Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

4 ноября / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 30 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА BWV 155 и 161 Сезон второй «Веймарские кантаты» Концерт второй

4 ноября / воскресенье, 19:00

«Все кантаты Баха» с Романом Насоновым

Сезон второй «Веймарские кантаты»

Концерт второй

Екатерина Либерова (сопрано),  Анастасия Бондарева (альт)

Михаил Нор (тенор), Евгений Скурат (бас)

Даниэль Сальвадор,  орган (Испания)

Ансамбль Collegium Musicum

Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко

 

Грандиозный проект продолжает знакомить российскую публику с кантатами великого Иоганна Себастьяна Баха. Они звучат в аутентичной атмосфере собора на исторических инструментах при участии лучших исполнителей старинной музыки. Комментирует программу доцент Московской консерватории Роман Насонов. 

Кантаты №155 и №161, созданные в Веймаре в 1715-1716 годы, объединяет важная для всех христиан тема – устремленность навстречу смерти, которая рассматривается как переход к новой жизни, даруемой Иисусом. Контрастные мотивы земных страданий, сладостного ожидания смерти и радости воскресения получили образное выражение в духовной поэзии того времени и нашли яркое воплощение в этих кантатах Баха. Их объединяет схожесть драматургии: движение человеческой души от мрака и сомнения к радости, не случайно ликующим танцем звучат последние части кантат. Неповторимую музыкальную краску каждой из этих кантат придают виртуозно солирующие инструменты: фагот – в №155, две флейты – в №161.

Обе кантаты впервые прозвучали в придворной капелле в 1716 году. Текст создал придворный поэт Соломон Франк – поэт, с которым Бах сотрудничал и на чьи тексты написал большинство кантат веймарского периода. Исследователи творчества композитора иногда даже говорят, что Франк был самым талантливым либреттистом, с которым Бах сотрудничал. Он обладал поэтическим мастерством, хорошим литературным слогом, умением создавать яркие образы и способностью откликаться на духовные течения времени. Музыка Баха, в свою очередь, откликается на текст Франка, восхитительным образом иллюстрируя и углубляя религиозные образы и метафоры.

Кантата №155 «Мой Господи! как долго? ах, как долго?» написана на 2-ое воскресенье по Богоявлении и впервые прозвучала 19 января 1716 года. Текст Франка опирается на Евангелие от Иоанна (2:1-11), где говорится о превращении воды в вино – чуде, совершенном Христом на свадебном пире в Кане. Кантата №161 «Приди, о сладкий смерти час» – одна из лучших, созданных Бахом в Веймаре. Написанная на 16-ое воскресенье после Троицы, она прозвучала впервые, вероятно, 27 сентября 1716 года. В ней переплетаются мотивы из «Песни песней» и откровения Иоанна. Либретто Франка насыщенно библейскими ссылками и рождает «глубоко ощущаемое, личное признание стремления к Иисусу».

В программе:

BWV 155 Mein Gott, wie lang, ach lange? / «Мой Господи! как долго? ах, как долго?»

BWV 161 Komm, du süße Todesstunde / «Приди, о сладкий смерти час»

 

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля  и в одном пространстве – Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко. 

Даниэль Сальвадор (орган) – окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию, органист Мадридского архиепископства и Папской Базилики Мадрида. Концертирует по всей Испании, выступает в Париже, Антверпене, Венеции, Риге, Ватикане и т.д. Член Совета Королевской Консерватории Мадрида (2009-2012). Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Олег Романенко – дирижер, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве и др. В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель  и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов родился в Воронеже, в 1971 году. Ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

 

Исполнители

Екатерина Либерова

Екатерина Либерова (сопрано)

Анастасия Бондарева

Оперная и камерная певица.
Окончила Академию хорового искусства имени В.С. Попова по специальности «академическое пение».  
Мастерство совершенствовала на мастер-классах Майкла Чанса, Бенджамина Бэгби, Марка Мойона, Жана-Франсуа Новелли.
Специализируется на исполнении музыки средневековья, ренессанса и барокко.
Участвует в крупных международных проектах, постановках европейских и отечественных барочных опер на сценах Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), Московской филармонии, Санкт-Петербургской филармонии и других. Сотрудничает с ведущими российскими коллективами старинной музыки (Alta Cappella, Pratum Integrum, Ensemble Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», «Хронос», «Солисты барокко», Collegium Musicum), постоянный участник международных фестивалей ранней музыки и проекта «Все кантаты Баха» фонда Сollegium Musicum.

