Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

24 февраля / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 30 минут

ВСЕ кантаты Баха BWV 18, 182 Сезон второй «Веймарские кантаты». Концерт четвертый

24 февраля / воскресенье 19.00

«Все кантаты Баха» с Романом Насоновым

Сезон второй «Веймарские кантаты». Концерт четвертый

Екатерина Либерова (сопрано),  Анастасия Бондарева (альт)

Михаил Нор (тенор), Евгений Скурат (бас)

Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила

Даниэль Сальвадор, орган (Мадрид, Испания)

Ансамбль Collegium Musicum

Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко

 

Грандиозный проект продолжает знакомить российскую публику с кантатами великого Иоганна Себастьяна Баха. Каждый концерт тематически соотносится с событиями церковного года, и в февральскую программу вошли кантаты, связанные с периодом Великого поста. Они звучат в аутентичной атмосфере собора на исторических инструментах при участии лучших исполнителей старинной музыки с комментариями доцента Московской консерватории Романа Насонова. 

Кантата №18 «Gleichwie der Regen und Schnee vom Himmel fällt»(«Как дождь и снег нисходит с неба») написана на второе воскресенье перед Великим постом (которое, как правило, приходится на февраль) и ее название остроумно отсылает к типичной для этого времени года погоде. Впервые она была исполнена 24 февраля 1715 года, но, вероятно, Бах завершил ее одним или двумя годами раньше.

Неповторимый звуковой облик кантаты определяет необычный инструментальный состав: четыре альта, виолончель, фагот, бассо-континуо и две блокфлейты, добавленные Бахом для исполнения в Лейпциге. Из-за отсутствия скрипок кантату часто сравнивают с Бранденбургским концертом №6. Либретто объединяет несколько литературных источников: строки из Исайи, отсылающие к евангельской притче о Сеятеле (2-я часть), тексты современника Баха – известного поэта Эрдмана Ноймайстера и хорал Мартина Лютера (3-я и 4-я части), а также строфу из гимна Лазаря Шпенглера – сторонника и последователя Лютера (5-я часть).

Среди кантат, предназначенных на время Великого поста, кантата №182 «Himmelskönig, sei willkommen»(«Гряди, Небесный Царь») отличается своим праздничным характером. Она написана для исполнения в Вербное воскресенье – день торжественного въезда Христа в Иерусалим. Впервые кантата была исполнена 25 марта 1714 года, и впоследствии не раз звучала под управлением Баха, например, в Лейпциге в 1724 и 1728 годах. 

Очаровательная оркестровка сделана для маленького ансамбля: блокфлейта, две скрипки, два альта и бассо-континуо. Открывающая кантату симфония удивительным образом воспроизводит атмосферу раннего утра, а последующий хорал по-детски восторженно изображает картину въезда Иисуса в Иерусалим. Однако баховский замысел гораздо глубже, чем просто рассказ об этом светлом событии. Либретто объединяет текст Псалма №40, наполненного чувством радостной устремленности навстречу Христу, с текстом хорала «Jesu Leiden, Pein und Tod», предвещающим события Страстной недели. Поэтому для второй половины кантаты Бах сочиняет музыку, призывающую нас и в радости помнить о страданиях Христа, но завершает сочинение светлым хором. 

 

В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Кантата18 «Gleichwie der Regen und Schnee vom Himmel fällt»

«Как дождь и снег нисходит с неба»

Кантата BWV 182 «Himmelskönig, sei willkommen»/ «Гряди, Небесный Царь»

Органные импровизации на темы хоралов

 

________________________________________________________________________

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА сезон 2 "Веймарские кантаты"

21 апреля 2019

Концерт пятый (западная Пасха)

BWV 12 Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen / «Стенанья, плач, заботы и тревоги»

BWV 21 Ich hatte viel Bekümmernis / «Умножались скорби в сердце моем»

 

9 июня 2019

Концерт шестой

BWV 172 Erschallet, ihr Lieder, erklinget, ihr Saiten! /

«Воспойте, хоры, возгласите, струны»

BWV 165 O heilges Geist – und Wasserbad / «О, Духа и воды купель святая»

 

Исполнители

Екатерина Либерова

Екатерина Либерова (сопрано)

Анастасия Бондарева

Анастасия Бондарева — оперная и камерная певица. Окончила Академию хорового искусства имени В. С. Попова по специальности «академическое пение».  Мастерство совершенствовала на мастер-классах Майкла Чанса, Бенджамина Бэгби, Марка Мойона, Жана-Франсуа Новелли. Специализируется на исполнении музыки средневековья, ренессанса и барокко. Участвует в крупных международных проектах, постановках европейских и отечественных барочных опер на сценах Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), Московской филармонии, Санкт-Петербургской филармонии и др.   Сотрудничает с ведущими российскими коллективами старинной музыки (Alta Cappella, Pratum Integrum, Ensemble Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», «Хронос», «Солисты барокко», Collegium Musicum), постоянный участник международных фестивалей ранней музыки и проекта «Все кантаты Баха» фонда Сollegium Musicum.

