ВЕЛИКИЕ ОРГАННЫЕ ТОККАТЫ
лауреат международных конкурсов
Фёдор СТРОГАНОВ, орган
Чего вы ждете от органного концерта? Неповторимого звука — то мощного, как снежная лавина, то нежного, как пение ангелов. Головокружительной виртуозности. Разнообразия красок и оттенков звучания, поражающего своей бесконечностью. Уникальной акустики, внутри которой живет и дышит огромный живой инструмент. Всё это есть в программе выдающегося московского органиста Фёдора Строганова, который собрал в одном концерте самые знаменитые органные токкаты — захватывающая дух история самой эффектной и виртуозной органной музыки.
Токката и фуга ре минор И. С. Баха — самое известное органное сочинение в мире. Его воздействие поистине колоссально: как часто с первыми звуками токкаты по залу проносится восхищенное «Ах!». Однако это не единственное произведение, созданное Бахом в жанре токкаты — необычайно популярном среди органистов как во времена барокко, и в последующие столетия.
Название жанра происходит от итальянского toccare — трогать, касаться. Тактильный контакт органиста с инструментом — особый обряд, ведь не только каждый орган уникален, но и звучание определенного органа зависит от множества факторов, в первую очередь — бережного ухода и настройки. Мы знаем, что Бах и его предшественники, садясь за инструмент, первым делом «пробовали» орган: пробегались вверх-вниз по всем мануалам, слушали разные регистры, импровизировали в виртуозной манере, проверяя отзывчивость клавиш и красочную палитру тембров. Так рождалась токката — жанр, который за яркость и свободу всей душой полюбили музыканты и слушатели.
В программе концерта 7 февраля — две токкаты Баха, Токката ре минор его великого предшественника Дитриха Букстехуде (интересно сравнить ее с ре-минорной токкатой Иоганна Себастьяна), шедевры романтической эпохи — мощные, захватывающие токкаты Видора и Боэльмана, а также современные образцы жанра — популярная «Гэльская токката» немецкого органиста Ханса-Андре Штамма и опус самого Фёдора Строганова. Его Токката — изобретательное и эффектное концертное произведение, мгновенно запоминающееся благодаря «бою курантов» — как проверка на виртуозность была обязательным произведением в финале Второго Международного конкурса органистов имени Гедике в Москве.
В программе:
Дитрих Букстехуде (1637 – 1707). Токката ре минор, BuxWV 155
Шарль-Мари Видор (1844 – 1937). Токката из органной Симфонии № 5
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750)
Хоральная прелюдия Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639
Токката, адажио и фуга до мажор, BWV 564
Астор Пьяццолла (1921 – 1992). Oblivion
Фёдор Строганов (*1968). Токката (хроматическая)
Леон Боэльманн (1862 – 1897)
«Молитва» и «Токката» из «Готической сюиты»
Ханс-Андре Штамм (*1958). Toccata gaelica
Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга ре минор, BWV 565