Евгений Скурат

Евгений Скурат, бас

Михаил Нор

Родился в 1994 году в семье музыкантов. Петь начал с раннего детства в церковном хоре, в 14 лет стал регентом, сольное и хоровое пение в церкви сопровождает всю его жизнь.
В настоящее время — студент Московской консерватории («Кафедра сольного пения»).
В 2014 солировал в концерте известного дирижёра Майкла Шасбергера (США) в рамках I Международного хорового конгресса.
В 2015-2017 — хормейстер хора МГУ. Приглашённый солист хора Московской консерватории и хора МГУ.
С 2016 года — артист вокального ансамбля «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко.
Участвовал в Международном фестивале «Musikfest Erzgebirge» (2016), Дрезденском музыкальном фестивале (2017).
Активно выступает в концертах камерной музыки, исполняя сочинения разных эпох, от старинной музыки до современной. Сотрудничает с Ансамблем Collegium Musicum под руководством Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации).

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского (2008).

Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Теодора Курентзиса. Работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers.

В 2007 создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD.

В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И.С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения.

В сезоне 2020/21 выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А.В. Свешникова. 

В настоящее время Олег Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Российский музыковед, ученик Ю.Н. Холопова и М.А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории.
Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета.
Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru).
Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра.
Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Даниэль Сальвадор

Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика).
Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и другие. Играл в составе ансамблей старинной музыки Ensamble de la Abadesa и Ars Combinatoria, сотрудничал с фолк-
группой Santarén-Folk.
Принимал участие в мастер-классах известных европейских органистов и педагогов, в числе которых Монтсеррат Торрент, Пьер Фараго и Луиджи Тальявини.
В 2010-2012 входил в совет Мадридской Королевской Консерватории. С 2012 – органист Архиепископства Мадрида.
Музыкальный руководитель Международного цикла органных концертов Посольства Ватикана в Испании.
Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид).Постоянный участник проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым» в Евангелическо-Лютеранском Кафедральном соборе святых Петра и Павла в Mоскве (с ансамблем Collegium Musicum), в рамках которого исполняет также все хоральные прелюдии для органа И.С. Баха. Среди важных событий последних лет – исполнение всех органных концертов Генделя и Вивальди, всех церковных сонат Моцарта и всех органных сочинений Лигети.

Звания и награды:

  • Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании.
  • Лауреат Международного конкурса JM International
  • Лауреат международного конкурса Jeunesses Musicales

 

