Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

13 октября / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 15 минут

Кондукты Вальтера Шатильонского (ок. 1135 - ок. 1200)

13 октября / воскресенье, 19:00
VI Международный фестиваль средневековой музыки Musica Mensurata 

Кондукты Вальтера Шатильонского 

Норберт Роденкирхен, флейты (Германия)
Сабине Лутценбергер, вокал (Германия)
Анастасия Бондарева, вокал
Данил Рябчиков, цитоль

В третьем концерте фестиваля два дуэта объединятся, чтобы исполнить произведения одного из величайших авторов Средневековья — Вальтера Шатильонского, богослова, писателя и известного голиарда. До нашего времени, помимо его крупных трудов (10-томной поэмы «Александреида» и «Трактата против иудеев»), дошло около 50 стихов, примерно десяток из них сохранился с музыкой. У московских слушателей будет уникальная возможность услышать все дошедшие до нас произведения Вальтера Шатильонского на одном концерте.

В XII-XIV веках поэму Вальтера «Александреида», дошедшую до нас в 200 (!) рукописях, читали чаще, чем «Беовульфа», «Песнь о Нибелунгах» или «Песнь о Роланде». В наше время большей известностью пользуются его короткие стихи, а сам Вальтер считается одним из столпов голиардской поэзии. Автор, назвавший себя «ненужным средь ненужных» и «недужным средь недужных» оставил после себя множество стихотворений, копировавшихся в течение столетий. 

О жизни Вальтера Шатильонского известно мало. Все сочинения написаны им в 1160-80-х гг., но точные даты его рождения и смерти неизвестны. Сохранилось три кратких жизнеописания поэта, благодаря которым мы знаем, что родился он в Лилле, учился в Париже и Реймсе у Стефана из Бове, провел какое-то время в Болонье и Риме. В 1166 году он, вероятно, стал помощником канцлера Англии, и пробыл там до 1176 года. Затем он преподавал в собственной школе в Шатийоне, за что получил известное нам имя, и служил при дворе архиепископа Реймса Гильома Шампанского. Следы Вальтера теряются после 1180 года: возможно, он умер от проказы, хотя современные исследователи ставят это свидетельство под сомнение.

Английские и французские музыкальные рукописи XII-XIII веков донесли до нас около 10 произведений Вальтера Шатильонского. В те времена сочинять стихи — означало напевать их, поэтому он, вероятно, является и автором музыки, по крайней мере, части этих произведений. Это эмоциональные размышления о жизни и обществе, полные не только горьких умозаключений о власти и природе человека, но и открывающие дверь надежде — они являются жемчужинами паралитургической музыки Высокого Средневековья.

Сабине Лутценбергер — всемирно известная певица, обладательница уникального голоса и один из пионеров исполнения средневековой вокальной музыки. Ее репертуар простирается от раннего Средневековья до эпохи Возрождения и барокко. После окончания базельской Schola Cantorum Сабине многие годы выступала в составе Ensemble für frühe musik Augsburg. Она сотрудничает с самыми известными и авторитетными ансамблями средневековой музыки, такими как Sequentia, Mala Punica и Huelgas Ensemble; кроме того, исполняет современную музыку, работает со знаменитым ансамблем Klangforum Wien. В 2008 г. основала ансамбль PER-SONAT, художественным руководителем которого является по сей день. Как солистка и участник ансамблей регулярно выступает на крупнейших европейских фестивалях ранней музыки.

Анастасия Бондарева — оперная и камерная певица. Окончила Академию хорового искусства им. В. С. Попова (академическое пение), лауреат международных конкурсов. Специализируется на исполнении репертуара эпох Средневековья, Ренессанса и Барокко. Сотрудничает с ансамблями Alta Cappella, Pratum Integrum, Ensemble Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», Medievallica, Хронос, Collegium Musicum, «Солисты Барокко». Постоянный участник международных фестивалей, в том числе Earlymusic, Musica Mensurata, Tage Alter Music Regensburg. Сотрудничает с такими музыкантами, как Эндрю Лоуренс-Кинг, Марк Мойон, Жан-Франсуа Новелли, Тьерри Пито.  Руководит концертным вокальным ансамблем «Ex Oriente Lux» при Римско-католическом кафедральном соборе в Москве.

