24 февраля / воскресенье 19.00
«Все кантаты Баха» с Романом Насоновым
Сезон второй «Веймарские кантаты». Концерт четвертый
Екатерина Либерова (сопрано), Анастасия Бондарева (альт)
Михаил Нор (тенор), Евгений Скурат (бас)
Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила
Даниэль Сальвадор, орган (Мадрид, Испания)
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко
Грандиозный проект продолжает знакомить российскую публику с кантатами великого Иоганна Себастьяна Баха. Каждый концерт тематически соотносится с событиями церковного года, и в февральскую программу вошли кантаты, связанные с периодом Великого поста. Они звучат в аутентичной атмосфере собора на исторических инструментах при участии лучших исполнителей старинной музыки с комментариями доцента Московской консерватории Романа Насонова.
Кантата №18 «Gleichwie der Regen und Schnee vom Himmel fällt»(«Как дождь и снег нисходит с неба») написана на второе воскресенье перед Великим постом (которое, как правило, приходится на февраль) и ее название остроумно отсылает к типичной для этого времени года погоде. Впервые она была исполнена 24 февраля 1715 года, но, вероятно, Бах завершил ее одним или двумя годами раньше.
Неповторимый звуковой облик кантаты определяет необычный инструментальный состав: четыре альта, виолончель, фагот, бассо-континуо и две блокфлейты, добавленные Бахом для исполнения в Лейпциге. Из-за отсутствия скрипок кантату часто сравнивают с Бранденбургским концертом №6. Либретто объединяет несколько литературных источников: строки из Исайи, отсылающие к евангельской притче о Сеятеле (2-я часть), тексты современника Баха – известного поэта Эрдмана Ноймайстера и хорал Мартина Лютера (3-я и 4-я части), а также строфу из гимна Лазаря Шпенглера – сторонника и последователя Лютера (5-я часть).
Среди кантат, предназначенных на время Великого поста, кантата №182 «Himmelskönig, sei willkommen»(«Гряди, Небесный Царь») отличается своим праздничным характером. Она написана для исполнения в Вербное воскресенье – день торжественного въезда Христа в Иерусалим. Впервые кантата была исполнена 25 марта 1714 года, и впоследствии не раз звучала под управлением Баха, например, в Лейпциге в 1724 и 1728 годах.
Очаровательная оркестровка сделана для маленького ансамбля: блокфлейта, две скрипки, два альта и бассо-континуо. Открывающая кантату симфония удивительным образом воспроизводит атмосферу раннего утра, а последующий хорал по-детски восторженно изображает картину въезда Иисуса в Иерусалим. Однако баховский замысел гораздо глубже, чем просто рассказ об этом светлом событии. Либретто объединяет текст Псалма №40, наполненного чувством радостной устремленности навстречу Христу, с текстом хорала «Jesu Leiden, Pein und Tod», предвещающим события Страстной недели. Поэтому для второй половины кантаты Бах сочиняет музыку, призывающую нас и в радости помнить о страданиях Христа, но завершает сочинение светлым хором.
В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Кантата№18 «Gleichwie der Regen und Schnee vom Himmel fällt»/
«Как дождь и снег нисходит с неба»
Кантата BWV 182 «Himmelskönig, sei willkommen»/ «Гряди, Небесный Царь»
Органные импровизации на темы хоралов
________________________________________________________________________
21 апреля 2019
Концерт пятый (западная Пасха)
BWV 12 Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen / «Стенанья, плач, заботы и тревоги»
BWV 21 Ich hatte viel Bekümmernis / «Умножались скорби в сердце моем»
9 июня 2019
Концерт шестой
BWV 172 Erschallet, ihr Lieder, erklinget, ihr Saiten! /
«Воспойте, хоры, возгласите, струны»
BWV 165 O heilges Geist – und Wasserbad / «О, Духа и воды купель святая»