10 октября / четверг, 20:00
VI Международный фестиваль средневековой музыки Musica Mensurata
В ЗАБЫТЫХ ТОНАХ. ШПРУХИ МАЙСТЕРА ФРАУЭНЛОБА
Норберт Роденкирхен, средневековые поперечные флейты, арфа (Германия)
Сабине Лутценбергер, вокал (Германия)
Средневековый поэт-песенник Генрих Мейсенский был известен под именем Фрауэнлоб — «Восхваляющий женщин». По словам хронистов «женщины несли его тело до гробницы с громкими причитаниями и в большой скорби, в бесконечной благодарности за то, что осыпал хвалой женский пол в своих стихах». Норберт Роденкирхен и Сабине Лутценбергер не первый год изучают творчество этого интереснейшего музыканта и мыслителя. «В забытых тонах» — вторая программа, объединяющая оригинальные тексты и «тоны» Фрауэнлоба из средневековых рукописей.
Фрауэнлоб известен своими «шпрухами» — строфическими песнями, которые писались на «тоны». В отличие от других певцов того времени, Генрих Мейсенский часто выходит за рамки темы светской любви, его важнейшие зангшпрухи включают философские, этические и теологические рассуждения. В этом смысле Фрауэнлоб примыкает к средневековым мистикам, прежде всего к своему современнику Мейстеру Экхарту. К сожалению, эти исполненные рефлексии зангшпрухи не занимают в концертном репертуаре того места, которое заслуживают. Проект Сабине Лутценбергер и Норберта Роденкирхена — это важная попытка исправить ситуацию.
Их успешный диск «Приют добродетелей Генриха Мейсенского» получил высокие оценки, в том числе как образцовая запись исторической музыки. Новая программа объединяет сохранившиеся в рукописях оригинальные тексты и «тоны» из Йенского песенника, Венской рукописи Фрауэнлоба, а также Кольмарской рукописи, так называемой Манесской рукописи и Веймарской бумажной рукописи. Дополнением к зангшпрухам станут инструментальные варианты других замечательных мелодий традиции миннезанга, а также секвенция Granum Sinapis («Горчичное зерно»), приписываемая мистику Мейстеру Экхарту.
Сабине Лутценбергер— всемирно известная певица, обладательница уникального голоса и один из пионеров исполнения средневековой вокальной музыки. Ее репертуар простирается от раннего Средневековья до эпохи Возрождения и барокко. После окончания базельской Schola Cantorum Сабине многие годы выступала в составе Ensemble für frühe musik Augsburg. Она сотрудничает с самыми известными и авторитетными ансамблями средневековой музыки, такими как Sequentia, Mala Punica и Huelgas Ensemble; кроме того, исполняет современную музыку, работает со знаменитым ансамблем Klangforum Wien. В 2008 г. основала ансамбль PER-SONAT, художественным руководителем которого является по сей день. Как солистка и участник ансамблей регулярно выступает на крупнейших европейских фестивалях ранней музыки.
Норберт Роденкирхен — выдающийся немецкий флейтист и композитор, солист ансамбля старинной музыки «Sequentia», на сегодняшний день одного из наиболее известных и авторитетных интерпретаторов средневековой музыки. Более 20 лет центральным направлением в творчестве Роденкирхена является художественный диалог между старой и новой музыкой, средневековьем и современностью. С одной стороны, он известен и востребован во всём мире как выдающийся солист на исторических разновидностях поперечной флейты, с другой — активно выступает в качестве композитора и импровизатора в современных экспериментальных проектах, сочиняет музыку для телевизионных документальных фильмов и театра.
Норберт Роденкирхен постоянно сотрудничает с ансамблем «Dialogos» и выступает с собственными проектами. Им создано три средневековых сольных программы, которые были выпущены на CD.
В программе: сочинения майстера Фрауэнлоба, инструментальная музыка традиции миннезанга
Международный фестиваль Musica Mensurata — уникальный проект, в котором оживает музыка, дошедшая до нас по рукописям почти тысячелетней давности. Он полностью посвящён средневековой музыкальной культуре и дает возможность услышать музыку X-XIV веков в исполнении музыкантов из России, Германии и Швейцарии, специализирующихся на аутентичном исполнительстве.
Художественный руководитель фестиваля — Данил Рябчиков