Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

12 августа / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 30 минут

И. С. Бах и русская бахиана

12 августа / воскресенье 19.00

И. С. Бах и русская бахиана

солисты барочной капеллы «Золотой век»

лауреаты международных конкурсов

Александр Листратов, виолончель

Алексей Шевченко, орган

 

Иоганн Себастьян Бах оказал огромное влияние на многие поколения русских композиторов. О музыкальных перекличках и неожиданных открытиях рассказывает программа музыкантов-просветителей Александра Листратова и Алексея Шевченко. Слушателей ждут шедевры Баха и раритеты русских композиторов.

Обрамляют концерт сочинения Баха. Грандиозная Пассакалия до минор – один из его главных органных шедевров, удивительный пример мастерства, глубины мысли и неисчерпаемой фантазии композитора, которому, судя по всему, тогда едва исполнилось 20 лет. Изобретательная соната №3 для виолы да гамба близка по типу итальянскому концерту, покоряет мелодиями и виртуозными партиями обоих солистов. 

Ивана Хандошкина называют «русским Паганини», он был первым русским скрипачом, дававшим публичные концерты. И хотя в его сонате для скрипки соло действительно много итальянского, влияние Баха слышится невооруженным ухом с первых нот. Князь Владимир Федорович Одоевский, ярчайший русский мыслитель эпохи романтизма, «русский Фауст», стал основоположником русской бахианы. Восхищаясь личностью и музыкой Баха, он посвятил ему новеллу «Себастиан Бах», где размышлял о роли музыки немецкого композитора и дал профессиональный разбор его музыкального языка. Дома он имел сконструированный на заказ орган, названный, в честь Баха, «Себастиан». Для него Одоевский и писал органные произведения, два самых знаменитых из которых вошли в программу концерта.

Александр Глазунов, автор балетов «Раймонда» и «Времена года», редко ассоциируется с органной музыкой. Но именно он был одним из немногих композиторов в России, заинтересованно обращавшихся к органу. В прелюдии и фуге ре минор Глазунов преломляет баховские традиции сквозь призму европейского XIX века. Написанная в канун Первой мировой войны, прелюдия потрясает экспрессией и драматизмом, а фуга – совершенно в традициях Баха – предлагает строгое отрешенное осмысление мира.

Огромную роль в пропаганде музыки Баха в России сыграл Александр Зилоти. Двоюродный брат и педагог Сергея Рахманинова, он был выдающимся пианистом. Благодаря его фортепианным транскрипциям русское общество познакомилось и полюбило многие сочинения немецкого гения. Переложение Adagio из баховского цикла Токката, Adagio и фуга до мажор прочно вошло в репертуар российских музыкантов.

Александр Листратов – один из немногих российских исполнителей на барочной виолончели, совершенствовал своё мастерство под руководством видных европейских специалистов. В 2002 стал создателем и руководителем московской барочной капеллы «Золотой век». С 2004 — солист «Оркестра Екатерины Великой» (Санкт-Петербург). Участник фестивалей старинной музыки за рубежом (Авиньон, Хельсинки, Иль де Франс) и в России («Early music», Санкт-Петербург). Преподаёт барочную виолончель и исторический камерный ансамбль в Смольном институте свободных искусств и наук (Санкт-Петербург).

Алексей Шевченко – ведущий российский органист, лауреат I премии Международного конкурса органистов в Италии «Marcello Galanti» (2001), старший преподаватель Московской консерватории. Участник многих международных фестивалей, активно сотрудничал с «Оркестром Екатерины Великой» (2005—2007), выступает с барочной капеллой «Золотой век». В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.

В программе:

И. С. Бах (1685 – 1750)

Пассакалия до минор для органа,  BWV 582

И. С. Бах – А. Зилоти (1863 – 1945)

Adagio для виолончели и органа

В. Одоевский (1804 – 1869)

Andante grazioso памяти Йозефа Гайдна для органа

И. Хандошкин (1747 – 1804)

Соната № 1 соль минор для скрипки соло

в переложении Е. Васильева для виолончели соло

Maestoso – Allegro assai – Марш с вариациями

В. Одоевский

«Молитва без слов» для органа

А. Глазунов (1865 – 1936)

Прелюдия и фуга ре минор, ор.98

И. С. Бах

Соната № 3 соль минор, BWV 1029

для виолы да гамба и клавесина в версии для виолончели и органа

Vivace – Adagio –Allegro

__________________________________________________________________

За 1 час 30 мин. до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».

На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.

Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.

Начало экскурсии — в 17:30 в притворе Собора. Сбор группы в 17:25. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в верхнем правом углу иконку "У нас сегодня экскурсия")

 

 

Исполнители

Александр Листратов

Александр Листратов — один из немногих российских исполнителей на барочной виолончели, совершенствовал своё мастерство под руководством видных европейских специалистов. В 2002 стал создателем и руководителем московской барочной капеллы «Золотой век». С 2004 — солист «Оркестра Екатерины Великой» (Санкт-Петербург). Участник фестивалей старинной музыки за рубежом (Авиньон, Хельсинки, Иль де Франс) и в России («Early music», Санкт-Петербург). Преподаёт барочную виолончель и исторический камерный ансамбль в Смольном институте свободных искусств и наук (Санкт-Петербург).

