8 сентября / воскресенье, 19:00
ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И. С. БАХА ДЛЯ ОРГАНА
Авторский цикл. Концерт одиннадцатый (третий сезон)
заслуженный артист России, профессор
Александр ФИСЕЙСКИЙ, орган
Уникальный цикл профессора Александра Фисейского, выдающегося российского органиста и исследователя музыки И. С. Баха, охватывает все органное наследие великого немецкого мастера. Цикл построен так, чтобы слушатель, посетивший хотя бы один концерт, смог составить суждение о богатстве и многообразии органного творчества великого немецкого композитора.
Первая часть программы составлена из ранних сочинений Баха. Благодаря им можно услышать, как рано и сильно заявил о себе его творческий гений — композитора и органиста. Прелюдия и фуга ля минор (BWV 551) и Прелюдия ля минор (BWV 569) относятся к Арнштадтскому периоду (1703–1707), в них ощущается влияние творчества Дитриха Букстехуде и композиторов Северонемецкой органной школы.
В годы юности были созданы и хоральные обработки, которые прозвучат в первом блоке, три из них (BWV 703, BWV 695 и BWV 690) входят в Собрание Кирнбергера. Второй блок хоральных обработок плавно ведет слушателей от прелюдий, написанных в 1695–1696 гг. и считающихся самыми ранними композиторскими опытами Баха (BWV 714, BWV 719) к Веймарскому периоду (BWV 717, BWV 725). Именно с этим городом связаны остальные произведения программы.
Концерт ре минор (BWV 596) увидел свет, предположительно, в 1714 году по заказу принца Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского и представляет собой переложение для органа Concerto grosso ре минор для двух скрипок, виолончели, струнных и basso continuo Антонио Вивальди. Также в Веймаре созданы Фуга до минор (BWV 575) и Прелюдия и фуга соль мажор (BWV 541), впоследствии переработанная композитором в Лейпциге: сохранилась рукопись этого опуса, датированная 1733 годом.
Александр Фисейский совмещает активную концертную деятельность с педагогической работой: возглавляет кафедру органа и клавесина в РАМ им. Гнесиных, проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри различных органных конкурсов, является инициатором фестиваля «Девять веков органа», ежегодного Международного симпозиума «Орган в XXI веке» и мн. др. Фисейский избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991) и Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994). Им записано свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах. Сольные концерты органиста с успехом проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Магдебурге, Париже, Страсбурге, Милане, Гданьске и других европейских центрах.
Пропаганда национального органного наследия — ещё одна, важнейшая часть просветительской деятельности музыканта. Это семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трёхтомника «Органная музыка в России» (Bärenreiter, Германия). В марте 2009 вышла монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. – 1800 год)».
В программе:
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 551
Хоральные обработки:
Gottes Sohn ist kommen, BWV 703
Liebster Jesu, wir sind hier, BWV 730
Christ lag in Todesbanden, BWV 695
Wer nur den lieben Gott läßt walten, BWV 690
Aus der Tiefe rufe ich, BWV 745
Прелюдия ля минор, BWV 569
Концерт ре минор (по А. Вивальди), BWV 596
Без обозначения темпа
Grave
Fuga
Largo e spiccato
Без обозначения темпа
Фуга до минор, BWV 575
Хоральные обработки:
Ach Gott und Herr, BWV 714
Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’, BWV 717
Lob sei dem allmächt’gen Gott, BWV 704
Herr Gott, dich loben wir, BWV 725
Der Tag, der ist so freudenreich, BWV 719
Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’, BWV 715
Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 541