ВСЕ КАНТАТЫ БАХА
с Романом Насоновым
Сезон четвертый. «Бах в Лейпциге: парные кантаты» (продолжение)
Мария ЧАЙКОВСКАЯ сопрано
Анастасия БОНДАРЕВА альт
Сергей ТКАЧЕНКО тенор
Владимир КРАСОВ бас
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег РОМАНЕНКО
титулярный органист папской Базилики св. Михаила в Мадриде
Даниэль САЛЬВАДОР, орган (Испания)
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. Четвертый сезон проекта продолжает тему парных кантат: слушатели могут сравнить два сочинения, написанных на один и тот же праздник, оценить богатство фантазии и глубину религиозно-философской мысли композитора.
В программе последнего весеннего концерта две кантаты на 4-ое воскресенье по Пасхе. Они объединены одним сюжетом, одним фрагментом 16-ой главы Евангелия от Иоанна, который читается в этот день: окончание второй утешительной речи Христа, обращенной к апостолам, где он объявляет о Своем удалении к Отцу и обещает, что если он уйдет, то придет Утешитель.
Кантата № 166 Wo gehest du hin? («Куда идешь?») была впервые исполнена 7 мая 1724 года. Мы не знаем автора текста, который начал либретто с вопроса, с буквальной цитаты из Евангелия. Ответ на этот вопрос и есть тема всей кантаты. Неизвестный либреттист включил в кантату строки старинного гимна Бартоломея Рингвальдта (1582), а в качестве заключительного хорала использовал строфу поэтессы и пиетистки XVII века Эмилии Юлианы Барби-Мюлингенской.
Кантата № 108 Es ist euch gut, daß ich hingehe («Лучше для вас, чтобы Я пошел») прозвучала в мае следующего, 1725 года. Это вторая из девяти кантат на тексты поэтессы Кристианы Марианы фон Циглер, с которой Бах сотрудничал в конце второго годового цикла кантат. В этом сочинении две магистральные темы: предсказание Иисуса об уходе (первая строка кантаты – цитата из Евангелия от Иоанна) и пришествии Духа как Утешителя. Первое объявляет бас от лица Христа, второе излагается в центральном хоре в виде трех фуг. Большой выразительности Бах достигает, среди прочего, благодаря звукоизобразительности: например, твердость веры символизируют необычайно длинные ноты, а мотивы вздохов, прерываемые паузами, иллюстрируют жаждущее сердце.
В программе:
Кантаты на 4-ое воскресенье по Пасхе
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральная прелюдия Wer nur den lieben Gott lässt walten», BWV 690
Кантата № 166 Wo gehest du hin? («Куда идешь?»)
Даниэль Сальвадор. Хоральная прелюдия Kommt her zu mir, spricht Gottes Sohn
Иоганн Себастьян Бах. Кантата № 108 Es ist euch gut, daß ich hingehe («Лучше для вас, чтобы Я пошел»)