Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

17 июня / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 30 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА. BWV 75 и 76. Сезон первый "Бах и Лютер" концерт шестой

17 июня / воскресенье 19:00

«Все кантаты Баха с Романом Насоновым»

Концерт шестой

Кантаты №75 и № 76

 

Екатерина Либерова (сопрано), Анастасия Бондарева (альт)
Михаил Нор (тенор), Евгений Скурат (бас)

Даниэль Сальвадор – орган (Испания)

Ансамбль Collegium Musicum

Дирижер – Олег Романенко

 

Грандиозный проект продолжает знакомить российскую публику с кантатами великого кантора. Они звучат в аутентичной атмосфере собора на исторических инструментах при участии лучших исполнителей старинной музыки. Июньским вечером вас ждут две кантаты, которые 295 лет назад – летом 1723 года – стали дебютом Баха на посту руководителя лейпцигской церковной музыки и кантора школы при церкви Св. Фомы. А  испанский органист Даниэль Сальвадор исполнит на историческом органе собора импровизации на темы хоралов из этих кантат.

Кантата №75 «Да едят бедные и насыщаются» стала первым сочинением, которое Бах представил на новом посту. Она прозвучала 30 мая и состояла из двух частей: в первой нашла отражение притча о богаче и Лазаре из Евангелия от Луки, а во второй – фрагмент из евангелиста Иоанна, повествующий о том, что Бог есть любовь. Кантата построена в контрасте между нищетой земной жизни и истинным богатством жизни небесной, а в качестве резюме Бах выбирает текст хорала «Что Бог творит, всё – благо!»

Кантата эта довольно необычна. Три из четырех арий написаны в танцевальных ритмах: полонез, менуэт и паспье. Таким образом, Бах предстал перед новой аудиторией как «современный» композитор, который не боится использовать «модные» жанры. Кроме того, вступление напоминает французскую увертюру – жанр, который изначально сопровождал торжественный вход королей. Вероятно, Бах сознательно так обставил свое собственное появление в новой должности. Эту мысль подтверждает тот факт, что в кантате 14 частей – а это число Баха: если сложить числовые значения букв B-A-C-H, то мы получим 14, и Бах часто использовал это число как своего рода подпись.

Кантата №76 «Небеса проповедуют славу Божию» впервые прозвучала 6 июня. Она также состоит из двух частей, текст взят из 3-й главы послания евангелиста Иоанна и притчи о трапезе, на которой есть много званых и мало избранных. Первая часть необычайно торжественна. Ее открывает торжественный хор с трубой, а продолжают удивительной красоты арии. В арии сопрано на текст «Услышьте, народы, Божий глас» Бах создал настоящий шлягер: он нашел такую запоминающуюся интонацию, что можно представить, как люди, выходя из церкви, и напевали ее, как любимую оперную арию.

Поразительная вторая часть использует символику ярких инструментальных тембров: гобой д’аморе – любовь, виола да гамба – страдания и муки. Огромную роль  здесь играет смысл 3-ей главы Первого послания евангелиста Иоанна: «Мир ненавидит вас, а мы любим братьев; Христос положил за нас душу свою,  мы должны полагать свои души за братьев, и любить не словом или языком, но делом и истиной».

В программе: И. С. Бах

Органная импровизация на хорал

Кантата №75 «Die Elenden sollen essen, daß sie satt werden» / «Да едят бедные и насыщаются»

Органная импровизация на хорал

Кантата № 76 «Die Himmel erzählen die Ehre Gottes» / «Небеса проповедуют славу Божию»

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля  и в одном пространстве – Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко. 

Даниэль Сальвадор (орган) – окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию, органист Мадридского архиепископства и Папской Базилики Мадрида. Концертирует по всей Испании, выступает в Париже, Антверпене, Венеции, Риге, Ватикане и т.д. Член Совета Королевской Консерватории Мадрида (2009-2012). Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Олег Романенко – дирижер, выпускник Московской консерватории им. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). В настоящее время – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель  и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов родился в Воронеже, в 1971 году. Ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

____________________________________________________________

За 1 час 30 мин. до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».

На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.

Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.

