4 августа / воскресенье 19:00
играет
ГЕЙЛ АРЧЕР, орган (США)
Выдающаяся американская органистка Гейл Арчер сочетает в себе таланты музыканта-виртуоза и вдумчивого исследователя. Ее тематические концерты — всегда захватывающие и тонко выстроенные — отмечены признанием публики и критики. В Москву она привозит… уникальную программу русской органной музыки, составленную из сочинений, которые так редко звучат в нашей стране: от Глазунова до виртуозной транскрипции знаменитой симфонической картины Мусоргского «Ночь на Лысой горе».
Летом 2013 года Гейл Арчер впервые побывала в России и выступила с сольными концертами в Иркутске, Красноярске, Томске и Перми. Огромное впечатление на нее произвело возвращение из Иркутска в Москву по Транссибирской железной дороге: Арчер признается, что никогда не забудет эту поездку, ведь она увидела из окна поезда огромную страну. Летом 2016 года солистка выступила на юге России. Российские гастроли вызвали ее интерес к органной музыке русских композиторов, с которыми она прежде не была знакома. Результатом этого интереса и внимательного изучения стала программа «Русское путешествие», которая вышла на CD в сентябре 2017 года.
В программу вошли сочинения композиторов XIX и XX веков. Произведения «кучкистов» Цезаря Кюи и Модеста Мусоргского, а также их последователя Сергея Ляпунова привлекли внимание Гейл Арчер своей самобытностью, желанием дистанцироваться от европейской традиции; это музыка, вдохновленной русской поэзией и литературой, русскими православными песнопениями и народными мелодиями. Виртуозная транскрипция знаменитой симфонической картины Мусоргского «Ночь на Лысой горе» — кульминация и одна из главных интриг программы.
Классика русской органной музыки — сочинения Александра Глазунова, одного из немногих отечественных композиторов романтической эпохи, уделявших серьезное внимание органу и создавших ряд важных сочинений для этого инструмента. Новый звуковой образ органа искали в своих произведениях мастера ХХ века — крупный грузинский композитор Александр Шаверзашвили (прозвучит его «космически-медитативная» Прелюдия и фуга) и мэтр петербургской композиторской школы, живой классик Сергей Слонимский, представленный в концерте эффектной Токкатой.
Гейл Арчер— солистка, дирижер и лектор, органистка колледжа Вассар, директор музыкальных программ в Барнард-колледже и член факультета в Институте Гарримана Колумбийского университета, директор концертных программ исторической Центральной синагоги в Нью-Йорке. Она известна тематическими программами, среди которых монографические циклы «Макс Регер», «Лист», «Бах», «Мендельсон», «Мессиан» и многие другие. В ее обширном репертуаре музыка XVII-XIXвеков. В дискографии Арчер важное место занимают альбомы «Русское путешествие», «Голоса муз», «Франц Лист: Венгерская рапсодия», «Бах: трансцендентный гений», «Амстердамский Орфей: Свелинк и его ученики». Выступала в крупнейших соборах и концертных залах Европы, в 2018 году гастролировала в Германии, Италии, Франции, Украине, Польше, Литве и Словакии. Основала международное сообщество женщин-органистов (www.musforum.org).
В программе:
Александр Глазунов (1865-1936). Прелюдия и фуга ре минор, ор. 98
Цезарь Кюи (1835-1918). Прелюдия соль минор, Прелюдия ля-бемоль минор
Сергей Ляпунов (1859-1924). Пасторальная прелюдия, ор. 54
Сергей Слонимский (*1932). Токката
Александр Шаверзашвили (1919-2003). Прелюдия и фуга
Модест Мусоргский (1839-1881). «Ночь на Лысой горе», транскрипция для органа З. Сатмари (2012)