Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

12 августа / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 30 минут

И. С. Бах и русская бахиана

12 августа / воскресенье 19.00

И. С. Бах и русская бахиана

солисты барочной капеллы «Золотой век»

лауреаты международных конкурсов

Александр Листратов, виолончель

Алексей Шевченко, орган

 

Иоганн Себастьян Бах оказал огромное влияние на многие поколения русских композиторов. О музыкальных перекличках и неожиданных открытиях рассказывает программа музыкантов-просветителей Александра Листратова и Алексея Шевченко. Слушателей ждут шедевры Баха и раритеты русских композиторов.

Обрамляют концерт сочинения Баха. Грандиозная Пассакалия до минор – один из его главных органных шедевров, удивительный пример мастерства, глубины мысли и неисчерпаемой фантазии композитора, которому, судя по всему, тогда едва исполнилось 20 лет. Изобретательная соната №3 для виолы да гамба близка по типу итальянскому концерту, покоряет мелодиями и виртуозными партиями обоих солистов. 

Ивана Хандошкина называют «русским Паганини», он был первым русским скрипачом, дававшим публичные концерты. И хотя в его сонате для скрипки соло действительно много итальянского, влияние Баха слышится невооруженным ухом с первых нот. Князь Владимир Федорович Одоевский, ярчайший русский мыслитель эпохи романтизма, «русский Фауст», стал основоположником русской бахианы. Восхищаясь личностью и музыкой Баха, он посвятил ему новеллу «Себастиан Бах», где размышлял о роли музыки немецкого композитора и дал профессиональный разбор его музыкального языка. Дома он имел сконструированный на заказ орган, названный, в честь Баха, «Себастиан». Для него Одоевский и писал органные произведения, два самых знаменитых из которых вошли в программу концерта.

Александр Глазунов, автор балетов «Раймонда» и «Времена года», редко ассоциируется с органной музыкой. Но именно он был одним из немногих композиторов в России, заинтересованно обращавшихся к органу. В прелюдии и фуге ре минор Глазунов преломляет баховские традиции сквозь призму европейского XIX века. Написанная в канун Первой мировой войны, прелюдия потрясает экспрессией и драматизмом, а фуга – совершенно в традициях Баха – предлагает строгое отрешенное осмысление мира.

Огромную роль в пропаганде музыки Баха в России сыграл Александр Зилоти. Двоюродный брат и педагог Сергея Рахманинова, он был выдающимся пианистом. Благодаря его фортепианным транскрипциям русское общество познакомилось и полюбило многие сочинения немецкого гения. Переложение Adagio из баховского цикла Токката, Adagio и фуга до мажор прочно вошло в репертуар российских музыкантов.

Александр Листратов – один из немногих российских исполнителей на барочной виолончели, совершенствовал своё мастерство под руководством видных европейских специалистов. В 2002 стал создателем и руководителем московской барочной капеллы «Золотой век». С 2004 — солист «Оркестра Екатерины Великой» (Санкт-Петербург). Участник фестивалей старинной музыки за рубежом (Авиньон, Хельсинки, Иль де Франс) и в России («Early music», Санкт-Петербург). Преподаёт барочную виолончель и исторический камерный ансамбль в Смольном институте свободных искусств и наук (Санкт-Петербург).

Алексей Шевченко – ведущий российский органист, лауреат I премии Международного конкурса органистов в Италии «Marcello Galanti» (2001), старший преподаватель Московской консерватории. Участник многих международных фестивалей, активно сотрудничал с «Оркестром Екатерины Великой» (2005—2007), выступает с барочной капеллой «Золотой век». В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.

В программе:

И. С. Бах (1685 – 1750)

Пассакалия до минор для органа,  BWV 582

И. С. Бах – А. Зилоти (1863 – 1945)

Adagio для виолончели и органа

В. Одоевский (1804 – 1869)

Andante grazioso памяти Йозефа Гайдна для органа

И. Хандошкин (1747 – 1804)

Соната № 1 соль минор для скрипки соло

в переложении Е. Васильева для виолончели соло

Maestoso – Allegro assai – Марш с вариациями

В. Одоевский

«Молитва без слов» для органа

А. Глазунов (1865 – 1936)

Прелюдия и фуга ре минор, ор.98

И. С. Бах

Соната № 3 соль минор, BWV 1029

для виолы да гамба и клавесина в версии для виолончели и органа

Vivace – Adagio –Allegro

__________________________________________________________________

За 1 час 30 мин. до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».