Норберт Роденкирхен — выдающийся немецкий флейтист и композитор, солист ансамбля старинной музыки «Sequentia», на сегодняшний день одного из наиболее известных и авторитетных интерпретаторов средневековой музыки. Более 20 лет центральным направлением в творчестве Роденкирхена является художественный диалог между старой и новой музыкой, средневековьем и современностью. С одной стороны, он известен и востребован во всём мире как выдающийся солист на исторических разновидностях поперечной флейты, с другой — активно выступает в качестве композитора и импровизатора в современных экспериментальных проектах, сочиняет музыку для телевизионных документальных фильмов и театра. 

Фестиваль средневековой музыки Musica Mensurata – уникальный проект, в котором оживает музыка, дошедшая до нас по рукописям почти тысячелетней давности. Он дает возможность услышать музыку X-XIV веков в исполнении музыкантов, специализирующихся на аутентичном исполнительстве, а также сочинения, никогда прежде не звучавшие в России, на редких исторических инструментах. 

Художественный руководитель фестиваля – Данил Рябчиков.

В программе: Сочинения Вальтера Шатильонского (ок. 1135 –1200)

 

 

 


 

Исполнители

Данил Рябчиков

Один из ведущих российских музыкантов, специализирующихся на исполнении средневековой музыки. Руководитель ансамблей старинной музыки «Labyrinthus» (Швейцария — Россия), «Universalia in Re» и «Medievallica», художественный руководитель московского международного фестиваля средневековой музыки «Musica Mensurata». Автор книги «Музыкальная история Средневековой Европы» (2019), статей, лекций и серии подкастов о средневековой музыкальной культуре. Создатель и автор сообщества VK «Musica Mensurata» и одноименного Telegram-канала. 

Обучался на мастер-классах Б. Бэгби, Д. Веллара, М. Левона, А. Броегга, П. Амона, А. Азема и других. Участвовал в совместных проектах с Н. Роденкрихеном («Sequentia», «Dialogos»), М. Левоном («Ensemble Leones», проф. Schola Cantorum Basiliensis), C. Лутценбергер («Per-sonat», «Mala Punica», «Huelgas Ensemble»), Б. Ромэном («La Miroir de Musique», «Ensemble  Leones», проф. Schola Cantorum Basiliensis), Х. Марти (Sequentia), М. Мойоном и другими. Ансамбли под руководством Данила Рябчикова выпустили 8 дисков с музыкой XII–XIV веков  на лейблах «Raumklang», «Sketis music» и других. В 2019–2020 годах запланирован выпуск еще двух дисков ансамбля «Labyrinthus» — «Carmina Anglica» и «Carmina Tripudiorum» c латиноязычной музыкой XII–XIV веков.

Норберт Роденкирхен

 

Норберт Роденкирхен — выдающийся немецкий флейтист и композитор, солист ансамбля старинной музыки «Sequentia», на сегодняшний день одного из наиболее известных и авторитетных интерпретаторов средневековой музыки. Более 20 лет центральным направлением в творчестве Роденкирхена является художественный диалог между старой и новой музыкой, средневековьем и современностью. С одной стороны, он известен и востребован во всём мире как выдающийся солист на исторических разновидностях поперечной флейты, с другой — активно выступает в качестве композитора и импровизатора в современных экспериментальных проектах, сочиняет музыку для телевизионных документальных фильмов и театра. 

Норберт Роденкирхен постоянно сотрудничает с ансамблем «Dialogos» и выступает с собственными проектами. Им создано три средневековых сольных программы, которые были выпущены на CD. 