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
17 октября / 20:00
Ансамбль Transients Художественный руководитель — Александра МАГЛЁВАННАЯ Екатерина ЛИБЕРОВА — сопрано Кирилл ВОЛКОВ — баритон Владимир КРАСОВ — бас В программе: К. Монтеверди, Ф. Роньони, Дж. Палестрина
20 октября / 20:00
Ансамбль Collegium Musicum Художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО. Комментарии к концерту — Роман НАСОНОВ.
24 октября / 20:00
300 свечей на сцене и в алтаре! Лауреаты международных конкурсов Надежда СЕРГЕЕВА — арфа, Олеся КРАВЧЕНКО — орган. В программе: А. Вивальди, П. Чайковский, М. Глинка, И. Альбенис, Н. Хаким и др.
26 октября / 21:00
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер — Олег РОМАНЕНКО
27 октября / 19:00
лауреаты международных конкурсов Алексей КРУГЛОВ — саксофон Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ — орган В программе: И. С. Бах, А. Вивальди, В. А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, Ф. Шопен, Э. Григ, Дж. Гершвин, А. Пьяццолла
Ближайшие концерты
17 октября / 20:00 – 21:30
Ансамбль Transients Художественный руководитель — Александра МАГЛЁВАННАЯ Екатерина ЛИБЕРОВА — сопрано Кирилл ВОЛКОВ — баритон Владимир КРАСОВ — бас В программе: К. Монтеверди, Ф. Роньони, Дж. Палестрина
Билеты от 600₽
20 октября / 20:00 – 21:30
Ансамбль Collegium Musicum Художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО. Комментарии к концерту — Роман НАСОНОВ.
Билеты от 600₽
24 октября / 20:00 – 21:30
300 свечей на сцене и в алтаре! Лауреаты международных конкурсов Надежда СЕРГЕЕВА — арфа, Олеся КРАВЧЕНКО — орган. В программе: А. Вивальди, П. Чайковский, М. Глинка, И. Альбенис, Н. Хаким и др.
Билеты от 600₽
26 октября / 21:00 – 22:15
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер — Олег РОМАНЕНКО
Билеты от 1400₽
27 октября / 19:00 – 20:30
лауреаты международных конкурсов Алексей КРУГЛОВ — саксофон Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ — орган В программе: И. С. Бах, А. Вивальди, В. А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, Ф. Шопен, Э. Григ, Дж. Гершвин, А. Пьяццолла
Билеты от 600₽
31 октября / 20:00 – 21:30
Лауреаты международных конкурсов Юлия ИКОННИКОВА — орган Полина ШУЛЬГИНА — скрипка
Билеты от 600₽
3 ноября / 19:00 – 20:30
Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган
Билеты от 600₽
7 ноября / 20:00 – 21:30
Дуэт виртуозного исполнителя на «ангельском органе» Александра ЛЕМЕШЕВА и органистки Олеси КРАВЧЕНКО наполнит собор волшебным звучанием и подарит возможность по-новому услышать шедевры классической музыки.
Билеты от 600₽
9 ноября / 18:00 – 19:30
Лауреат международных конкурсов Алексей ШМИТОВ — орган В программе: Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ш.-М. Видор, А. Мюле, М. Дюпре
Билеты от 600₽
10 ноября / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов Фёдор СТРОГАНОВ — орган. В программе: И. С. Бах.
Билеты от 600₽
14 ноября / 20:00 – 21:30
Дуэт ARTBENE Лауреаты международных конкурсов Анна ВЕТЛУГИНА — орган Дмитрий МАКСИМЕНКО — орган
Билеты от 600₽
17 ноября / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган
Билеты от 1400₽
21 ноября / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов и премии «Органист года» Мария БЛАЖЕВИЧ — орган. В программе: К. Орф, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Ж. Бизе, М. Огинский, И. Штраус, А. Бородин, Э. Григ
Билеты от 1400₽
24 ноября / 20:00 – 21:45
Роман НАСОНОВ. Ансамбль Collegium Musicum, художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО, титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган.
Билеты от 600₽
28 ноября / 20:00 – 21:15
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер — Олег РОМАНЕНКО В программе: В. А. Моцарт
Билеты от 1400₽
30 ноября / 21:00 – 22:30
Лауреаты международных конкурсов Мила ФРАЁНОВА — сопрано Наталья УЖВИ — орган Константин КАЗНАЧЕЕВ — скрипка Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева В программе: А. Вивальди, Г. Ф. Гендель, И. С. Бах, И. А. Хассе
Билеты от 1400₽
1 декабря / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов и премии «Органист года», солист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган, рояль, клавесин
Билеты от 1400₽
5 декабря / 20:00 – 21:30
Эксклюзивная программа перкуссиониста Николая ЛЬГОВСКОГО и органиста Игоря ГОЛЬДЕНБЕРГА – это погружение в неземную звуковую реальность. Орган вступит в диалог с гонгами и колоколами-била, чтобы создать единую композицию. Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
8 декабря / 19:00 – 20:30
Титулярный органист Кафедрального собора в Калининграде Евгений АВРАМЕНКО — орган Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания) Заслуженный артист России Александр ФИСЕЙСКИЙ — орган В программе: И. С. Бах
Билеты от 1400₽
12 декабря / 20:00 – 21:30
Элени-Лидия СТАМЕЛЛУ — сопрано Константин ЩЕННИКОВ — лютня Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
Билеты от 1400₽
14 декабря / 18:00 – 19:30
Фёдор СТРОГАНОВ — орган Карина ДЕБОРД — сопрано
Билеты от 1400₽
15 декабря / 19:00 – 20:30
Ренессансный оркестр. Художественный руководитель — Владимир ПАРУНЦЕВ
Билеты от 1400₽
19 декабря / 20:00 – 21:30
Жан НУВЕЛЬ-АЛУ, органист собора Нотр-Дам-де-ля-Гар (Париж)
Билеты от 600₽
22 декабря / 20:00 – 21:45
Роман НАСОНОВ. Ансамбль Collegium Musicum, художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО, титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган.
Билеты от 1400₽
26 декабря / 20:00 – 20:30
Государственный академический русский ХОР ИМЕНИ СВЕШНИКОВА БРАСС-АНСАМБЛЬ Российского Национального оркестра Дирижер — Олег РОМАНЕНКО Лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган
Билеты от 1400₽
Работает на Cornerstone