На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.

Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.

Начало экскурсии — в 17:30 в притворе Собора. Сбор группы в 17:25. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в верхнем правом углу иконку "У нас сегодня экскурсия")

 

 

Исполнители

Александр Листратов

Александр Листратов — один из немногих российских исполнителей на барочной виолончели, совершенствовал своё мастерство под руководством видных европейских специалистов. В 2002 стал создателем и руководителем московской барочной капеллы «Золотой век».
С 2004 — солист «Оркестра Екатерины Великой» (Санкт-Петербург).
Участник фестивалей старинной музыки за рубежом (Авиньон, Хельсинки, Иль де Франс) и в России («Early music», Санкт-Петербург).
Преподаёт барочную виолончель и исторический камерный ансамбль в Смольном институте свободных искусств и наук (Санкт-Петербург).

Барочная виолончель — редкий исторический инструмент, который до сих пор нечасто можно услышать в Москве. В отличие от современной виолончели, у неё отсутствует шпиль и используются только натуральные «жильные» струны. Техника игры на таком инструменте значительно отличается от современной.

Алексей Шевченко

Органист, клавесинист, пианист. Доцент Московской консерватории, солист барочной капеллы «Золотой век», лауреат международных конкурсов. Окончил Факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории по классам фортепиано, клавесина и исторического фортепиано (класс Ю. Мартынова), а также органа (класс А. Паршина). С 2003 года преподает на этом факультете старинные клавишные инструменты и камерный ансамбль. Мастер-классы А. Шевченко проходят в Российской академии музыки им. Гнесиных, Новосибирской консерватории, Петрозаводской консерватории, Шанхайском педагогическом университете и др. В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.

Выступает на таких престижных площадках, как залы Московской консерватории, Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Дома музыки, Музея музыки им. Глинки, в Кафедральном католическом собор и Кафедральном лютеранском соборе (Москва), во многих городах России. Гастролирует в странах СНГ, Европы, Китайской народной республике и странах Ближнего Востока (Ливан, Сирия, Иордания). 

Сотрудничал с такими музыкантами, как Майкл Чанс (Великобритания), Витторио Гиельми (Италия), Марко Перробоне (Италия), Карстен Эккерт (Германия), Мария Успенская, Назар Кожухарь, Александр Листратов, Алексей Балашов, Игорь Федоров, Яна Иванилова, Алексей Шмитов (Россия), Беттина Хоффман (Германия). Принимал участие в фестивалях Earlymusic (Санкт-Петербург), Oudemusik (Утрехт, Нидерланды), «Альтернатива» и «К 100-летию органа Большого зала Московской консерватории» (Москва), «Званы Софии» (Полоцк, Белоруссия), Фестиваль Юрия Башмета и многих других. 

 