Евгений Скурат

Евгений Скурат, бас

Михаил Нор

Родился в 1994 году в семье музыкантов. Петь начал с раннего детства в церковном хоре, в 14 лет стал регентом, сольное и хоровое пение в церкви сопровождает всю его жизнь. В настоящее время — студент Московской консерватории («Кафедра сольного пения»). 2014 — солировал в концерте известного дирижёра Майкла Шасбергера (США) в рамках I Международного хорового конгресса. 2015-2017 — хормейстер хора МГУ. Приглашённый солист хора Московской консерватории и хора МГУ. С 2016 года — артист вокального ансамбля «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко, участнте в Международного фестиваля «Musikfest Erzgebirge» (2016), Дрезденского музыкального фестиваля (2017). Активно выступает в концертах камерной музыки, исполняя сочинения разных эпох, от старинной музыки до современной. Сотрудничает с Ансамблем Collegium Musicum п/у Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации): в сезонах 2016/2017 — 2019/2020 исполнил теноровые партии в более чем 20 кантатах И. С. Баха.

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008). Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения. В сезоне 2020/21 выступает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова. 
В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Даниэль Сальвадор

Органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. – органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
4 декабря / 19:00
Александр Фисейский, Фёдор Строганов, Даниэль Сальвадор. Органисты разных поколений исполняют на большом историческом органе собора музыку великого немецкого мастера.
11 декабря / 19:00
Ирина Дуброва — вокал Дарья Маглёваная — виела Константин Щеников-Архаров — плекторная лютня Алина Звонарева — лингвистический консультант
18 декабря / 19:00
Алиса Тен (вокал) Сергей Полтавский (виола д'аморе) Аркадий Пикунов (саксофоны) Руст Позюмский (виола да гамба) Владимир Скоморохов (орган, клавесин, рояль)
Ближайшие концерты
4 декабря / 19:00 – 20:30
Александр Фисейский, Фёдор Строганов, Даниэль Сальвадор. Органисты разных поколений исполняют на большом историческом органе собора музыку великого немецкого мастера.
11 декабря / 19:00 – 20:30
Ирина Дуброва — вокал Дарья Маглёваная — виела Константин Щеников-Архаров — плекторная лютня Алина Звонарева — лингвистический консультант
18 декабря / 19:00 – 20:30
Алиса Тен (вокал) Сергей Полтавский (виола д'аморе) Аркадий Пикунов (саксофоны) Руст Позюмский (виола да гамба) Владимир Скоморохов (орган, клавесин, рояль)
25 декабря / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
27 декабря / 21:00 – 22:20
Московский государственный академический симфонический оркестр Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер – Олег Романенко
28 декабря / 20:00 – 21:30
Хоровая капелла мальчиков и юношей «Дебют» Художественный руководитель и главный дирижер — Элдар Абасов лауреат международных конкурсов Алексей Шевченко — орган
31 декабря / 16:00 – 17:05
лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган Анна НИКУЛИНА — орган солист Детского музыкального театра имени Н. Сац Антон ВАРЕНЦОВ
1 января / 19:00 – 20:30
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт первый
2 января / 16:00 – 17:05
лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган Анна НИКУЛИНА — орган солист Детского музыкального театра имени Н. Сац Антон ВАРЕНЦОВ
3 января / 16:00 – 17:30
Титулярный органист Папской базилики св. Михаила (Мадрид) Даниэль Сальвадор — орган (Испания)
4 января / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин — орган
5 января / 21:00 – 22:00
Лауреаты международных конкурсов Алексей Круглов — саксофон Игорь Гольденберг — орган
6 января / 18:00 – 19:30
Василий КОРОСТЕЛЕВ — дудук, голос Антонио ГРАМШИ — бузуки, крумхорн, перкуссия Тарквиний ГРАМШИ — дарбука титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
14 января / 18:00 – 19:30
Ансамбль «NOVOSELIE»
15 января / 19:00 – 20:30
Ансамбль исторических духовых инструментов Аlta capella Художественный руководитель — Иван Великанов
22 января / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
29 января / 20:00 – 21:30
Дирижер Олег Романенко
19 февраля / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
26 февраля / 20:00 – 20:00
Юлия Томина (сопрано), Полина Шамаева — меццо-сопрано, Виталий Серебряков, тенор, Олег Диденко — бас, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. Дирижер — Олег Романенко
Работает на Cornerstone