исполняет на органе калейдоскоп шедевров — от музыки барокко и романтизма до бессмертных рок-хитов.
12 февраля / 19:00 – 20:30
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт четвертый
14 февраля / 17:00 – 18:30
Иван ЦАРЕВ, орган
19 февраля / 20:00 – 21:40
Ансамбль Collegium Musicum
25 февраля / 21:00 – 22:25
Федор Строганов, орган
26 февраля / 20:00 – 21:35
Юлия Томина (сопрано), Полина Шамаева — меццо-сопрано, Виталий Серебряков, тенор, Олег Диденко — бас, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. Дирижер — Олег Романенко
5 марта / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Владимир Скоморохов — орган Виктория Тульская — скрипка Тереза Лолейт — флейта Илья Лолейт — кларнет В программе: И. С. Бах, Т. А. Витали. Ф. Шуберт, С. Рахманинов, А. Дворжак, И. Брамс и др.
8 марта / 16:00 – 17:25
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Иван Царев, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
11 марта / 18:00 – 19:30
Лауреат премии «Органист года», художественный руководитель фестиваля «Органные вечера в Кусково» Елена Привалова — орган
12 марта / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов, солистка Томской государственной филармонии Мария Блажевич — орган
16 марта / 20:00 – 21:30
Иван Дыма - саксофоны Никита Каплунов - фортепиано Игорь Гольденберг - орган Приглашенный гость - солистка Русской филармонии Элла Должикова (флейта) В программе: А. Вивальди, А. Пьяццолла, И. С. Бах, М. Найман
19 марта / 19:00 – 20:30
Традиционные мелодии для органа, вистла и шотландских волынок Лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова — орган Олег Вишневский — большая шотландская волынка, смолпайп, вистл
25 марта / 21:00 – 22:20
хор им. Свешникова
6 апреля / 20:00 – 21:30
Играет лауреат международных конкурсов Андрей БАРДИН (орган, Красноярск)
14 мая / 19:00 – 20:30
Играет заслуженный артист России Александр Фисейский – орган Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт пятый
15 июня / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Наталья Ужви — орган
Работает на Cornerstone