24 ноября / воскресенье, 19:00
ДЕНЬ ОРГАНА
ГАЛА-КОНЦЕРТ членов жюри и финалистов
III Международного конкурса органистов имени В. Ф. Одоевского
заслуженный артист России
Александр Князев, орган (Россия)
Йоханнес Эбенбауэр, орган (Австрия)
лауреаты конкурса: Иван Царёв, Йоханнес Краль, Мария Маркевич
24 ноября впервые в России отмечается день органа. У любителей органной музыки есть возможность стать свидетелями захватывающего события: в этот вечер решится судьба трех финалистов крупнейшего российского конкурса молодых органистов. Они уже лауреаты, лучшие из лучших, но именно концертное выступление определит, кому достанется золото, кому — серебро, а кому — бронза. По условиям конкурса финалисты должны исполнить сочинения, связанные с темами Адвента и Рождества, а также соответствующие стилистике исторического органа фирмы «Вильгельм Зауэр» (1898).
Кроме этого, слушателей ждут выступления членов жюри конкурса. Александр Князев отдал предпочтение музыке И. С. Баха, которая занимает в его репертуаре особое место, а австрийский органист Йоханнес Эбенбауэр, признанный мастер органной импровизации, исполнит импровизацию на тему «a-fis-es» — монограмму фамилии председателя жюри конкурса, профессора Александра Фисейского.
Заслуженный артист России Александр Князев — один из самых харизматичных музыкантов своего поколения. Он успешно выступает в амплуа виолончелиста и органиста, завоевав международное признание и горячую любовь публики. Особое место в его органном репертуаре занимают эксклюзивные программы музыки Баха, такие, как Восемнадцать лейпцигских хоралов, Шесть трио-сонат, «Искусство фуги», «Гольдберг-вариации», Шесть сонат для скрипки и органа.
Йоханнес Эбенбауэр — признанный авторитет европейского органного сообщества. В 1985 г. он занял пост ассистента главного органиста собора Святого Стефана в Вене, а с 1991-2005 гг. был главным капельмейстером собора, руководил его музыкальной жизнью и несколькими коллективами. С 2002 г. Эбенбауэр преподает в Венском университете и Венской консерватории классы органа, церковного органа, композиции и импровизации. С 2005 г. он возглавляет концертное объединение «musica.sacra.wien» и уделяет особое внимание органной импровизации в разных стилях. С 2010 г. — органист венской Францисканеркирхе, где играет на органе Wöckherl, построенном в 1642 году.
Международный конкурс органистов имени В. Ф. Одоевского уникален тем, что проводится на пяти концертных площадках одного города. Участники смогут во всей полноте продемонстрировать свои исполнительские возможности, в том числе умение быстро осваивать новый инструмент, подбирать наиболее удачные в акустическом и художественном отношении регистровые решения с учетом особенностей зала и органа.
Свое название конкурс получил в честь выдающегося российского музыковеда, музыкального критика и общественного деятеля, писателя и философа, одного из основоположников русского музыкознания, автора первых в России оригинальных сочинений для органа – Владимира Федоровича Одоевского (1804-1869). В состав жюри входят выдающиеся российские и зарубежные специалисты в сфере органного искусства. Председатель жюри – заслуженный артист России, профессор РАМ имени Гнесиных Александр Фисейский.
В программе:
Иван Царёв
1. Йозеф Райнбергер (1839 – 1901). Интермеццо из сонаты для органа №4 ля минор
2. Зигфрид Карг-Элерт (1877 – 1933). Хоральная обработка Freudichsehr, omeineSeele, op. 65 №5
3. Зигфрид Карг-Элерт. Resonetin Laudibus из цикла «Кафедральные окна» ор. 106 №3
4. Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750). Хоральная обработка Nunkomm’, der Heiden Heiland, BWV659
5. Макс Регер (1873 – 1916). Хоральная обработка Nunkomm’, der Heiden Heiland, ор. 67 №29
6. Макс Регер. «Рождество» из сборника «7 пьес для органа» ор. 145
7. Макс Регер. Хоральная обработкаWie schön leuchtet der Morgenstern ор. 67 №49
Йоханнес Краль
1. Зигфрид Карг-Элерт (1877 – 1933). Macht hoch die Tür, from: Choral improvisations op. 65/1
2. Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750). Хоральная обработка Nun komm’, der Heiden Heiland, BWV 659
3. Йозеф Райнбергер (1839 – 1901). Соната для органа №4 ля минор (Magnificat), op. 98: 1 часть – Tempo moderato
4. Макс Регер (1873 – 1916). Соната №2 ре минор, op. 60: 2 часть — Invocation
5. Макс Регер. Фуга из хоральной фантазии „Wachet auf!“, op. 52/2
Мария Маркевич
1. И.С. Бах (1685 – 1750). Хоральная обработка "Nun komm', der Heiden Heiland", BWV 659
2. С. Франк (1822 – 1890). Пастораль, op. 19
3. Э. Лемар (1865 – 1934). Рождественская песня
4. З. Карг-Элерт (1877 – 1933). Хоральная импровизация на тему "In Dulci Jubilo" op. 75, №2