Начало экскурсии — в 17:30 в притворе Собора. Сбор группы в 17:25. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в верхнем правом углу иконку "У нас сегодня экскурсия")

 

 

 

Исполнители

Екатерина Либерова

Екатерина Либерова (сопрано)

Анастасия Бондарева

Оперная и камерная певица.
Окончила Академию хорового искусства имени В.С. Попова по специальности «академическое пение».  
Мастерство совершенствовала на мастер-классах Майкла Чанса, Бенджамина Бэгби, Марка Мойона, Жана-Франсуа Новелли.
Специализируется на исполнении музыки средневековья, ренессанса и барокко.
Участвует в крупных международных проектах, постановках европейских и отечественных барочных опер на сценах Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), Московской филармонии, Санкт-Петербургской филармонии и других. Сотрудничает с ведущими российскими коллективами старинной музыки (Alta Cappella, Pratum Integrum, Ensemble Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», «Хронос», «Солисты барокко», Collegium Musicum), постоянный участник международных фестивалей ранней музыки и проекта «Все кантаты Баха» фонда Сollegium Musicum.

Евгений Скурат

Евгений Скурат, бас

Михаил Нор

Родился в 1994 году в семье музыкантов. Петь начал с раннего детства в церковном хоре, в 14 лет стал регентом, сольное и хоровое пение в церкви сопровождает всю его жизнь.
В настоящее время — студент Московской консерватории («Кафедра сольного пения»).
В 2014 солировал в концерте известного дирижёра Майкла Шасбергера (США) в рамках I Международного хорового конгресса.
В 2015-2017 — хормейстер хора МГУ. Приглашённый солист хора Московской консерватории и хора МГУ.
С 2016 года — артист вокального ансамбля «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко.
Участвовал в Международном фестивале «Musikfest Erzgebirge» (2016), Дрезденском музыкальном фестивале (2017).
Активно выступает в концертах камерной музыки, исполняя сочинения разных эпох, от старинной музыки до современной. Сотрудничает с Ансамблем Collegium Musicum под руководством Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации).

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского (2008).

Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Теодора Курентзиса. Работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers.

В 2007 создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD.

В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И.С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения.

В сезоне 2020/21 выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А.В. Свешникова. 

В настоящее время Олег Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Российский музыковед, ученик Ю.Н. Холопова и М.А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории.
Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета.
Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru).
Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра.
Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Даниэль Сальвадор

Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика).
Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и другие. Играл в составе ансамблей старинной музыки Ensamble de la Abadesa и Ars Combinatoria, сотрудничал с фолк-
группой Santarén-Folk.
Принимал участие в мастер-классах известных европейских органистов и педагогов, в числе которых Монтсеррат Торрент, Пьер Фараго и Луиджи Тальявини.
В 2010-2012 входил в совет Мадридской Королевской Консерватории. С 2012 – органист Архиепископства Мадрида.
Музыкальный руководитель Международного цикла органных концертов Посольства Ватикана в Испании.
Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид).Постоянный участник проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым» в Евангелическо-Лютеранском Кафедральном соборе святых Петра и Павла в Mоскве (с ансамблем Collegium Musicum), в рамках которого исполняет также все хоральные прелюдии для органа И.С. Баха. Среди важных событий последних лет – исполнение всех органных концертов Генделя и Вивальди, всех церковных сонат Моцарта и всех органных сочинений Лигети.

Звания и награды:

  • Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании.
  • Лауреат Международного конкурса JM International
  • Лауреат международного конкурса Jeunesses Musicales

 

