28 июля / воскресенье 19:00
ФРАНЦУЗСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ: орган и барочная виолончель
лауреаты Международных конкурсов
Александр Листратов, барочная виолончель
Алексей Шевченко, орган
Александр Листратов и Алексей Шевченко не только превосходные музыканты, но еще и неутомимые «археологи»: в глубинах европейского репертуара они ищут и находят сокровища, которые в нашей стране мало кому известны. На этот раз они приглашают совершить увлекательное путешествие в историю, где слушателей ждет встреча с композиторами известными и не очень. Среди вторых есть фигуры очень интересные — например, виолончелист Жан-Луи Дюпор, которого однажды сам Наполеон, решив попробовать сыграть на его виолончели Страдивари, спросил: «Как, черт возьми, вы ее держите?!»
Позднее «виолончель Дюпора» принадлежала Мстиславу Ростроповичу, ее звук можно услышать на записях великого музыканта. Успешно продолжает жить и музыка братьев Дюпоров — Жана-Луи и Жара-Пьера — выдающихся французских виолончелистов-виртуозов, оказавших огромное влияние на историю виолончельного искусства. Достаточно сказать, что для старшего брата, Жана-Пьера, две виолончельные сонаты написал Бетховен, который вместе с ним впервые исполнил их в Берлине. Оба брата успешно совмещали исполнительскую карьеру с сочинением. Их сонаты и пьесы — живое отражение музыкальной культуры того времени, слушая эти сочинения очень легко перенестись в атмосферу знаменитых парижских «Духовных концертов» или придворную капеллу прусского короля Фридриха Вильгельма II.
Исторический орган собора будет звучать в диалоге прошлого и настоящего. Алексей Шевченко исполнит одно из самых грандиозных органных творений И. С. Баха — Пассакалию до минор, а рядом с ней — пьесу французского органиста и композитора Андре Резона, чья тема послужила основой для Пассакалии Баха. Также в программу вошли два органных сочинения Юрия Буцко — одно из самых крупных и самобытных отечественных композиторов ХХ века. Его пьесы «Пение, доносящееся из церкви» и «Бродячая Русь Христа ради» создают выразительную параллель с органной музыкой композиторов барокко и исследуют богатые звуковые возможности инструмента.
Александр Листратов — один из немногих российских исполнителей на барочной виолончели, совершенствовал своё мастерство под руководством видных европейских специалистов. В 2002 стал создателем и руководителем московской барочной капеллы «Золотой век». С 2004 — солист «Оркестра Екатерины Великой» (Санкт-Петербург). Участник фестивалей старинной музыки за рубежом (Авиньон, Хельсинки, Иль де Франс) и в России («Early music», Санкт-Петербург). Преподает барочную виолончель и исторический камерный ансамбль в Смольном институте свободных искусств и наук (Санкт-Петербург).
Алексей Шевченко — ведущий российский органист, лауреат I премии Международного конкурса органистов в Италии «Marcello Galanti» (2001), старший преподаватель Московской консерватории. Участник многих международных фестивалей, активно сотрудничал с «Оркестром Екатерины Великой» (2005—2007), выступает с барочной капеллой «Золотой век». В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.
В программе:
Жан-Пьер Дюпор (1741-1818)
Соната соль минор для виолончели и бассо континуо, ор.2, N 3
Allegro
Menuet
Юрий Буцко (1938-2015)
«Пение, доносящееся из церкви» для органа
Жан-Луи Дюпор (1749-1819)
Соната ре мажор для виолончели и бассо континуо ор.4, N1
Allegro
Adagio
Rondo gratioso
Юрий Буцко
«Бродячая Русь Христа ради» для органа
Жан-Луи Дюпор
Каприс ре минор для виолончели соло
Андре Резон (1650-1719)
Christie – Trio e passacaille для органа
Иоганн Себастьян (1685-1750)
Пассакалия до минор для органа, BWV 582
Жан - Пьер Дюпор
Соната ре минор для виолончели и органа ор.3, N3
Allegro
Adagio
Allegro