17 ноября / воскресенье, 19:00
Открытие III Международного конкурса органистов имени В. Ф. Одоевского
ПАМЯТИ ЖАНА ГИЙЮ
играет специальный гость конкурса
Хансйорг Альбрехт, орган (Германия)
Номинант премии «Грэмми» Хансйорг Альбрехт не первый раз приезжает в Москву. Новую программу он посвящает памяти великого французского органиста Жана Гийю. В нее вошли шедевры органной музыки И. С. Баха и трех поколений великих мастеров французской школы, в том числе самого Гийю: это редкая возможность услышать исторический орган в таком фантастическом разнообразии красок.
Смерть Жана Гийю в январе 2019 года стала огромной потерей для всего музыкального мира. Ученик Марселя Дюпре, Мориса Дюрюфле и Оливье Мессиана, с 1963 года он служил титулярным органистом парижского собора Святого Евстахия и справедливо считается одним из величайших органистов нашего времени. «Как исполнитель он совершил революцию в искусстве игры на органе, как импровизатор покорил целые поколения любителей концертов органной музыки, как композитор он вывел репертуар «короля инструментов» в те области, которые раньше считались недостижимыми» —резюмировало заслуги великого музыканта издательство Schott.
Выступал Гийю и в Москве. После его концерта в зале Чайковского в 2003 году пресса писала: «…главный органист одной из французских церквей показал, что его профессия — во всеуслышание разговаривать с Богом». Именно эта высокая миссия органистов, присущая им на протяжении столетий, стала определяющей для Хансйорга Альбрехта. Обрамляют программу шедевры Иоганна Себастьяна Баха — его знаменитые, непревзойденные в своем совершенстве прелюдии и фуги и полные возвышенной скорби хоральные прелюдии. Эти сочинения входили и в репертуар Гийю.
В центре программы произведения Луи Вьерна, Жана Лангле и Жана Гийю. Каждый из них по-своему воплощал понимание органа как портала в высокие, неведомые звуковые миры, столь характерное для современной французской органной школы. Эту часть концерта символично открывает сочинение самого Гийю, изданное под опусом 1 — первое, с чем он решил предстать перед миром, как композитор. Не менее символична и пьеса Луи Вьерна «Памяти умершего ребенка» — пронзительная музыка, которой он сам прощался с миром во время своего последнего концерта в соборе Парижской Богоматери. А следом прозвучат сочинения Лангле, который, подобно Вьерну и Гийю, служил церковным органистом и искал новый язык для того, чтобы разговаривать с Богом. И нашел его.
Хансйорг Альбрехт — немецкий органист, клавесинист и дирижер, художественный руководитель Мюнхенского Баховского хора и оркестра, основанного легендарным Карлом Рихтером. Завоевал репутацию выдающегося интерпретатора органной музыки И. С. Баха, однако его программы отличаются большой стилевой широтой, включают произведения композиторов XX века и современных авторов. Его органные концерты проходили в крупнейших соборах и концертных залах Европы, России и США. Он играл в сопровождении Израильского и Чешского филармонических оркестров, Академии Санта-Чечилия, оркестра Баварского радио, Camerata Salzburg, Kremerata Baltica и др. На фирме Oehms Classics Альбрехт записал более 20 CD в качестве дирижера и органиста, его запись «Планет» Г. Холста в транскрипции для органа была номинирована на премию «Грэмми».
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Фантазия и фуга соль минор, BWV 542
Хоральная прелюдия «Erbarmdichmein, oHerreGott», BWV 721
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
Жан Гийю (1930-2019)
Фантазия op.1
Луи Вьерн (1870-1937)
«Памяти умершего ребенка» (Stèle pour un enfant défunt) Op.58 No.3
Жан Лангле(1907-1991)
Распев на святые дни и Вербное воскресенье (Incantation pour un jour saint et Dominica in palmis)
(Triple Invocation of Christ on Easter Vigil)
Иоганн Себастьян Бах
Хоральнаяпрелюдия«Christ lag in Todesbanden», BWV 625
Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548