1 сентября / воскресенье, 19:00
«О СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ...»
Концерт, посвященный Дню знаний и 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина
дуэт «Странствующие подмастерья»:
лауреаты Международных конкурсов
Антон Варенцов, баритон
Иван Царев, орган
В День знаний мы ждем школьников, их родителей и всех, кто любит хорошую музыку и хочет открывать для себя что-то новое, на концерт, посвященный 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Исполнители представят в Москве программу, которая уже звучала в Мемориальной церкви Мартина Лютера в Берлине и во время «Пушкинских дней в Финляндии». Вас ждет много чудных открытий: органист Иван Царев сделал авторские переложения фрагментов из опер «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери» и дополнил программу популярными произведениями для органа, а Антон Варенцов собрал коллекцию изумительных пушкинских романсов.
«Пушкин — наше все». Вслед за поэтом Аполлоном Григорьевым это могли бы хором повторить все русские композиторы XIX века. И это не просто красивые слова. Мир Пушкина настолько универсален, его темы, жанры, образы, герои так разнообразны, что для русских композиторов он стал одновременно Шекспиром, Байроном, Данте, Гете, Шиллером. Поэтому творения великого русского поэта служили и продолжают служить неисчерпаемым источником вдохновения, а действующие лица «пушкинских» опер стали такими же важными героями нашей культуры, как и их литературные оригиналы.
Слушателей ждет встреча с героями опер «Евгений Онегин» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова. Также Антон Варенцов представит широкую палитру знаменитых романсов на стихи Пушкина — от любимого многими поколениями романса Бориса Шереметьева «Я вас любил» до сочинений Георгия Свиридова, ставших классикой наших дней.
Оперный оркестр в этот вечер заменит орган собора — уникальный исторический инструмент, способный передавать все богатство симфонической партитуры. Кроме того, Иван Царев включил в программу шедевры французской и немецкой органной музыки эпохи романтизма, которые не только позволять оценить все богатство звуковых возможностей этого великолепного органа, но и услышать ту музыку, которая воздавалась для органа в Европе в то же время, когда и представленные в программе оперы и романсы. А завершат программу две музыкальные иллюстрации Свиридова к повести Пушкина «Метель» — музыка, поистине ставшая отражением русской души.
Антон Варенцов (баритон) — ведущий солист Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н. И. Сац, лауреат международных конкурсов. Помимо работы в театре, где он исполняет ведущие партии в оперных спектаклях, певец ведет активную концертную деятельность, в его репертуаре камерная вокальная музыка русских и западноевропейских композиторов. Варенцов Антон —участник оперных проектов «Prague summer nights» в Сословном театре (Прага, Чехия), «Дебют» Московского дома оперы в Чувашском государственном театре оперы и балета (Чебоксары), Летняя оперная лаборатория «New Opera World» на Камерной сцене Большого театра России (Москва).
Иван Царев (орган) — студент Московской консерватории им. П. И. Чайковского (класс профессора Н. Н. Гуреевой), лауреат ряда международных конкурсов, участник летних органных академий в Германии, Австрии, Франции и Эстонии, обладатель диплома лучшего концертмейстера Международного конкурса вокалистов «Vissi D’Arte» в Праге.
Дуэт «Странствующие подмастерья» родился в результате совместной работы исполнителей над музыкой немецких композиторов-романтиков. В 2016 году Антон Варенцов и Иван Царев с успехом исполнили вокальный цикл Малера «Песни странствующего подмастерья» на фестивале «Органные вечера в Кусково». Также дуэт был участником Международного фестиваля камерной музыки «Winterrise», Летнего органного фестиваля Зауэра (Рига), Московского международного органного фестиваля. Концерты дуэта проходят в России и за рубежом (Латвия, Чехия, Германия, Финляндия).
В программе:
Л. Вьерн (1870-1937). «Вестминстерские колокола»
Б. Шереметьев (1822-1906). «Я вас любил»
Н. Метнер (1880-1951). «Роза»
М. Мусоргский (1839-1881). Монолог Щелкалова из оперы «Борис Годунов»
С. Франк (1822-1890). Хорал ля минор
П. Чайковский (1840-1893). Ария Онегина из оперы «Евгений Онегин»
А. Даргомыжский (1813-1869). «Восточный романс», «Ночной зефир»
Л. Боэльман (1862-1897). Токката из «Готической сюиты»
Ц. Кюи (1835-1918). «Желание»
Н. Римский-Корсаков (1844-1908). Монолог Сальери из оперы «Моцарт и Сальери»
М. Регер (1873-1916). Интродукция и пассакалия ре минор
Г. Свиридов (1915-1998)
Два романса из вокального цикла «Шесть романсов на стихи А.С. Пушкина»:
«Роняет лес багряный свой убор», «Предчувствие»
Г. Свиридов. «Венчание» и «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»