анонсы
24 ноября / 20:00
Ансамбль COLLEGIUM MUSICUM продолжает грандиозный проект, в рамках которого кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора.
28 ноября / 20:00
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова. Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова. Дирижер — Олег РОМАНЕНКО В программе: В. А. Моцарт
30 ноября / 21:00
Лауреаты международных конкурсов Мила ФРАЁНОВА — сопрано Наталья УЖВИ — орган Константин КАЗНАЧЕЕВ — скрипка Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева В программе: А. Вивальди, Г. Ф. Гендель, И. С. Бах, И. А. Хассе
1 декабря / 19:00
Лауреат международных конкурсов и премии «Органист года», солист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган, рояль, клавесин
5 декабря / 20:00
Эксклюзивная программа перкуссиониста Николая ЛЬГОВСКОГО и органиста Игоря ГОЛЬДЕНБЕРГА – это погружение в неземную звуковую реальность. Орган вступит в диалог с гонгами и колоколами-била, чтобы создать единую композицию. Масштабная проекция!
Ближайшие концерты
24 ноября / 20:00 – 21:45
Ансамбль COLLEGIUM MUSICUM продолжает грандиозный проект, в рамках которого кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора.
Билеты от 600₽
28 ноября / 20:00 – 21:15
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова. Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова. Дирижер — Олег РОМАНЕНКО В программе: В. А. Моцарт
Билеты от 1400₽
30 ноября / 21:00 – 22:30
Лауреаты международных конкурсов Мила ФРАЁНОВА — сопрано Наталья УЖВИ — орган Константин КАЗНАЧЕЕВ — скрипка Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева В программе: А. Вивальди, Г. Ф. Гендель, И. С. Бах, И. А. Хассе
Билеты от 1400₽
1 декабря / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов и премии «Органист года», солист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган, рояль, клавесин
Билеты от 1400₽
5 декабря / 20:00 – 21:30
Эксклюзивная программа перкуссиониста Николая ЛЬГОВСКОГО и органиста Игоря ГОЛЬДЕНБЕРГА – это погружение в неземную звуковую реальность. Орган вступит в диалог с гонгами и колоколами-била, чтобы создать единую композицию. Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
8 декабря / 19:00 – 20:30
Один вечер, который стоит нескольких уникальных концертов! Три выдающихся органиста разных поколений и школ исполнят шедевры великого немецкого мастера на четырех разных органах.
Билеты от 1400₽
12 декабря / 20:00 – 21:30
Иван ПЕТРОВ — контратенор. Константин ЩЕНИКОВ-АРХАРОВ — лютня. Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
Билеты от 1400₽
14 декабря / 18:00 – 19:30
Фёдор СТРОГАНОВ — орган Карина ДЕБОРД — сопрано
Билеты от 1400₽
15 декабря / 19:00 – 20:30
Ренессансный оркестр. Художественный руководитель — Владимир ПАРУНЦЕВ
Билеты от 1400₽
19 декабря / 20:00 – 21:30
Жан НУВЕЛЬ-АЛУ, органист собора Нотр-Дам-де-ля-Гар (Париж)
Билеты от 600₽
22 декабря / 20:00 – 21:45
Роман НАСОНОВ. Ансамбль Collegium Musicum, художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО, титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган.
Билеты от 1400₽
26 декабря / 20:00 – 21:30
Государственный академический русский ХОР ИМЕНИ СВЕШНИКОВА БРАСС-АНСАМБЛЬ Российского Национального оркестра Дирижер — Олег РОМАНЕНКО Лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган
Билеты от 1400₽
28 декабря / 21:00 – 22:30
Самый необычный оркестр России Imperialis Orchestra.
Билеты от 1900₽
29 декабря / 18:00 – 19:20
Зимняя классика в новом звучании! Органный дуэт Artbene исполняет известные произведения, вдохновленные образами зимы,— от «Времен года» Вивальди до «Щелкунчика» Чайковского.
Билеты от 1400₽
29 декабря / 21:00 – 22:25
Одна из самых популярных программ Collegium Musicum дает возможность увидеть окружающий мир глазами двух гениев.
Билеты от 1400₽
31 декабря / 21:00 – 22:15
Новогоднее чудо под сводами собора! Завораживающее звучание стеклянной арфы под руками виртуоза Александра Лемешева в дуэте с органисткой Олесей Кравченко соединится с магией песочной анимации.
Билеты от 1900₽
1 января / 18:00 – 19:30
Авторский цикл. Концерт второй Заслуженный артист России Александр ФИСЕЙСКИЙ — орган
Билеты от 1400₽
2 января / 15:00 – 16:15
Любимая новогодняя сказка об отважной маленькой Мари и заколдованном принце Щелкунчике, о Мышином короле и сказочном городе Конфитюренбурге оживет в музыке и волшебных картинах песочной анимации!
Билеты от 1400₽
2 января / 18:00 – 19:15
Авторские обработки музыки из мультфильмов студии Disney
Билеты от 1400₽
3 января / 15:00 – 16:25
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган. Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
4 января / 21:00 – 22:15
Лауреаты международных конкурсов Юлия ИКОННИКОВА — орган, Нина ГВАМИЧАВА — арфа, Олег МАТВЕЕВ — волынка, саксофон, гармоника
Билеты от 1400₽
5 января / 18:00 – 19:30
Органные сочинения на темы рождественских гимнов играет лауреат международных конкурсов, органистка Методистской церкви города Бомонт Екатерина ГОТСДИНЕР (Техас, США)
Билеты от 1400₽
5 января / 21:00 – 22:30
Лауреаты международных конкурсов Алексей КРУГЛОВ — саксофон, Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ — орган, рояль
Билеты от 1400₽
6 января / 21:00 – 22:15
Играет лауреат международных конкурсов и премии «Органист года», солистка Томской государственный филармонии Мария Блажевич (орган)
Билеты от 1400₽
7 января / 15:00 – 16:15
Хоровая капелла мальчиков и юношей «ДЕБЮТ», художественный руководитель и главный дирижер — Элдар АБАСОВ. Лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган.
Билеты от 1400₽
Работает на Cornerstone