Барочная виолончель — редкий исторический инструмент, который до сих пор нечасто можно услышать в Москве. В отличие от современной виолончели, у неё отсутствует шпиль и используются только натуральные «жильные» струны. Техника игры на таком инструменте значительно отличается от современной.

Алексей Шевченко

Алексей Шевченко

Органист, клавесинист, пианист. Доцент Московской консерватории, солист барочной капеллы «Золотой век», лауреат международных конкурсов. Окончил Факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории по классам фортепиано, клавесина и исторического фортепиано (класс Ю. Мартынова), а также органа (класс А. Паршина). С 2003 года преподает на этом факультете старинные клавишные инструменты и камерный ансамбль. Мастер-классы А. Шевченко проходят в Российской академии музыки им. Гнесиных, Новосибирской консерватории, Петрозаводской консерватории, Шанхайском педагогическом университете и др. В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.

Выступает на таких престижных площадках, как залы Московской консерватории, Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Дома музыки, Музея музыки им. Глинки, в Кафедральном католическом собор и Кафедральном лютеранском соборе (Москва), во многих городах России. Гастролирует в странах СНГ, Европы, Китайской народной республике и странах Ближнего Востока (Ливан, Сирия, Иордания). 

Сотрудничал с такими музыкантами, как Майкл Чанс (Великобритания), Витторио Гиельми (Италия), Марко Перробоне (Италия), Карстен Эккерт (Германия), Мария Успенская, Назар Кожухарь, Александр Листратов, Алексей Балашов, Игорь Федоров, Яна Иванилова, Алексей Шмитов (Россия), Беттина Хоффман (Германия). Принимал участие в фестивалях Earlymusic (Санкт-Петербург), Oudemusik (Утрехт, Нидерланды), «Альтернатива» и «К 100-летию органа Большого зала Московской консерватории» (Москва), «Званы Софии» (Полоцк, Белоруссия), Фестиваль Юрия Башмета и многих других. 

 

анонсы
2 февраля / 20:00
Все самые известные номера из музыки Грига к «Пер Гюнту», живописные картины Свиридова к «Метели» и другая популярная классика на большом органе собора.
5 февраля / 19:00
Музыка из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и другие шедевры Чайковского на большом историческом органе собора представляет дуэт Organum
11 февраля / 18:00
Влюбитесь в в мир органной музыки! Тимур Халиуллин исполняет на органе калейдоскоп шедевров — от музыки барокко и романтизма до бессмертных рок-хитов.
12 февраля / 19:00
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт четвертый
14 февраля / 17:00
Иван ЦАРЕВ, орган
Ближайшие концерты
2 февраля / 20:00 – 21:30
Все самые известные номера из музыки Грига к «Пер Гюнту», живописные картины Свиридова к «Метели» и другая популярная классика на большом органе собора.
5 февраля / 19:00 – 20:30
Музыка из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и другие шедевры Чайковского на большом историческом органе собора представляет дуэт Organum
11 февраля / 18:00 – 19:30
Влюбитесь в в мир органной музыки! Тимур Халиуллин исполняет на органе калейдоскоп шедевров — от музыки барокко и романтизма до бессмертных рок-хитов.
12 февраля / 19:00 – 20:30
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт четвертый
14 февраля / 17:00 – 18:30
Иван ЦАРЕВ, орган
19 февраля / 20:00 – 21:40
Ансамбль Collegium Musicum
25 февраля / 21:00 – 22:25
Федор Строганов, орган
26 февраля / 20:00 – 21:35
Юлия Томина (сопрано), Полина Шамаева — меццо-сопрано, Виталий Серебряков, тенор, Олег Диденко — бас, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. Дирижер — Олег Романенко
5 марта / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Владимир Скоморохов — орган Виктория Тульская — скрипка Тереза Лолейт — флейта Илья Лолейт — кларнет В программе: И. С. Бах, Т. А. Витали. Ф. Шуберт, С. Рахманинов, А. Дворжак, И. Брамс и др.
8 марта / 16:00 – 17:25
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Иван Царев, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
11 марта / 18:00 – 19:30
Лауреат премии «Органист года», художественный руководитель фестиваля «Органные вечера в Кусково» Елена Привалова — орган
12 марта / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов, солистка Томской государственной филармонии Мария Блажевич — орган
16 марта / 20:00 – 21:30
Иван Дыма - саксофоны Никита Каплунов - фортепиано Игорь Гольденберг - орган Приглашенный гость - солистка Русской филармонии Элла Должикова (флейта) В программе: А. Вивальди, А. Пьяццолла, И. С. Бах, М. Найман
19 марта / 19:00 – 20:30
Традиционные мелодии для органа, вистла и шотландских волынок Лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова — орган Олег Вишневский — большая шотландская волынка, смолпайп, вистл
25 марта / 21:00 – 22:20
хор им. Свешникова
6 апреля / 20:00 – 21:30
Играет лауреат международных конкурсов Андрей БАРДИН (орган, Красноярск)
14 мая / 19:00 – 20:30
Играет заслуженный артист России Александр Фисейский – орган Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт пятый
15 июня / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Наталья Ужви — орган
Работает на Cornerstone