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
12 декабря / 20:00
Иван ПЕТРОВ — контратенор. Константин ЩЕНИКОВ-АРХАРОВ — лютня. Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
14 декабря / 18:00
Фёдор СТРОГАНОВ — орган Карина ДЕБОРД — сопрано
15 декабря / 19:00
Ренессансный оркестр. Художественный руководитель — Владимир ПАРУНЦЕВ
19 декабря / 20:00
Жан НУВЕЛЬ-АЛУ, органист собора Нотр-Дам-де-ля-Гар (Париж)
22 декабря / 20:00
Роман НАСОНОВ. Ансамбль Collegium Musicum, художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО, титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган.
Ближайшие концерты
12 декабря / 20:00 – 21:30
Иван ПЕТРОВ — контратенор. Константин ЩЕНИКОВ-АРХАРОВ — лютня. Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
Билеты от 1400₽
14 декабря / 18:00 – 19:30
Фёдор СТРОГАНОВ — орган Карина ДЕБОРД — сопрано
Билеты от 1400₽
15 декабря / 19:00 – 20:30
Ренессансный оркестр. Художественный руководитель — Владимир ПАРУНЦЕВ
Билеты от 1400₽
19 декабря / 20:00 – 21:30
Жан НУВЕЛЬ-АЛУ, органист собора Нотр-Дам-де-ля-Гар (Париж)
Билеты от 600₽
22 декабря / 20:00 – 21:45
Роман НАСОНОВ. Ансамбль Collegium Musicum, художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО, титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган.
Билеты от 1400₽
26 декабря / 20:00 – 21:30
Государственный академический русский ХОР ИМЕНИ СВЕШНИКОВА БРАСС-АНСАМБЛЬ Российского Национального оркестра Дирижер — Олег РОМАНЕНКО Лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган
Билеты от 1400₽
28 декабря / 21:00 – 22:30
Самый необычный оркестр России Imperialis Orchestra.
Билеты от 1900₽
29 декабря / 18:00 – 19:20
Зимняя классика в новом звучании! Органный дуэт Artbene исполняет известные произведения, вдохновленные образами зимы,— от «Времен года» Вивальди до «Щелкунчика» Чайковского.
Билеты от 1400₽
29 декабря / 21:00 – 22:25
Одна из самых популярных программ Collegium Musicum дает возможность увидеть окружающий мир глазами двух гениев.
Билеты от 1400₽
31 декабря / 21:00 – 22:15
Новогоднее чудо под сводами собора! Завораживающее звучание стеклянной арфы под руками виртуоза Александра Лемешева в дуэте с органисткой Олесей Кравченко соединится с магией песочной анимации.
Билеты от 1900₽
1 января / 18:00 – 19:30
Авторский цикл. Концерт второй Заслуженный артист России Александр ФИСЕЙСКИЙ — орган
Билеты от 1400₽
2 января / 15:00 – 16:05
Любимая новогодняя сказка об отважной маленькой Мари и заколдованном принце Щелкунчике, о Мышином короле и сказочном городе Конфитюренбурге оживет в музыке и волшебных картинах песочной анимации!
Билеты от 1400₽
2 января / 18:00 – 19:15
Авторские обработки музыки из мультфильмов студии Disney
Билеты от 1400₽
3 января / 15:00 – 16:25
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган. Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
4 января / 21:00 – 22:15
Лауреаты международных конкурсов Юлия ИКОННИКОВА — орган, Нина ГВАМИЧАВА — арфа, Олег МАТВЕЕВ — волынка, саксофон, гармоника
Билеты от 1400₽
5 января / 18:00 – 19:30
Органные сочинения на темы рождественских гимнов играет лауреат международных конкурсов, органистка Методистской церкви города Бомонт Екатерина ГОТСДИНЕР (Техас, США)
Билеты от 1400₽
5 января / 21:00 – 22:30
Лауреаты международных конкурсов Алексей КРУГЛОВ — саксофон, Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ — орган, рояль
Билеты от 1400₽
6 января / 21:00 – 22:15
Играет лауреат международных конкурсов и премии «Органист года», солистка Томской государственный филармонии Мария Блажевич (орган)
Билеты от 1400₽
7 января / 15:00 – 16:15
Хоровая капелла мальчиков и юношей «ДЕБЮТ», художественный руководитель и главный дирижер — Элдар АБАСОВ. Лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган.
Билеты от 1400₽
7 января / 18:00 – 19:30
В канун православного Рождества совершите удивительное путешествие в пространстве и времени: в этой программе смешалась музыка Востока и Запада, прошлого и настоящего, авторские и анонимные сочинения.
Билеты от 1400₽
8 января / 21:00 – 22:25
В программе: шедевры органной музыки и популярная классика
Билеты от 1400₽
9 января / 20:00 – 21:30
Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
Билеты от 1400₽
11 января / 18:00 – 19:30
Виртуоз Константин КАЗНАЧЕЕВ и его блистательный Московский струнный оркестр исполняют знаменитый цикл Вивальди. На большом историческом органе собора прозвучат органные шедевры Баха.
Билеты от 1900₽
12 января / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Владимир Скоморохов — орган Тереза Лолейт — флейта Илья Лолейт — кларнет
Билеты от 700
16 января / 20:00 – 21:00
Лауреаты международных конкурсов Ангелина Николовска — виола да гамба Ирина Красная — орган В программе: И. С. Бах
Билеты от 600₽
Работает на Cornerstone