17 июня / воскресенье 19:00
«Все кантаты Баха с Романом Насоновым»
Концерт шестой
Кантаты №75 и № 76
Екатерина Либерова (сопрано), Анастасия Бондарева (альт)
Михаил Нор (тенор), Евгений Скурат (бас)
Даниэль Сальвадор – орган (Испания)
Ансамбль Collegium Musicum
Дирижер – Олег Романенко
Грандиозный проект продолжает знакомить российскую публику с кантатами великого кантора. Они звучат в аутентичной атмосфере собора на исторических инструментах при участии лучших исполнителей старинной музыки. Июньским вечером вас ждут две кантаты, которые 295 лет назад – летом 1723 года – стали дебютом Баха на посту руководителя лейпцигской церковной музыки и кантора школы при церкви Св. Фомы. А испанский органист Даниэль Сальвадор исполнит на историческом органе собора импровизации на темы хоралов из этих кантат.
Кантата №75 «Да едят бедные и насыщаются» стала первым сочинением, которое Бах представил на новом посту. Она прозвучала 30 мая и состояла из двух частей: в первой нашла отражение притча о богаче и Лазаре из Евангелия от Луки, а во второй – фрагмент из евангелиста Иоанна, повествующий о том, что Бог есть любовь. Кантата построена в контрасте между нищетой земной жизни и истинным богатством жизни небесной, а в качестве резюме Бах выбирает текст хорала «Что Бог творит, всё – благо!»
Кантата эта довольно необычна. Три из четырех арий написаны в танцевальных ритмах: полонез, менуэт и паспье. Таким образом, Бах предстал перед новой аудиторией как «современный» композитор, который не боится использовать «модные» жанры. Кроме того, вступление напоминает французскую увертюру – жанр, который изначально сопровождал торжественный вход королей. Вероятно, Бах сознательно так обставил свое собственное появление в новой должности. Эту мысль подтверждает тот факт, что в кантате 14 частей – а это число Баха: если сложить числовые значения букв B-A-C-H, то мы получим 14, и Бах часто использовал это число как своего рода подпись.
Кантата №76 «Небеса проповедуют славу Божию» впервые прозвучала 6 июня. Она также состоит из двух частей, текст взят из 3-й главы послания евангелиста Иоанна и притчи о трапезе, на которой есть много званых и мало избранных. Первая часть необычайно торжественна. Ее открывает торжественный хор с трубой, а продолжают удивительной красоты арии. В арии сопрано на текст «Услышьте, народы, Божий глас» Бах создал настоящий шлягер: он нашел такую запоминающуюся интонацию, что можно представить, как люди, выходя из церкви, и напевали ее, как любимую оперную арию.
Поразительная вторая часть использует символику ярких инструментальных тембров: гобой д’аморе – любовь, виола да гамба – страдания и муки. Огромную роль здесь играет смысл 3-ей главы Первого послания евангелиста Иоанна: «Мир ненавидит вас, а мы любим братьев; Христос положил за нас душу свою, мы должны полагать свои души за братьев, и любить не словом или языком, но делом и истиной».
В программе: И. С. Бах
Органная импровизация на хорал
Кантата №75 «Die Elenden sollen essen, daß sie satt werden» / «Да едят бедные и насыщаются»
Органная импровизация на хорал
Кантата № 76 «Die Himmel erzählen die Ehre Gottes» / «Небеса проповедуют славу Божию»
Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве – Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.
Даниэль Сальвадор (орган) – окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию, органист Мадридского архиепископства и Папской Базилики Мадрида. Концертирует по всей Испании, выступает в Париже, Антверпене, Венеции, Риге, Ватикане и т.д. Член Совета Королевской Консерватории Мадрида (2009-2012). Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.
Олег Романенко – дирижер, выпускник Московской консерватории им. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). В настоящее время – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».
Роман Насонов родился в Воронеже, в 1971 году. Ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.
____________________________________________________________
За 1 час 30 мин. до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».
На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.
Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.
Начало экскурсии — в 17:30 в притворе Собора. Сбор группы в 17:25. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в верхнем правом углу иконку "У нас сегодня экскурсия")