12 августа / воскресенье 19.00
И. С. Бах и русская бахиана
солисты барочной капеллы «Золотой век»
лауреаты международных конкурсов
Александр Листратов, виолончель
Алексей Шевченко, орган
Иоганн Себастьян Бах оказал огромное влияние на многие поколения русских композиторов. О музыкальных перекличках и неожиданных открытиях рассказывает программа музыкантов-просветителей Александра Листратова и Алексея Шевченко. Слушателей ждут шедевры Баха и раритеты русских композиторов.
Обрамляют концерт сочинения Баха. Грандиозная Пассакалия до минор – один из его главных органных шедевров, удивительный пример мастерства, глубины мысли и неисчерпаемой фантазии композитора, которому, судя по всему, тогда едва исполнилось 20 лет. Изобретательная соната №3 для виолы да гамба близка по типу итальянскому концерту, покоряет мелодиями и виртуозными партиями обоих солистов.
Ивана Хандошкина называют «русским Паганини», он был первым русским скрипачом, дававшим публичные концерты. И хотя в его сонате для скрипки соло действительно много итальянского, влияние Баха слышится невооруженным ухом с первых нот. Князь Владимир Федорович Одоевский, ярчайший русский мыслитель эпохи романтизма, «русский Фауст», стал основоположником русской бахианы. Восхищаясь личностью и музыкой Баха, он посвятил ему новеллу «Себастиан Бах», где размышлял о роли музыки немецкого композитора и дал профессиональный разбор его музыкального языка. Дома он имел сконструированный на заказ орган, названный, в честь Баха, «Себастиан». Для него Одоевский и писал органные произведения, два самых знаменитых из которых вошли в программу концерта.
Александр Глазунов, автор балетов «Раймонда» и «Времена года», редко ассоциируется с органной музыкой. Но именно он был одним из немногих композиторов в России, заинтересованно обращавшихся к органу. В прелюдии и фуге ре минор Глазунов преломляет баховские традиции сквозь призму европейского XIX века. Написанная в канун Первой мировой войны, прелюдия потрясает экспрессией и драматизмом, а фуга – совершенно в традициях Баха – предлагает строгое отрешенное осмысление мира.
Огромную роль в пропаганде музыки Баха в России сыграл Александр Зилоти. Двоюродный брат и педагог Сергея Рахманинова, он был выдающимся пианистом. Благодаря его фортепианным транскрипциям русское общество познакомилось и полюбило многие сочинения немецкого гения. Переложение Adagio из баховского цикла Токката, Adagio и фуга до мажор прочно вошло в репертуар российских музыкантов.
Александр Листратов – один из немногих российских исполнителей на барочной виолончели, совершенствовал своё мастерство под руководством видных европейских специалистов. В 2002 стал создателем и руководителем московской барочной капеллы «Золотой век». С 2004 — солист «Оркестра Екатерины Великой» (Санкт-Петербург). Участник фестивалей старинной музыки за рубежом (Авиньон, Хельсинки, Иль де Франс) и в России («Early music», Санкт-Петербург). Преподаёт барочную виолончель и исторический камерный ансамбль в Смольном институте свободных искусств и наук (Санкт-Петербург).
Алексей Шевченко – ведущий российский органист, лауреат I премии Международного конкурса органистов в Италии «Marcello Galanti» (2001), старший преподаватель Московской консерватории. Участник многих международных фестивалей, активно сотрудничал с «Оркестром Екатерины Великой» (2005—2007), выступает с барочной капеллой «Золотой век». В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.
В программе:
И. С. Бах (1685 – 1750)
Пассакалия до минор для органа, BWV 582
И. С. Бах – А. Зилоти (1863 – 1945)
Adagio для виолончели и органа
В. Одоевский (1804 – 1869)
Andante grazioso памяти Йозефа Гайдна для органа
И. Хандошкин (1747 – 1804)
Соната № 1 соль минор для скрипки соло
в переложении Е. Васильева для виолончели соло
Maestoso – Allegro assai – Марш с вариациями
В. Одоевский
«Молитва без слов» для органа
А. Глазунов (1865 – 1936)
Прелюдия и фуга ре минор, ор.98
И. С. Бах
Соната № 3 соль минор, BWV 1029
для виолы да гамба и клавесина в версии для виолончели и органа
Vivace – Adagio –Allegro
__________________________________________________________________
За 1 час 30 мин. до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».
На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.
Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.
Начало экскурсии — в 17:30 в притворе Собора. Сбор группы в 17:25. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в верхнем правом углу иконку "У нас сегодня экскурсия")