Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

17 июня / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 30 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА. BWV 75 и 76. Сезон первый "Бах и Лютер" концерт шестой

17 июня / воскресенье 19:00

«Все кантаты Баха с Романом Насоновым»

Концерт шестой

Кантаты №75 и № 76

 

Екатерина Либерова (сопрано), Анастасия Бондарева (альт)
Михаил Нор (тенор), Евгений Скурат (бас)

Даниэль Сальвадор – орган (Испания)

Ансамбль Collegium Musicum

Дирижер – Олег Романенко

 

Грандиозный проект продолжает знакомить российскую публику с кантатами великого кантора. Они звучат в аутентичной атмосфере собора на исторических инструментах при участии лучших исполнителей старинной музыки. Июньским вечером вас ждут две кантаты, которые 295 лет назад – летом 1723 года – стали дебютом Баха на посту руководителя лейпцигской церковной музыки и кантора школы при церкви Св. Фомы. А  испанский органист Даниэль Сальвадор исполнит на историческом органе собора импровизации на темы хоралов из этих кантат.

Кантата №75 «Да едят бедные и насыщаются» стала первым сочинением, которое Бах представил на новом посту. Она прозвучала 30 мая и состояла из двух частей: в первой нашла отражение притча о богаче и Лазаре из Евангелия от Луки, а во второй – фрагмент из евангелиста Иоанна, повествующий о том, что Бог есть любовь. Кантата построена в контрасте между нищетой земной жизни и истинным богатством жизни небесной, а в качестве резюме Бах выбирает текст хорала «Что Бог творит, всё – благо!»

Кантата эта довольно необычна. Три из четырех арий написаны в танцевальных ритмах: полонез, менуэт и паспье. Таким образом, Бах предстал перед новой аудиторией как «современный» композитор, который не боится использовать «модные» жанры. Кроме того, вступление напоминает французскую увертюру – жанр, который изначально сопровождал торжественный вход королей. Вероятно, Бах сознательно так обставил свое собственное появление в новой должности. Эту мысль подтверждает тот факт, что в кантате 14 частей – а это число Баха: если сложить числовые значения букв B-A-C-H, то мы получим 14, и Бах часто использовал это число как своего рода подпись.

Кантата №76 «Небеса проповедуют славу Божию» впервые прозвучала 6 июня. Она также состоит из двух частей, текст взят из 3-й главы послания евангелиста Иоанна и притчи о трапезе, на которой есть много званых и мало избранных. Первая часть необычайно торжественна. Ее открывает торжественный хор с трубой, а продолжают удивительной красоты арии. В арии сопрано на текст «Услышьте, народы, Божий глас» Бах создал настоящий шлягер: он нашел такую запоминающуюся интонацию, что можно представить, как люди, выходя из церкви, и напевали ее, как любимую оперную арию.

Поразительная вторая часть использует символику ярких инструментальных тембров: гобой д’аморе – любовь, виола да гамба – страдания и муки. Огромную роль  здесь играет смысл 3-ей главы Первого послания евангелиста Иоанна: «Мир ненавидит вас, а мы любим братьев; Христос положил за нас душу свою,  мы должны полагать свои души за братьев, и любить не словом или языком, но делом и истиной».

В программе: И. С. Бах

Органная импровизация на хорал

Кантата №75 «Die Elenden sollen essen, daß sie satt werden» / «Да едят бедные и насыщаются»

Органная импровизация на хорал

Кантата № 76 «Die Himmel erzählen die Ehre Gottes» / «Небеса проповедуют славу Божию»

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля  и в одном пространстве – Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко. 

Даниэль Сальвадор (орган) – окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию, органист Мадридского архиепископства и Папской Базилики Мадрида. Концертирует по всей Испании, выступает в Париже, Антверпене, Венеции, Риге, Ватикане и т.д. Член Совета Королевской Консерватории Мадрида (2009-2012). Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Олег Романенко – дирижер, выпускник Московской консерватории им. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). В настоящее время – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель  и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов родился в Воронеже, в 1971 году. Ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

____________________________________________________________

За 1 час 30 мин. до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».

На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.

Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.

Начало экскурсии — в 17:30 в притворе Собора. Сбор группы в 17:25. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в верхнем правом углу иконку "У нас сегодня экскурсия")

 

 

 

Читать дальше...
Исполнители

Екатерина Либерова

Екатерина Либерова (сопрано)

Анастасия Бондарева

Анастасия Бондарева — оперная и камерная певица. Окончила Академию хорового искусства имени В. С. Попова по специальности «академическое пение».  Мастерство совершенствовала на мастер-классах Майкла Чанса, Бенджамина Бэгби, Марка Мойона, Жана-Франсуа Новелли. Специализируется на исполнении музыки средневековья, ренессанса и барокко. Участвует в крупных международных проектах, постановках европейских и отечественных барочных опер на сценах Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), Московской филармонии, Санкт-Петербургской филармонии и др.   Сотрудничает с ведущими российскими коллективами старинной музыки (Alta Cappella, Pratum Integrum, Ensemble Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», «Хронос», «Солисты барокко», Collegium Musicum), постоянный участник международных фестивалей ранней музыки и проекта «Все кантаты Баха» фонда Сollegium Musicum.

