31 марта / воскресенье 20.00
Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием
Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова
Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
Дирижер – Олег Романенко
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта в соборе в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра. Одно из самых любимых произведений классического репертуара окутано легендами и тайнами: тридцатипятилетний композитор не успел его завершить, но вложил в него всю силу своего гения, потому что был уверен – этими звуками он прощается с жизнью и земным миром. И ничто не может сравниться со звучанием Реквиема в стенах большого собора, где музыка обретает подлинное величие.
В исполнении принимают участие блистательные певцы: солистка Государственного Телевидения и Радио Дарья Давыдова(сопрано), солистка Большого театра (Камерной сцены им. Б.А. Покровского) Виктория Преображенская(меццо-сопрано), солист Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Владимир Дмитрук(тенор) и Вадим Зарипов(бас).
Реквием Моцарта окружен тайнами больше, чем все остальные его сочинения, а фантастическая история создания прочно стала частью легенды. Каждый, кто читал трагедию «Моцарт и Сальери» Пушкина или видел фильм «Амадей» знаком с захватывающей легендой Реквиема: таинственный заказ на заупокойную мессу и ранняя смерть обожаемого всеми гения…. Что в ней правда, а что вымысел?
В июле 1791 года, после нескольких трудных лет, судьба вновь улыбнулась Моцарту. Работая над «Волшебной флейтой», в июле он получил важный заказ на написание оперы «Милосердие Тита», премьера которой была приурочена к восхождению на трон короля Леопольда II. Тогда же Моцарта в его венской квартире посетил незнакомец, анонимно заказавший ему заупокойную мессу – Реквием. Осенью, когда, завершив оперы, Моцарту наконец удалось взяться за сочинение Реквиема, его здоровье сильно ухудшилось. Он умер в ночь на 5 декабря, не успев завершить свой последний шедевр. Легенда правдива в том, что – по факту – Реквием Моцарт писал для себя, его части были исполнены на поминальной службе. Но таинственный заказчик оказался вовсе не посланником загробного мира: это был поверенный графа Вальзегга, аристократа, который анонимно заказывал крупным композиторам сочинения и исполнял их под своим именем. Когда наступало время триумфа Моцарта, роковой заказ определил его судьбу, но инспирировал рождение одного из величайших произведений искусства.
Еще Гайдн пророчил Моцарту бессмертие за создание одного только этого произведения. Его с восхищением принимали по всей Германии, удивляясь, что Реквием создан Моцартом, автором популярных опер. В Париже в 1840 году он исполнялся во время наполеоновских погребальных торжеств. То, что не удалось операм Моцарта, удалось его Реквиему: он завоевал итальянские города — Венецию, Турин, Флоренцию и Неаполь; проник в Лиссабон, Варшаву, Петербург и Стокгольм и первым из крупных моцартовских сочинений перешагнул через океан.
В программе: В. А. Моцарт
Мотет «Ave Verum Corpus» для хора и струнного оркестра
Реквием ре минор для солистов, хора и оркестра