13 октября / воскресенье, 19:00
VI Международный фестиваль средневековой музыки Musica Mensurata
Кондукты Вальтера Шатильонского
Норберт Роденкирхен, флейты (Германия)
Сабине Лутценбергер, вокал (Германия)
Анастасия Бондарева, вокал
Данил Рябчиков, цитоль
В третьем концерте фестиваля два дуэта объединятся, чтобы исполнить произведения одного из величайших авторов Средневековья — Вальтера Шатильонского, богослова, писателя и известного голиарда. До нашего времени, помимо его крупных трудов (10-томной поэмы «Александреида» и «Трактата против иудеев»), дошло около 50 стихов, примерно десяток из них сохранился с музыкой. У московских слушателей будет уникальная возможность услышать все дошедшие до нас произведения Вальтера Шатильонского на одном концерте.
В XII-XIV веках поэму Вальтера «Александреида», дошедшую до нас в 200 (!) рукописях, читали чаще, чем «Беовульфа», «Песнь о Нибелунгах» или «Песнь о Роланде». В наше время большей известностью пользуются его короткие стихи, а сам Вальтер считается одним из столпов голиардской поэзии. Автор, назвавший себя «ненужным средь ненужных» и «недужным средь недужных» оставил после себя множество стихотворений, копировавшихся в течение столетий.
О жизни Вальтера Шатильонского известно мало. Все сочинения написаны им в 1160-80-х гг., но точные даты его рождения и смерти неизвестны. Сохранилось три кратких жизнеописания поэта, благодаря которым мы знаем, что родился он в Лилле, учился в Париже и Реймсе у Стефана из Бове, провел какое-то время в Болонье и Риме. В 1166 году он, вероятно, стал помощником канцлера Англии, и пробыл там до 1176 года. Затем он преподавал в собственной школе в Шатийоне, за что получил известное нам имя, и служил при дворе архиепископа Реймса Гильома Шампанского. Следы Вальтера теряются после 1180 года: возможно, он умер от проказы, хотя современные исследователи ставят это свидетельство под сомнение.
Английские и французские музыкальные рукописи XII-XIII веков донесли до нас около 10 произведений Вальтера Шатильонского. В те времена сочинять стихи — означало напевать их, поэтому он, вероятно, является и автором музыки, по крайней мере, части этих произведений. Это эмоциональные размышления о жизни и обществе, полные не только горьких умозаключений о власти и природе человека, но и открывающие дверь надежде — они являются жемчужинами паралитургической музыки Высокого Средневековья.
Сабине Лутценбергер — всемирно известная певица, обладательница уникального голоса и один из пионеров исполнения средневековой вокальной музыки. Ее репертуар простирается от раннего Средневековья до эпохи Возрождения и барокко. После окончания базельской Schola Cantorum Сабине многие годы выступала в составе Ensemble für frühe musik Augsburg. Она сотрудничает с самыми известными и авторитетными ансамблями средневековой музыки, такими как Sequentia, Mala Punica и Huelgas Ensemble; кроме того, исполняет современную музыку, работает со знаменитым ансамблем Klangforum Wien. В 2008 г. основала ансамбль PER-SONAT, художественным руководителем которого является по сей день. Как солистка и участник ансамблей регулярно выступает на крупнейших европейских фестивалях ранней музыки.
Анастасия Бондарева — оперная и камерная певица. Окончила Академию хорового искусства им. В. С. Попова (академическое пение), лауреат международных конкурсов. Специализируется на исполнении репертуара эпох Средневековья, Ренессанса и Барокко. Сотрудничает с ансамблями Alta Cappella, Pratum Integrum, Ensemble Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», Medievallica, Хронос, Collegium Musicum, «Солисты Барокко». Постоянный участник международных фестивалей, в том числе Earlymusic, Musica Mensurata, Tage Alter Music Regensburg. Сотрудничает с такими музыкантами, как Эндрю Лоуренс-Кинг, Марк Мойон, Жан-Франсуа Новелли, Тьерри Пито. Руководит концертным вокальным ансамблем «Ex Oriente Lux» при Римско-католическом кафедральном соборе в Москве.
Норберт Роденкирхен — выдающийся немецкий флейтист и композитор, солист ансамбля старинной музыки «Sequentia», на сегодняшний день одного из наиболее известных и авторитетных интерпретаторов средневековой музыки. Более 20 лет центральным направлением в творчестве Роденкирхена является художественный диалог между старой и новой музыкой, средневековьем и современностью. С одной стороны, он известен и востребован во всём мире как выдающийся солист на исторических разновидностях поперечной флейты, с другой — активно выступает в качестве композитора и импровизатора в современных экспериментальных проектах, сочиняет музыку для телевизионных документальных фильмов и театра.
Фестиваль средневековой музыки Musica Mensurata – уникальный проект, в котором оживает музыка, дошедшая до нас по рукописям почти тысячелетней давности. Он дает возможность услышать музыку X-XIV веков в исполнении музыкантов, специализирующихся на аутентичном исполнительстве, а также сочинения, никогда прежде не звучавшие в России, на редких исторических инструментах.
Художественный руководитель фестиваля – Данил Рябчиков.
В программе: Сочинения Вальтера Шатильонского (ок. 1135 –1200)