14 марта / среда 20:00
К 333-летию со дня рождения И. С. Баха
Играет Мартин Вельцель (орган, Германия)
Благотворительный концерт
При поддержке Посольства Германии
Все собранные средства будут направлены в Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов имени Карла Блюма в Калининградской области, пос. Задорожье.
Дом- интернат не получает государственной поддержки и существует только на пожертвования. В интернате проживают люди совершенно разных вероисповеданий и национальностей.
Для немецкого органиста Мартина Вельцеля орган – это неисчерпаемый источник вдохновения. Выступая с многочисленными концертами в Европе и Америке, в каждом инструменте – будь то орган парижского собора Нотр-Дам, кафедрального собора Вашингтона или церкви Св. Иоанна в Хельсинки – он находит неповторимые краски. На уникальном органе собора Свв. Петра и Павла Мартин Вельцель исполнит шедевры И. С. Баха и композиторов XIX-ХХ веков.
Иосиф Бродский писал: «В каждой музыке Бах…». Поэтому для Мартина Вельцеля 333-летие со дня рождения великого немецкого мастера – не повод в очередной раз исполнить его знаменитые шедевры. Он предлагает взять музыку Баха за точку отсчета и взглянуть оттуда в будущее: как развивались органные традиции на протяжении следующих 200 лет и насколько сильна была связь поколений.
Йозеф Райнбергер и Макс Регер продолжали баховские традиции в Германии во второй половине XIX – начале ХХ вв. В рамках романтизма и постромантизма они искали новые формы органной музыки, новую выразительность инструмента, невероятно изменившегося со времен Баха, но оставались бесконечно преданными баховским заветам. «Бах есть начало и конец всякой музыки, на нем зиждется и основывается всякий истинный прогресс!» – говорил Регер о Бахе.
Влияние Баха уже в XIX веке вышло далеко за пределы Германии. Французская школа очень непохожа на немецкую, она более красочная, пышная, но и тут любой органист почитал за честь считаться наследником баховских традиций. Больше всех Баху был предан, пожалуй, Луи Вьерн: слепой органист парижского собора Нотр-Дам исполнял, изучал и редактировал сочинения великого немца и с успехом применял его принципы в своей музыке (например, использовал хоральные мелодии в своих органных симфониях – что мы услышим в концерте). Об одной из симфоний Вьерна восторженный критик писал: «Бах, наш родной отец, определенно был бы очень доволен».
Еще один слепой французский органист – Жан Лангле – уже в годы учебы в Парижской консерватории играл наизусть все значительные сочинения Баха. Лангле – одна из самых ярких и самобытных фигур в истории органной музыки ХХ века, но и он ощущал неразрывную связь с немецким гением.
Мартин Вельцель – немецкий концертирующий органист, выступает во вех странах Европы и в США. Профессор класса органа в Университете в Саарбрюккене и концертмейстерского класса в Университете Людвига Максимилиана в Мюнхене (Германия). Окончил Университет в Саарбрюккене по специальностям церковной музыки и органного исполнительства, а также Университет Вашингтона в Сиэтле (орган, клавесин), защитив докторскую диссертацию. С 2004 г. также выступает в дуэте с А. Керц-Вельцель (Emerald City Duo), исполняя музыку XIX и XX веков. Записал три CD для лейбла Naxos с музыкой М. Регера на органе Трирского собора – старейшего по времени основания собора Германии.
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750)
Фуга на тему Магнификата «Meine Seele erhebt den Herren», BWV 733
Хоральная обработка «Liebster Jesu, wir sind hier», BWV 731
Йозеф Габриэль Райнбергер (1839 – 1901)
Фугетта на тему B-A-C-H, ор. 123a
Макс Регер (1873 – 1916)
Три пьесы из цикла «Шесть трио» ор. 47: Канон. Жига. Канцонетта.
Луи Вьерн (1870 – 1937).
Хорал из Второй симфонии для органа ор. 20
Жан Лангле (1907 – 1991)
«Песнь мира» из цикла «Девять пьес»
Йозеф Габриэль Райнбергер
Andantino ми-бемоль минор из цикла «Монологи», ор. 162
Соната №16 соль-диез минор ор. 175:
I. Allegro moderato – II. Scandinavian – III. Introduction and Fugue