24 ноября / суббота 18:00
Играет Хайнер Грасст
орган, Германия
Выдающийся органист Хайнер Грасст уже почти полвека является носителем лучших немецких органных традиций. Лауреат многочисленных премий в области культуры, профессор Эссенского Университета, с 1979 года он служит кантором и органистом в Старой церкви в Эссене. На историческом органе собора свв. Петра и Павла он исполнит шедевры немецкого органного барокко и романтизма.
Первая часть программы посвящена музыке Иоганна Себастьяна Баха. Ее откроет небольшая Прелюдия и фуга ля мажор – не самое известное, но очаровательное сочинение, пронизанное танцевальными ритмами. Две хоральные обработки представляют богатство образной палитры музыки Баха. В прелюдии «Herr Jesu Christ, dich zu uns wend» («Господь Иисус Христос, к нам обратись») звучит смиренная просьба, обращенная к Христу, помочь найти путь к истине. Ей контрастирует обработка «Nun freut euch, lieben Christen g’mein» («Возрадуйтесь, возлюбленные христиане, все как один!») – радостное, виртуозное perpetuum mobile, одна из самых коротких и стремительных органных прелюдий Баха.
Во всех своих хоральных обработках Бах вдохновлялся образами и смыслом текстов хоралов. Кроме того, он находил удовольствие в самом процессе изобретательной игры. Так, его партита на тему хорала «Sei gegrüsset, Jesu gütig» («Славься Иисус благостный!») – это 20 минут увлеченного исследования возможностей хоральной мелодии и инструмента, благодаря чему слушатели могут услышать многочисленные краски органа, восхититься фантазией композитора и искусством исполнителя.
«Если Бах – Бог, то Мендельсон – его пророк» – говорили современники Феликса Мендельсона. Он первым среди композиторов романтической школы вернул орган в орбиту серьезных художественных интересов и, оставаясь наследником баховских традиций, научил орган говорить новым – романтическим, красочным и выразительным – музыкальным языком. В своей органной Сонате №1 Мендельсон цитирует хорал «Was mein Gott will gescheh' allzeit» («Что хочет Бог, всегда тому и быть») – звучащий в Кантате №111 Баха, – но предлагает новый взгляд на великую немецкую традицию.
В основе знаменитых вариаций Листа «Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen» («Стенанья, плач, заботы и тревоги») также лежит тема из баховской кантаты (на этот раз из кантаты №12). Подобно тому, как это делает Бах в партите «Sei gegrüsset, Jesu gütig», он использует все краски органа; но два сочинения разделяют больше 100 лет, и за это время орган кардинально изменился. Теперь это настоящий звуковой титан, который по воле Листа то баюкает нас нежными голосами, то настороженно шепчет, то обрушивается лавиной громогласных пассажей. Грандиозное сочинение Листа – это настоящее захватывающее путешествие в мир органных звучаний, где каждую минуту композитор заставляет нас удивляться неисчерпаемости своей фантазии и возможностей инструмента.
Хайнер Грасст родился в поселке Емельяново Красноярского края. Образование получил в Германии, окончил Фолькванг-колледж (Эссен) по трем специальностям: орган, клавесин и церковная музыка. Лауреат престижных органных конкурсов, среди которых Международный конкурс И. С. Баха в Висбадене. В 1977-2002 преподавал класс органа в Университет Эссена. С 1979 г. – органист и хормейстер Старой церкви Эссена. Активно гастролирует по городам Европы и Америки, преподает на мастер-классах. Сотрудничает с радиокомпаниями и звукозаписывающими фирмами, выпуская программы и записывая СD-диски органной музыки. Современные композиторы (в т.ч. Ги Бове, Петер Планявский и Йон Лауквик) посвящают музыканту свои произведения.
В программе:
И. С. Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ля мажор, BWV 536
Хоральные обработки:
«Herr Jesu Christ, dich zu uns wend», BWV 709
«Nun freut euch, lieben Christen g’mein», BWV 734a
Партита «Sei gegrüsset, Jesu gütig», BWV 768
Ф. Мендельсон (1809-1847)
Соната фа минор ор. 65 №1
Allegro moderato e serioso – Adagio – Andante Recitativo – Allegro assai vivace
Ф. Лист (1811-1886)
«Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen», вариации на тему кантаты №12 И. С. Баха