Анастасия Бондарева

Анастасия Бондарева — оперная и камерная певица. Окончила Академию хорового искусства имени В. С. Попова по специальности «академическое пение».  Мастерство совершенствовала на мастер-классах Майкла Чанса, Бенджамина Бэгби, Марка Мойона, Жана-Франсуа Новелли. Специализируется на исполнении музыки средневековья, ренессанса и барокко. Участвует в крупных международных проектах, постановках европейских и отечественных барочных опер на сценах Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), Московской филармонии, Санкт-Петербургской филармонии и др.   Сотрудничает с ведущими российскими коллективами старинной музыки (Alta Cappella, Pratum Integrum, Ensemble Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», «Хронос», «Солисты барокко», Collegium Musicum), постоянный участник международных фестивалей ранней музыки и проекта «Все кантаты Баха» фонда Сollegium Musicum.

анонсы
2 февраля / 20:00
Все самые известные номера из музыки Грига к «Пер Гюнту», живописные картины Свиридова к «Метели» и другая популярная классика на большом органе собора.
5 февраля / 19:00
Музыка из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и другие шедевры Чайковского на большом историческом органе собора представляет дуэт Organum
11 февраля / 18:00
Влюбитесь в в мир органной музыки! Тимур Халиуллин исполняет на органе калейдоскоп шедевров — от музыки барокко и романтизма до бессмертных рок-хитов.
12 февраля / 19:00
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт четвертый
14 февраля / 17:00
Иван ЦАРЕВ, орган
Ближайшие концерты
2 февраля / 20:00 – 21:30
Все самые известные номера из музыки Грига к «Пер Гюнту», живописные картины Свиридова к «Метели» и другая популярная классика на большом органе собора.
5 февраля / 19:00 – 20:30
Музыка из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и другие шедевры Чайковского на большом историческом органе собора представляет дуэт Organum
11 февраля / 18:00 – 19:30
Влюбитесь в в мир органной музыки! Тимур Халиуллин исполняет на органе калейдоскоп шедевров — от музыки барокко и романтизма до бессмертных рок-хитов.
12 февраля / 19:00 – 20:30
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт четвертый
14 февраля / 17:00 – 18:30
Иван ЦАРЕВ, орган
19 февраля / 20:00 – 21:40
Ансамбль Collegium Musicum
25 февраля / 21:00 – 22:25
Федор Строганов, орган
26 февраля / 20:00 – 21:35
Юлия Томина (сопрано), Полина Шамаева — меццо-сопрано, Виталий Серебряков, тенор, Олег Диденко — бас, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. Дирижер — Олег Романенко
5 марта / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Владимир Скоморохов — орган Виктория Тульская — скрипка Тереза Лолейт — флейта Илья Лолейт — кларнет В программе: И. С. Бах, Т. А. Витали. Ф. Шуберт, С. Рахманинов, А. Дворжак, И. Брамс и др.
8 марта / 16:00 – 17:25
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Иван Царев, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
11 марта / 18:00 – 19:30
Лауреат премии «Органист года», художественный руководитель фестиваля «Органные вечера в Кусково» Елена Привалова — орган
12 марта / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов, солистка Томской государственной филармонии Мария Блажевич — орган
16 марта / 20:00 – 21:30
Иван Дыма - саксофоны Никита Каплунов - фортепиано Игорь Гольденберг - орган Приглашенный гость - солистка Русской филармонии Элла Должикова (флейта) В программе: А. Вивальди, А. Пьяццолла, И. С. Бах, М. Найман
19 марта / 19:00 – 20:30
Традиционные мелодии для органа, вистла и шотландских волынок Лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова — орган Олег Вишневский — большая шотландская волынка, смолпайп, вистл
25 марта / 21:00 – 22:20
хор им. Свешникова
6 апреля / 20:00 – 21:30
Играет лауреат международных конкурсов Андрей БАРДИН (орган, Красноярск)
14 мая / 19:00 – 20:30
Играет заслуженный артист России Александр Фисейский – орган Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт пятый
15 июня / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Наталья Ужви — орган
Работает на Cornerstone