4 ноября / воскресенье, 19:00
«Все кантаты Баха» с Романом Насоновым
Сезон второй «Веймарские кантаты»
Концерт второй
Екатерина Либерова (сопрано), Анастасия Бондарева (альт)
Михаил Нор (тенор), Евгений Скурат (бас)
Даниэль Сальвадор, орган (Испания)
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко
Грандиозный проект продолжает знакомить российскую публику с кантатами великого Иоганна Себастьяна Баха. Они звучат в аутентичной атмосфере собора на исторических инструментах при участии лучших исполнителей старинной музыки. Комментирует программу доцент Московской консерватории Роман Насонов.
Кантаты №155 и №161, созданные в Веймаре в 1715-1716 годы, объединяет важная для всех христиан тема – устремленность навстречу смерти, которая рассматривается как переход к новой жизни, даруемой Иисусом. Контрастные мотивы земных страданий, сладостного ожидания смерти и радости воскресения получили образное выражение в духовной поэзии того времени и нашли яркое воплощение в этих кантатах Баха. Их объединяет схожесть драматургии: движение человеческой души от мрака и сомнения к радости, не случайно ликующим танцем звучат последние части кантат. Неповторимую музыкальную краску каждой из этих кантат придают виртуозно солирующие инструменты: фагот – в №155, две флейты – в №161.
Обе кантаты впервые прозвучали в придворной капелле в 1716 году. Текст создал придворный поэт Соломон Франк – поэт, с которым Бах сотрудничал и на чьи тексты написал большинство кантат веймарского периода. Исследователи творчества композитора иногда даже говорят, что Франк был самым талантливым либреттистом, с которым Бах сотрудничал. Он обладал поэтическим мастерством, хорошим литературным слогом, умением создавать яркие образы и способностью откликаться на духовные течения времени. Музыка Баха, в свою очередь, откликается на текст Франка, восхитительным образом иллюстрируя и углубляя религиозные образы и метафоры.
Кантата №155 «Мой Господи! как долго? ах, как долго?» написана на 2-ое воскресенье по Богоявлении и впервые прозвучала 19 января 1716 года. Текст Франка опирается на Евангелие от Иоанна (2:1-11), где говорится о превращении воды в вино – чуде, совершенном Христом на свадебном пире в Кане. Кантата №161 «Приди, о сладкий смерти час» – одна из лучших, созданных Бахом в Веймаре. Написанная на 16-ое воскресенье после Троицы, она прозвучала впервые, вероятно, 27 сентября 1716 года. В ней переплетаются мотивы из «Песни песней» и откровения Иоанна. Либретто Франка насыщенно библейскими ссылками и рождает «глубоко ощущаемое, личное признание стремления к Иисусу».
В программе:
BWV 155 Mein Gott, wie lang, ach lange? / «Мой Господи! как долго? ах, как долго?»
BWV 161 Komm, du süße Todesstunde / «Приди, о сладкий смерти час»
Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве – Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.
Даниэль Сальвадор (орган) – окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию, органист Мадридского архиепископства и Папской Базилики Мадрида. Концертирует по всей Испании, выступает в Париже, Антверпене, Венеции, Риге, Ватикане и т.д. Член Совета Королевской Консерватории Мадрида (2009-2012). Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.
Олег Романенко – дирижер, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве и др. В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».
Роман Насонов родился в Воронеже, в 1971 году. Ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.