9 сентября / воскресенье 19.00
Все сочинения И. С. Баха для органа
Авторский цикл
Концерт шестой
заслуженный артист России, профессор
Александр Фисейский, орган
Уникальный цикл профессора Александра Фисейского, выдающегося российского органиста и исследователя музыки И. С. Баха, охватывает все органное наследие великого немецкого мастера. В общей сложности около 300 произведений прозвучат на великолепном историческом органе собора святых Петра и Павла. Цикл построен так, чтобы слушатель, посетивший хотя бы один концерт, смог составить суждение о богатстве и многообразии органного творчества великого немецкого композитора.
Органное наследие И. С. Баха справедливо называют вершиной огранного искусства немецкого барокко. Однако вершина эта выросла на прочном фундаменте традиций самых разных школ и направлений: Бах прилежно изучал музыку своих предшественников и старших современников, уделяя большое внимания зарубежным авторам, вбирая оттуда все самое ценное и преображая в зеркале собственного стиля. В концерте прозвучат сочинения Баха, вдохновленные великими итальянцами Джованни Легренци и Арканджело Корелли, а также французом Франсуа Купереном.
Важным источником вдохновения для Баха на протяжении всей жизни был протестантский хорал. Хоральные обработки – драгоценные сокровища баховской музы, исповедальный характер которых оказывал мощное духовное воздействие на современников композитора, а его учеников и последователей вдохновлял на поиск достоверного их прочтения и передачи – входят практически в каждую программу. Прозвучат хоральные прелюдии из собраний Кирнбергера, Ноймайстера, из «Клавирной тетради Анны Магдалены Бах», а также отдельные обработки. Они складываются в два блока, демонстрируя изобретательность и мастерство баховской работы с хоралом.
Трио-соната до минор – сложнейший опус, включенный И. С. Бахом в сборник «Шесть сонат» (BWV 525–530). Радостно-праздничная Прелюдия и фуга до мажор, вероятно, была сочинена в Кётене (1717–1723). А Токката и фуга ре минор (BWV 538) – не та, самая знаменитая, а другая, известная под названием «Дорийская» – продолжает тему взаимодействия Баха с зарубежными композиторскими школами: в ней ясно чувствуется влияние концертного стиля Антонио Вивальди.
Александр Фисейский совмещает активную концертную деятельность с педагогической работой: возглавляет кафедру органа и клавесина в РАМ им. Гнесиных, проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри различных органных конкурсов, является инициатором фестиваля «Девять веков органа», ежегодного Международного симпозиума «Орган в XXI веке» и мн. др. Фисейский избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991) и Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994). Им записано свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах. Сольные концерты органиста с успехом проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Магдебурге, Париже, Страсбурге, Милане, Гданьске и других европейских центрах.
Пропаганда национального органного наследия – ещё одна, важнейшая часть просветительской деятельности музыканта. Это семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трёхтомника «Органная музыка в России» (Bärenreiter, Германия). В марте 2009 вышла монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. – 1800 год)».
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Фуга до минор на тему Дж. Легренци, BWV 574
Трио-соната до минор, BWV 526
Vivace
Largo
Allegro
Хоральные обработки:
Vom Himmel hoch da komm’ ich her, BWV 700
In dulci jubilo, BWV 729
Jesus, meine Zuversicht, BWV 728
Liebster Jesu, wir sind hier, BWV 731
Nun freut euch, lieben Christen g’mein, BWV 734
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 547
Фуга си минор на тему А. Корелли, BWV 579
Хоральные обработки из Собрания Ноймайстера, BWV 1117–1120
Alle Menschen müssen sterben
Werde munter, mein Gemüte
Wie nach einer Wasserquelle
Christ, der du bist der helle Tag
Ария фа мажор (по Ф. Куперену), BWV 587
Токката и фуга ре минор («дорийская»), BWV 538