Евгений Скурат

Евгений Скурат, бас

Михаил Нор / тенор

Михаил Нор / тенор. Родился в 1994 году в семье музыкантов. Петь начал с раннего детства в церковном хоре, в 14 лет стал регентом, сольное и хоровое пение в церкви сопровождает всю его жизнь. В настоящее время — студент Московской консерватории («Кафедра сольного пения»). 2014 — солировал в концерте известного дирижёра Майкла Шасбергера (США) в рамках I Международного хорового конгресса. 2015-2017 — хормейстер хора МГУ. Приглашённый солист хора Московской консерватории и хора МГУ. С 2016 года — артист вокального ансамбля «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко, участнте в Международного фестиваля «Musikfest Erzgebirge» (2016), Дрезденского музыкального фестиваля (2017). Активно выступает в концертах камерной музыки, исполняя сочинения разных эпох, от старинной музыки до современной. Сотрудничает с Ансамблем Collegium Musicum п/у Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации): в сезонах 2016/2017 — 2019/2020 исполнил теноровые партии в более чем 20 кантатах И. С. Баха.

Олег Романенко

Дирижер – Олег Романенко

Выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве и др. В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Даниэль Сальвадор / орган

Даниэль САЛЬВАДОР

Органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. – органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

барочный оркестр солисты хор Бах И. С.
анонсы
24 января / 19:00
Легендарный коллектив с новой программой музыки современных композиторов разных стран — захватывающий калейдоскоп стилей от Шнитке и спиричуэла до популярного американского композитора, создателя знаменитого "Виртуального хора" Эрика Уитакра.
30 января / 21:00
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра.
31 января / 19:00
Каким представали себе Баха в России XIX века? Кто в нашей стране сочинял для органа? Об этом рассказывает третий концерт цикла выдающегося российского органиста Александра Фисейского.
7 февраля / 19:00
Фёдор Строганов собрал в одном концерте самые знаменитые органные токкаты — захватывающая дух история самой эффектной и виртуозной органной музыки. 
13 февраля / 18:00
Известные шедевры Баха и Вивальди в окружении изысканных барочных редкостей. Светская и духовная музыка — на исторических инструментах.
Ближайшие концерты
24 января / 19:00 – 20:30
Легендарный коллектив с новой программой музыки современных композиторов разных стран — захватывающий калейдоскоп стилей от Шнитке и спиричуэла до популярного американского композитора, создателя знаменитого "Виртуального хора" Эрика Уитакра.
30 января / 21:00 – 22:10
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра.
31 января / 19:00 – 20:30
Каким представали себе Баха в России XIX века? Кто в нашей стране сочинял для органа? Об этом рассказывает третий концерт цикла выдающегося российского органиста Александра Фисейского.
7 февраля / 19:00 – 20:30
Фёдор Строганов собрал в одном концерте самые знаменитые органные токкаты — захватывающая дух история самой эффектной и виртуозной органной музыки. 
13 февраля / 18:00 – 19:30
Известные шедевры Баха и Вивальди в окружении изысканных барочных редкостей. Светская и духовная музыка — на исторических инструментах.
14 февраля / 19:00 – 20:30
Знаменитые мелодии любви в исполнении необычного ансамбля
21 февраля / 19:00 – 20:30
Два цикла «Времен года» — эффектное сочетание. Многообразие настроений, яркая палитра красок и виртуозная партия солиста – все это заставляет исполнителей вновь и вновь обращаться к этой музыке, пытаться открыть ее заново. 
27 февраля / 21:00 – 22:15
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра. 12+
28 февраля / 19:00 – 20:30
Тимур Халиуллин, орган
7 марта / 19:00 – 20:30
лауреаты Международных конкурсов Алексей Круглов, саксофон Игорь Гольденберг, орган
8 марта / 16:00 – 17:30
Лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Симфонические оркестр «Инструментальная капелла» Дирижер — заслуженный артист России Виктор Луценко В программе: А. Вивальди, А. Пьяццолла, И. С. Бах
14 марта / 19:00 – 20:30
В программе: И. С. Бах, П. Хиндемит, М. Дюпре, Д. Шостакович
21 марта / 19:00 – 20:30
№ 1083 «Tilge, Höchster, meine Sünden» («Искупи, Всевышний, мои грехи») № 1 «Wie schön leuchtet der Morgenstern» («О, как прекрасно утренней звезды сияет свет»)
4 апреля / 20:00 – 21:30
Пасхальный концерт! Великая музыка света, надежды и радости!
25 апреля / 19:00 – 20:45
Кантаты на третий день Пасхи № 134«Ein Herz, das seinen Jesum lebend weiß» («Се познаёт душа воскресшего Иисуса») № 145 «Ich lebe, mein Herze, zu deinem Ergötzen» («Я жив, о Моё чадо, к услажденью твоему»)
16 мая / 19:00 – 20:30
Концерт пятый БАХ И ЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА В программе: И. С. Бах, О. Мессиан, С. Губайдулина, А. Шнитке
30 мая / 19:00 – 20:45
Кантаты на Троицу № 176 «Es ist ein trotzig und verzagt Ding» («Лукаво сердце человеческое более всего») № 129 «Gelobet sei der Herr, mein Gott» («Слава Тебе, Господи, мой Боже»)
27 июня / 19:00 – 20:45
Кантаты на рождество Иоанна Предтечи № 167 «Ihr Menschen, rühmet Gottes Liebe» («Восславьте, люди, Божию любовь») № 7 «Christ unser Herr zum Jordan kam» («Христос Господь на Иордан пришёл»)
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone