29 декабря / суббота 21.00
закрытие фестиваля духовной музыки «Адвент»
Средневековое рождество
Procedenti puero /Дитя родилось/
Ансамбль Labyrinthus
Анастасия Бондарева, Екатерина Либерова, Юлия Макарьянц – вокал
Александр Горбунов – виела, ребек
Данил Рябчиков – цитоль, художественный руководитель ансамбля
Звезды фестиваля Musica Mensurata возвращаются! На редких средневековых инструментах будет звучать праздничная музыка, которую исполняли в рождественские дни в соборах в XII-XIV веках. В первую очередь – это танцевальные рондели из Парижского собора Нотр-Дам, чьи традиции восходят к библейскому царю Давиду, плясавшему перед скинией и обещавшему «пред Господом играть и плясать».
Основа программы – латиноязычные рондели и кондукты знаменитой Парижской школы Нотр-Дам (ок. 1170 – ок.1230). К ней сейчас причисляют авторов 1170-1240 гг., связанных не только с самим парижским собором (чье строительство началось в 1163 году, алтарь быль освящен в 1182, а основное строительство закончено уже в царствование Людовика Святого), но и с другими парижскими соборами и монастырями.
Полифоническая музыка к тому времени записывалась уже несколько столетий, но многие из жанров, которые культивировала школа Нотр-Дам – органумы, кондукты, мотеты – стали не только одной из вершин музыки Высокого Средневековья, но и одной из вершин вокальной музыки вообще. Благодаря, вероятно, авторам этой школы закрепился в европейской музыке окончательный переход полифонии от исполнительской практики к композиции в современном смысле этого слова. Со школой Нотр-Дам связаны имена великих композиторов и поэтов – Перотина, Филиппа Канцлера, Вальтера Шатильонского.
Рукописи школы Нотр-Дам также донесли до нас десятки одноголосных произведений –танцевальных праздничных ронделей. В Средние века церковные танцы были широко распространены в Европе. Порой их пытались искоренить, но обычай оказался столь живуч, что отдельные его элементы можно встретить и поныне. В XIII веке жанр переживал свой расцвет – манускрипты этого времени сохранили большое число танцев, принадлежащих, прежде всего, перу авторов парижской школы Нотр-Дам.
Рождественский праздничный цикл начинался в те времена 6 декабря – день святителя Николая и заканчивался обычно 28 декабря, в день невинноубиенных младенцев вифлеемских (произведения, посвященные этим дням прозвучат на концерте), а порой даже и 1 января. Интересной традицией больших соборов в эти дни был символический выбор епископом мальчика – хориста. Который, в окружении других хористов, одетых как пресвитеры, обходил город. Музыка и процессии, связанные с этой традицией – одно из украшений программы.
Концерт состоится 29 декабря – день памяти Св. Фомы – Томаса Бекета, поэтому программа дополнена мотетом неизвестного автора XIII Excelsus in nomine/Benedictus Dominus, написанным в его честь.
В программе:
1. Mos florentis venustatis (кантилена, Иоанн Перкхаузенский, ок. 1360 г.)
2. Circa canit Michael (рондель, неизв. автор школы Нотр-Дам, ок. 1200)
3. Illuxit lux (рондель, неизв. автор школы Нотр-Дам, ок. 1200)
4. Non livoris ex rancore (кондукт, Филипп Канцлер, ок. 1160-1236)
5. Stantipes Beata Viscera (эстампи на темы кондукта Перотина Великого, Д. Рябчиков)
6. Verbum Patris humanatur (кондукт, неизв. автор, версия кембриджской рукописи, XII в.)
7. Magno gaudens gaudio (кондукт, неизв. автор, XII в.)
8. Dança Nunc Clericorum (Д. Рябчиков, А. Горбунов на темы аквитанских версов XII в.)
9. Annus novus in gaudio (верс, неизв. автор, XII в.)
10. Nota in primo modo (нота, Д. Рябчиков на темы литургических произведений XIII в.)
11. Ortus dignis Christi signis (кондукт, неизв. автор, XIV в.)
12. Excitatur caritas in Jericho (кондукт, Вальтер Шатильонский, ок. 1135 - ок. 1200)
13. Procedenti puero (рондель, неизв. автор школы Нотр-Дам, ок. 1200)
14. Stantipes Procedenti puero (эстампи на темы ронделей школы Нотр-Дам, Д. Рябчиков)
15. Gregis pastor Tityrus (верс, неизв. автор, версия сен-марсьяльской рукописи XII в.)
16. Stantipes Katarina (эстампи на темы аквитанских версов XII в., Д. Рябчиков, А. Горбунов)
17. Nicholai presulis (кондукт, неизв. автор школы Нотр-Дам, ок. 1200 г.)
18. Stantipes Veri floris (эстампи на темы кондуктов школы Нотр-Дам, Д. Рябчиков)
19. Excelsus in numine/ Benedictus Dominus (мотет, неизв. автор, XIII в)
20. Ecce mundi gaudium (рондель, неизв. автор школы Нотр-Дам, ок. 1200)
21. Nobilitas ornata (кантилена, Адам де ла Бассе, ок. 1280 г.)
В программе возможны небольшие изменения.
2–29 декабря 2018 г.
Пятый международный рождественский фестиваль «АДВЕНТ»
Благотворительный фонд Collegium Musicum
Кафедральный собор Святых Петра и Павла
Рождественский фестиваль духовной музыки «Адвент» приглашает окунуться в удивительную атмосферу подготовки к светлому празднику Рождества Христова. В западной христианской традиции Адвент – особое время перед Рождеством, время радостного ожидания чуда. Концерты распахивают дверь в огромный мир грядущего праздника.
Фестиваль продлится четыре недели, в его афише представлены разнообразные концертные форматы, стили и жанры: органный вечер, хоровая духовная музыка, рождественская мистерия в стиле симфоджаз, рождественские кантаты И. С. Баха, средневековая музыка. Приоритет фестиваля – интересные программы, высокий профессионализм, выступления лучших музыкантов и создание неповторимой атмосферы.